Безопасность эксплуатации крана во многом зависит от его устойчивости. Устойчивость — это способность крана противодействовать опрокидывающим его моментам от силы тяжести поднимаемого груза, ветровой нагрузки, собственного веса элементов крана, динамических нагрузок и уклона.
В соответствии с ГОСТ 13994-81 «Краны башенные строительные. Нормы расчета» устойчивость проверяется для следующих условий: при работе крана с грузом — грузовая устойчивость, без груза в рабочем состоянии — собственная устойчивость, в нерабочем состоянии — собственная устойчивость, при внезапном снятии нагрузки — обрыве груза, при монтаже (демонтаже) крана.
При проверке устойчивости выбирают наиболее неблагоприятные условия работы крана: при опасной комбинации нагрузок/без учета действия противоугонных захватов (усилия от закрепления за рельсы, создающие дополнительный удерживающий момент, устойчивости крана). При расчете учитывают наклон кранового пути, а также деформации этого пути и самого крана от действующих нагрузок. Например, при расчете грузовой устойчивости исходят из того, что поднимаемый груз Q равен грузоподъемности крана и имеет максимально возможную наветренную площадь. Ветровые нагрузки рабочего состояния IVP действуют со стороны противовеса, кран стоит на уклоне в сторону груза, а динамические нагрузки от ветра, ускорений при подъеме и передвижении крана создают момент в сторону груза. Удерживающий момент создается только от веса крана с балластом и противовесом G0. При проверке собственной устойчивости крана в рабочем состоянии предполагают, что кран стоит на уклоне а в сторону опрокидывания без груза с максимально поднятой стрелой. На кран действуют ветровые, нагрузки рабочего состояния Wv в сторону противовеса. При проверке собственной устойчивости в нерабочем состоянии считают, что ветровые нагрузки WH действуют в сторону противовеса. Если у кранов в нерабочем состоянии допускается свободное вращение поворотной части, собственную устойчивость рассчитывают по схеме рис. 7. в. т.е. при развороте крана под действием ветра и, как следствие, с приложением ветровой нагрузки в сторону стрелы. Расчет собственной устойчивости проводят для кранов с маневровым изменением вылета при положении стрелы на максимальном вылете, а для кранов с установочным изменением вылета — при положении стрелы на минимальном вылете. Для проверки устойчивости при обрыве груза (см. рис. 7, д) считают, что кран расположен на уклоне в сторону опрокидывания, нагрузка на крюке направлена вверх, а ветровая нагрузка рабочего состояния на кран Wp — со стороны стрелы. Устойчивость крана при монтаже (демонтаже) проверяют для следующих случаев: в начале подъема башни из ее нижнего положения в момент отрыва от земли и при вертикально установленной башне, но при не полностью смонтированном кране.
Грузовую устойчивость крана проверяют не только расчетом, но и испытанием изготовленного крана по Правилам Госгортехнадзора при приемочных испытаниях на заводе-изготовителе и при техническом освидетельствовании на строительной площадке. Остальные виды устойчивости — только расчетом.
Назначение, и опорные части воспринимают действующие на кран нагрузки и передают их непосредственно на основание крана (крановые пути, фундамент или перекрытия здания).
Передвижные краиы. К опорным частям передвижных кранов относятся ходовые рамы, с помощью которых кран устанавливают на крановый путь. По числу точек опирания на рельсы рамы бывают трех- и четырехопорные. Наиболее распространены четырехопорные рамы, поэтому рассмотрим их конструкции. Конструкция рамы зависит от типа крана (с поворотной или неповоротной башней) и вида ходового устройства (рельсовое, автомобильное, пневматическое).
Ходовые ра м ы кранов с неповоротной башней (рис. 8) оборудуются, как правило, рельсовым ходовым устройством. Рассмотрим исполнения этих ходовых рам.
Плоская ходовая рама с подкосами бывает с центральной (чаще применяется ни кранах с поворотной башней) или асимметричной рамой со смещенным расположением башни.
Ходовая рама с асимметричным расположением башни — асимметричная (рис. 8, д), представляет собой сборно-разборную конструкцию на болтах, создающую жесткий опорный контур. К центральной раме, расположенной непосредственно под основанием башни, примыкают съемные балки, которые, как и центральная рама, опираются на четырехколесные ходовые тележки. Все балки сварены из листа и имеют коробчатое сечение. При транспортировании съемные балки для уменьшения габаритов демонтируют и перевозят отдельно. Для повышения жесткости конструкции раму и съемные балки связывают при работе с поясами башен подкосами, а съемные балки — между собой поперечными балками, на которые укладывают плиты балласта.
П-образный порт (рис. 8, б) чаще всего применяют на кранах-погрузчиках, используемых на складах (где из-за большой стесненности материалы складируют на крановом пути), или для устройства автомобильного или железнодорожного проезда. Портал представляет собой сварную раму листовой конструкции, опирающуюся на четыре стойки и открытую в направлении оси пути. Стойки — сварные коробчатого сечения. Для повышения жесткости боковые стойки связаны с продольными балками. На верхней части рамы расположены фланцы для крепления башни. В продольные балки вверены втулки для крепления шкворней ходовых тележек.
Шатровый портал (рис. 8, в) аналогичен плоской раме с подкосами, в отличие от плоской рамы его можно разбирать при демонтаже и перевозке.
Ходовые рамы кранов с поворотной башней изготовляют в нескольких исполнениях.
Рис. 8. Ходовые рамы:
а — асимметричная, б-П-образный портал, в -шатровый портал, г. -с поворотными балками-флюгерами; 1 — рама; 2, 4 — балки, 3 — подкосы, 5 — стойка, 6 — втулка, 7 — флюгер
На эти ходовые рамы непосредственно крепится опорно-поворотное устройство, через которое на ходовые рамы передаются нагрузки от поворотной части крана. Рассмотрим исполнения ходовых рам.
Рама с поворотными балками-флюгерами (рис. 8, г) имеет центральную кольцевую раму, к которой присоединены четыре поворотных балки-флюгера, шарнирно опирающихся на ходовые тележки. Для снижения центра тяжести и уменьшения транспортных габаритных размеров раму максимально опускают вниз, поэтому флюгера выполняют трапециевидными с уменьшением их высоты в месте опирания на ходовые тележки. Во время работы крана флюгера разведены в стороны под углом 45° к продольной оси крана и закреплены на кранах КБ-100 и КБ403А двумя жесткими и двумя телескопическими тягами. Подвижное крепление флюгеров позволяет сделать опоры подвижными, что облегчает проход по путям, особенно по криволинейным участкам. При перевозке крана для уменьшения их габаритных размеров флюгера сводят к продольной оси и закрепляют. На верхнем торце рамы приварено опорное кольцо, на которое устанавливают опорно-поворотное устройство.
Портал применяют в кранах-погрузчиках (например, КП-100) и кранах с большим грузовым моментом (БК-300, БК-ЮООА), на которых пространство под порталом используется для монтажа самого крана. Под порталами может проходить автомобильный и железнодорожный транспорт, площадь также используется для складирования материалов. Конструкция порталов, применяемых на кранах с поворотной башней, отличается от конструкции П-образного портала кранов с неповоротной башней тем, что у первых на портале закрепляется не башня, а опорно-поворотное устройство.
Плоская сварная рама (крана АБКС-5) опирается на шасси автомобиля МАЗ-500. Для снижения удельного давления на грунт выносные опоры поднимаются и убираются в пределы транспортного габарита крана.
Устройства для крепления балласта — различные на разных ходовых рамах. В одном случае плиты балласта укладывают непосредственно на раму (краны КБ-572, КБ-674), в другом — навешивают сбоку (краны КБР-1, КБ-ЮО. ОМ, С-981) — для этого на боковых стенках ходовой рамы сделаны проушины и пальцы, на которые навешиваются крючья балласта. Снизу на ходовой раме установлены опорные площадки для опи-рания плит балласта.
Устройства для прохода к рана по кривым позволяют использовать кран на криволинейных путях и таким образом расширить применение его (например, при строительстве зданий сложной конфигурации). Самоходные автомобильные и пневмоколесные башенные краны проходят по кривым за счет встроенной в шасси системы рулевого управления.
Для прохода по кривым рельсовых кранов с трехопорным опиранием (рис. 9, а) радиус К закругления пути определяется исходя из того, что ходовые тележки крана должны вписываться в закругления. При этом рельс 2, по которому движется одна опора крана, должен иметь переходные участки АВ и CD переменного радиуса, образуемые при вхождении жесткого опорного контура ходовой рамы на криволинейный участок пути по рельсу. Из-за сложности выполнения криволинейных участков такого пути и увеличенной ширины колеи краны с трехопор-ной рамой применяют редко.
Наиболее удобны для движения по кривым краны с четырехопорными ходовыми рамами и поворотными флюгерами.
Этого достигают двумя способами. Один способ состоит в том, что между прямым участком пути и дугой ВС постоянного радиуса устраивают переходные участки А В и CD, другим способом путь прокладывают по дуге постоянного радиуса без переходного участка, но из разных точек — Е и Ж. Флюгерные рамы проходят по криволинейным участкам пути радиусом R закругления внутреннего рельса 7… 10 м (при жесткой раме у двухколесных ходовых тележек этот радиус должен быть 25… 100 м; при жесткой раме и четырехколесных тележках краны не могут передвигаться по криволинейным путям).
Фундамент, анкерные болты и связи, соединяющие рамы крепления со зданием, изготовляются строительными организациями в зависимости or особенностей возводимого сооружения.
Стационарные и приставные краны. Опорные части приставных кранов представляют собой фундаментные плиты. присоединяемые анкерными болтами к фундаменту, и рамы крепления, которые располагаются между секциями башни. Рамы крепят к зданию дополнительными связями, фундаментные плиты 4-к фланцам нижней секции башни.
Самоподъемные краны. Опорная часть самоподъемного крана — опорные балки — служит для закрепления крана на перекрытиях возводимого сооружения при работе. На период выдвижения крана с помощью монтажного полиспаста в качестве опорной части используют подъемную клеть, направляющие которой скользит по поясам башни во время подъема крана на новую отметку.
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Устойчивость крана"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы