Строительные машины и оборудование, справочник






Устранение неисправностей, регулирование и техническое обслуживание цилиндрической группы


Категория:
   Справочник сельского автомеханика


Устранение неисправностей, регулирование и техническое обслуживание цилиндрической группы

Цилиндропоршневая группа. Давление конца такта сжатия проверяют компрессометром. Для этого прогревают двигатель (с искровым зажиганием), отсоединяют провода от свечей и выворачивают их, полностью открывают воздушную и дроссельную заслонки.

При проверке дизеля отсоединяют топливопроводы высокого давления и вынимают форсунки. Устанавливают наконечник ком-прессометра в отверстие для свечи (форсунки) и проворачивают коленчатый вал двигателя стартером на 10—12 оборотов, фиксируя максимальное давление в цилиндре по шкале манометра. Проверяют каждый цилиндр. У двигателей с искровым зажиганием давление в конце такта сжатия должно быть не ниже 0,7— 0,8 МПа, у дизелей — не ниже 3 МПа. Разница в показаниях манометра для разных цилиндров одного двигателя должна быть не более 0,1 МПа для двигателей с искровым зажиганием и 0,2 МПа— для дизелей. После каждого замера давления вентилем на ком-прессометре устанавливают манометр в «нулевое» положение. Техническое состояние цилиндропоршневой группы, клапанов и прокладки головки цилиндров проверяют прибором К-69М.

При перерасходе масла, потере компрессии, дымности отработавших газов и дымлении из сапуна проверяют состояние компрессионных и маслосъемных колец, поршней и цилиндров. Если износ этих деталей достиг выбраковочных размеров, двигатель ремонтируют.



Поршни с пригоревшими кольцами погружают в керосин или дизельное топливо для размягчения нагара. Кольцо снимают с поршня и надевают на него специальным приспособлением. Поршни и снятые кольца очищают от нагара, а затем тщательно промывают в керосине или дизельном топливе.

При установке новых поршневых колец проверяют, чтобы каждое кольцо по зазору в замке и зазору по высоте не выходило за пределы, установленные техническими условиями. Правильно подобранные кольца при вращении поршня в горизонтальном положении вокруг своей оси плавно перемещаются в канавках и утопают в них под действием собственной массы. При установке колец скручивающегося типа выточки или фаски направляют вверх, а конусное кольцо торцом меньшего диаметра обращают в сторону днища поршня. У дизелей рабочая поверхность верхнего компрессионного кольца покрыта хромом, нижнего — молибденом или хромом. Зазор между цилиндром и поршнем проверяют щупом.

Прокладку головки цилиндров двигателей с искровым зажиганием и дизеля ЗИЛ-645 перед установкой натирают порошкообразным графитом. У дизелей КамАЗ-740 и ЯМЗ-КАЗ-642 пространство между головкой цилиндров и блок-картером по контуру уплотнено формованной резиновой прокладкой, а в расточенную канавку на нижней плоскости головки цилиндров запрессовано опорное стальное кольцо, которое, деформируя стальную прокладку, образует уплотнение между головкой и гильзой цилиндра.

При возникновении нехарактерных для работы двигателя стука и шума прослушивают двигатель стетоскопом (желательно электронным «экраном»), стержень которого ставят перпендикулярно проверяемому месту.

При износе поршня и цилиндра в зонах 1 и 4 возникает сильный глухого тона металлический звук на малой частоте и при переходе на среднюю частоту вращения коленчатого вала. Несильный щелкающий стук в зоне 2 на средней частоте вращения коленчатого вала указывает на износ сопряжения поршневое кольцо — канавка поршня. Резкий металлический стук в зоне 3 при переходе от малой к средней частоте вращения коленчатого вала свидетельствует об увеличении зазора в сопряжениях поршневые пальцы — втулки шатунов — бобышки поршней.

Признаки увеличения зазоров между шейками коленчатого вала и вкладышами шатунных и коренных подшипников — падение давления масла в смазочной системе двигателя и появление стука в зоне 5. Причем звонкий сильный металлический стук характерен для изношенных вкладышей шатунных подшипников, а стук более глухого тона, четкий и регулярный — для изношенных коренных подшипников. Если при малой частоте вращения коленчатого вала с обеих сторон двигателя, имеющего верхнее (подвесное) расположение клапанов, под колпаком клапанного механизма (зона 7) слышен слабый металлический стук среднего тона, значит, велик зазор между торцом стержня клапана и бойком коромысла. Слабый глухой стук в зоне 6 против соответствующих клапанов при малой частоте вращения коленчатого вала свидетельствует о повышенном зазоре между стержнем клапана и направляющей втулкой.

Рис. 1. Зоны прослушивания двигателя (1—7)

Если у двигателя с искровым зажиганием при работе на рекомендованном сорте топлива и правильной установке зажигания появляется детонация, падает мощность и повышается расход топлива, то очищают от нагара поверхности, образующие камеры сгорания. Для удаления нагара осторожно снимают головку цилиндров, чтобы не повредить прокладку, размягчают нагар керосином или дизельным топливом и удаляют его скребком. Затем промывают этими жидкостями поверхности камер сгорания.

Если отложения нагара невелики, его можно удалить, не разбирая двигатель. Для этого заливают в каждый цилиндр прогретого и остановленного двигателя 20—30 сма керосина, через 10 ч заменяют масло в поддоне картера двигателя, запускают двигатель и дают ему проработать 10—20 мин под нагрузкой при средней частоте вращения коленчатого вала.

Течь масла и охлаждающей жидкости в двигателе возникает из-за неудовлетворительного состояния прокладок или неправильной установки их в процессе сборки. При повреждении прокладки головки цилиндров или неправильной установке опорных колец и затяжке гаек шпилек, крепящих головку, внутрь одного или нескольких цилиндров может проникнуть охлаждающая жидкость. Пуск такого двигателя затруднен. Поэтому периодически проверяют затяжку гаек крепления головки цилиндров на холодном двигателе. Причем температура двигателя должна быть не меньше 0°С. Затем проверяют зазор между бойками коромысел и торцами стержней клапанов. Если подтяжкой гаек шпилек, крепящих головку цилиндров, подтекание охлаждающей жидкости устранить не удалось, заменяют прокладку головки цилиндров.

Гайки и болты шатунных и коренных подшипников коленчатого вала и крепления головки цилиндров затягивают в определенной последовательности (рис. 3) динамометрическим или специальным ключом. Затяжка и шплинтовка болтов и гаек подшипников коленчатого вала, а также затяжка гаек крепления головки цилиндров должны точно соответствовать указаниям завода-изготовителя.

Из-за неудовлетворительного состояния уплотняющих резиновых колец между гильзой цилиндра и блок-картером может проходить охлаждающая жидкость из водяной рубашки в поддон. В этом случае вынимают гильзу и заменяют негодное резиновое кольцо. Утечка масла из поддона картера объясняется повреждением или неплотным прилеганием прокладок, а иногда износом уплотнений переднего и заднего концов коленчатого вала.

Обнаружив течь, подтягивают все болты крепления поддона картера и люков, а если это не помогает, меняют поврежденные прокладки или изношенные детали уплотнения.

Если течь масла через прокладки и уплотнения сопровождается значительным выделением газов из маслоналивной горловины, прочищают систему вентиляции картера. Если течь не прекратилась, то проверяют состояние гильз цилиндров, поршней и поршневых колец и при необходимости заменяют их.

Механизм газораспределения. К характерным дефектам деталей относят износ и выгорание фасок клапана и его седла; износ стержня клапана по диаметру и в торце; износ бойка коромысла, направляющих втулок клапана и толкателя; потерю упругости и уменьшение длины пружины клапана; износ толкателя по поверхности сопряжения с кулачком распределительного вала и гнезда под штангу по глубине; износ кулачков и шеек распределительного вала, подшипников распределительного вала и зубьев распределительных зубчатых колес. В двигателях ЗИЛ-130 и ЗИЛ-645 может нарушиться работа механизма поворота клапанов в результате заедания шариков и пружин этого механизма.

Рис. 2. Последовательность затяжки (указана цифрами) гаек крепления головки цилиндров у двигателей: а — 3M3-53-11; 3M3-66 06; б — ЗИЛ-130; в — ЗИЛ-645; г—КамАЗ-740: б —ЯМЗ-КАЗ-642

Перечисленные дефекты сопровождаются уменьшением мощности и экономичности двигателя, подсасыванием воздуха и обеднением смеси, прорывом отработавших газов, стуком клапанов.

Чтобы механизм газораспределения нормально работал, во время первых трех ТО-1 у нового двигателя, затем в период каждого ТО-2, а также при появлении ненормальных стуков в зоне 7 (см. рис. 2) и уменьшении мощности двигателя проверяют и при необходимости регулируют зазоры между торцом стержня клапана и бойком коромысла. Эти зазоры регулируют на холодном двигателе, предварительно подтянув гайки шпилек крепления головки цилиндров.

У двигателя 3M3-53-11 для регулировки зазора между торцом стержня клапана и бойком коромысла осторожно снимают крышки, закрывающие коромысла, чтобы не повредить прокладки, и проверяют затяжку гаек крепления головки цилиндров к блок-картеру в последовательности, указанной на рисунке 3, о. Момент затяжки— 73—78 Н-м. Выворачивают свечу первого цилиндра и устанавливают поршень этого цилиндра в ВМТ при такте сжатия. Для этого закрывают плотной бумажной пробкой отверстие свечи первого цилиндра и пусковой рукояткой медленно проворачивают коленчатый вал двигателя до момента выхода воздуха из-под пробки, что означает начало такта сжатия. Затем поворачивают коленчатый вал до совпадения риски на его шкиве с центральной риской указателя ВМТ. В этот момент поршень первого цилиндра находится в ВМТ такта сжатия, если впускной и выпускной клапаны закрыты. Щупом проверяют зазор между торцом стержня клапана 2 (рис. 4) и бойком коромысла 3. При неправильном зазоре отворачивают контргайку 5 регулировочного винта 4 и, поворачивая отверткой винт 4, устанавливают нужный зазор (см. табл. 22), проверяя его щупом. Поддерживая отверткой регулировочный винт, затягивают контргайку и вновь проверяют правильность зазора. После регулировки щуп 0,25 мм должен проходить свободно, 0,3 мм — не проходить.

Повернув коленчатый вал двигателя на 90°, регулируют зазоры между торцами стержней клапанов и бойками коромысел пятого цилиндра. Зазоры у клапанов остальных цилиндров регулируют по порядку работы цилиндров (4—2—6—3—7—8), поворачивая коленчатый вал при переходе от цилиндра к цилиндру на 90°. Закончив регулировку клапанов, устанавливают на место крышки, закрывающие коромысла, и заворачивают на место свечу первого цилиндра.

При регулировке зазора между торцом стержня клапана и бойком коромысла двигателей ЗМЗ-66-06 и ЗИЛ-130, так же как и у предыдущей модели двигателя, устанавливают поршень первого цилиндра в ВМТ конца сжатия. Для этого у двигателя ЗМЗ-66-06 специальный указатель на картере муфты сцепления должен совпадать с шариком, зачеканенным в маховик, а у двигателя ЗИЛ-130 отверстие — метка на шкиве коленчатого вала должна находиться под меткой ВМТ на указателе для установки момента зажигания.

Порядок выполнения операций по проверке и регулировке зазоров между торцами стержней клапанов и бойками коромысел у этих двигателей такой же, как и у двигателя ЗИЛ-53-11. Затягивают болты крепления головки цилиндров к блок-картеру в последовательности, указанной на рисунке 3, а и б.

Рис. 3. Регулировка зазора между торцом стержня клапана и бойком коромысла: 1 — опорная шайба; 2 — клапан; 3 — коромысло; 4 — винт регулировочный; 5 — контргайка

Рис. 4. Фиксатор маховика дизеля КамАЗ-740: 1 — фиксатор; 2 — рукоятка; 3 — корпус; 4 — пружина

У двигателя ЗМЗ-66-06 после проверки и регулировки зазоров в клапанах первого цилиндра регулируют зазоры у клапанов остальных цилиндров в последовательности, соответствующей порядку их работы, поворачивая каждый раз коленчатый вал на 90°. У двигателя ЗИЛ-130, установив поршень первого цилиндра в ВМТ такта сжатия, проверяют и регулируют оба клапана этого цилиндра, впускные клапаны третьего, седьмого и восьмого цилиндров и выпускные клапаны второго, четвертого и пятого цилиндров. Затем, повернув коленчатый вал на 360°, проверяют и регулируют зазоры у остальных клапанов. Нумерация цилиндров такая: если смотреть со стороны вентилятора, левая группа цилиндров — 1—2—3—4, правая — 5-6-7-8.

У дизелей КамАЗ-740 операции по регулировке зазоров между торцами стержней клапанов и бойками коромысел выполняют на холодном дизеле в следующем порядке. Снимают крышку головок цилиндров и проверяют в три приема затяжку болтов крепления головок в последовательности, указанной на рисунке 3,г. Предельное значение момента затяжки болтов 190—210 Н-м. Фиксатор 1 (рис. 5) на картере маховика устанавливают в нижнее положение. Снимают крышку люка в нижней части картера муфты сцепления. Поворачивают коленчатый вал по ходу вращения ломиком, вставляя его в отверстие на маховике до тех пор, пока фиксатор под действием пружины войдет в паз на маховике. При этом риски (метки) на корпусе автоматической муфты (рис. 6,а) опережения впрыскивания топлива и заднего фланца ведущей полумуфты привода топливного насоса высокого давления (ТНВД) должны находиться в верхнем положении. Если риски оказались внизу, выводят фиксатор из паза в маховике и поворачивают коленчатый вал на один оборот. При этом фиксатор должен войти в паз маховика. Затем, освободив фиксатор из зацепления с маховиком, поворачивают коленчатый вал против часовой стрелки, если смотреть со стороны маховика, на угол 60°. Это будет положение I коленчатого вала, при котором клапаны первого и пятого цилиндров должны быть закрыты, о чем свидетельствуют легко поворачиваемые рукой штанги клапанов. Для поворота коленчатого вала на угол 30° поворачивают маховик на расстояние между двумя соседними отверстиями.

Рис. 5. Положение меток на ТНВД и его приводе, соответствующих началу впрыскивания топлива в первый цилиндр дизеля: а — КамАЗ-740: 1 — корпус топливного насоса высокого давления (ТНВД): 2 — автоматическая муфта опережения впрыскивания топлива; 3 — ведомая полумуфта привода; 4 — передний фланец ведущей полумуфты; 5 — болт; 6 — задний фланец ведущей полумуфты; 7 — стяжной болт ведомой полумуфты; 1 — метка на заднем фланце ведущей полумуфты; II — метка на автоматической муфте опережения впрыскивания; III —метка на корпусе ТНВД; б — ЯМЗ-КАЗ-642: 1 — маховик ТНВД; 2 — ведомая полумуфта привода; 3 — фланец ведомой полумуфты; 4 — Стяжной болт; 5 — задний фланец ведущей полумуфты: 6 — щетка; 7 — болт

Проверяют динамометрическим ключом момент затяжки гаек крепления стоек коромысел у цилиндров 1 и 5. Он должен быть в пределах 42—54 Н-м.

Затем проверяют зазор между торцами стержней клапанов и бойками коромысел и при необходимости регулируют. Поворачивают коленчатый вал в положения, указанные в табл. 23, и регулируют клапаны остальных цилиндров. Гайки регулировочных винтов затягивают моментом 34—42 Н-м. Устанавливают на место крышки люка в картере сцепления и головок цилиндров.

Основные операции проверки и регулировки зазоров между торцами стержней клапанов и бойками коромысел у дизеля ЗИЛ-645 такие же, как у дизеля КамАЗ-740. Сняв крышки головок цилиндров, проверяют в три приема затяжку болтов крепления головок цилиндров в последовательности, указанной на рисунке 3, е. Предельное значение момента затяжки болтов 140— 160 Н-м. Затем снимают крышку люка в нижней части картера маховика и устанавливают фиксатор в нижнее положение. Поворачивают коленчатый вал монтажной лопаткой, вставляя ее во впадины между зубьями венца маховика до совпадения фиксатора с прорезью в маховике. При этом риски на муфте и ТНВД должны совпадать (это будет ВМТ такта сжатия в первом цилиндре). В этом положении, предварительно освободив фиксатор, можно проверить и отрегулировать зазоры между торцами стержней клапанов и бойками коромысел в тех же цилиндрах, что и у ЗИЛ-130. Схема нумерации цилиндров у них одинаковая. Затем, повернув коленчатый вал на 360°, проверяют и регулируют зазоры у остальных клапанов. Закончив регулировку, устанавливают на место крышку люка картера маховика и крышки головки цилиндров. Порядок выполнения операций по проверке и регулировке зазора между торцами стержней клапанов и бойками коромысел у дизеля ЯМЗ-КАЗ-642 отличается от описанных для дизеля КамАЗ-740. Коленчатый вал дизеля ЯМЗ-КАЗ-642 поворачивают с помощью приспособления, установленного между муфтой сцепления и карданным валом, и совмещают риски на ведомой полумуфте 2 (рис. 6,6) привода ТНВД с меткой на корпусе ТНВД. Цифры, выбитые рядом с рисками на полумуфте 2, указывают на номера цилиндров, в которых следует проверять и регулировать зазоры между торцами стержней клапанов и бойками коромысел. Цилиндры дизеля I, II и III последовательно расположены в левом ряду, а IV, V и VI — в правом ряду, если смотреть со стороны вентилятора.

Читать далее:

Категория: - Справочник сельского автомеханика

Главная → Справочник → Статьи → Форум



Разделы

Строительные машины и оборудование
Для специальных земляных работ
Дорожно-строительные машины
Строительное оборудование
Асфальтоукладчики и катки
Большегрузные машины
Строительные машины, часть 2,
Дорожные машины, часть 2
Ремонтные машины
Ковшовые машины
Автогрейдеры
Экскаваторы
Бульдозеры
Скреперы
Грейдеры Эксплуатация строительных машин
Эксплуатация средств механизации
Эксплуатация погрузочных машин
Эксплуатация паровых машин
Эксплуатация экскаваторов
Эксплуатация подъемников
Эксплуатация кранов перегружателей
Эксплуатация кузовов машин
Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины