Строительные машины и оборудование, справочник



Категория:
   1Отечественные автомобили

Публикация:
   Устранение простеиших неисправностей рулевого управления

Читать далее:




Устранение простеиших неисправностей рулевого управления

Неисправности рулевого управления. Эти неисправности в наибольшей степени влияют на безопасность движения, поэтому при обнаружении их необходимо немедленно устранять.

Основными неисправностями являются увеличение суммарного люфта (свободного хода) рулевого колеса, увеличение усилия, необходимого для его поворота, стуки и шумы в рулевом механизме.

При увеличении люфта рулевого колеса затруднено управление автомобилем (автомобиль «не держит дорогу»). Причинами этой неисправности могут быть увеличение зазоров в подшипниках ступиц управляемых колес, в шарнирах рулевых тяг, в подшипниках или в зацеплении рабочей пары (червяка и ролика у автомобиля ГАЗ-53-12, поршня и зубчатого сектора у автомобилей ЗИЛ) из-за износа деталей и ослабление крепления картера рулевого механизма, рулевой сошки и рычагов поворотных цапф. Кроме этого, у автомобиля ГАЗ-53-12 причиной увеличения люфта рулевого колеса может быть ослабление затяжки или поломка пружин наконечников рулевых тяг, а у автомобилей ЗИЛ—увеличение зазоров в карданных сочленениях рулевого управления и ослабление затяжки клиньев крепления карданного вала.

Усилие, необходимое для поворота рулевого колеса, увеличивается и (или) становится неравномерным при заедании подшипников рулевого механизма, повреждении его деталей, нарушении регулировки зазора в зацеплении рабочей пары, а у автомобилей ЗИЛ, кроме того,— при недостаточном натяжении ремня привода насоса гидроусилителя, недостаточном уровне масла в картере гидроусилителя и бачке насоса, наличии воздуха в гидросистеме, загрязнении масла, ослаблении затяжки гайки упорных подшипников винта рулевого управления, периодическом зависании перепускного клапана. Если зависание перепускного клапана постоянно или ослаблено крепление седла предохранительного клапана насоса, гидроусилитель перестает работать и усилие, необходимое для поворота рулевого колеса, резко возрастает. Причиной понижения уровня масла может быть его утечка из-за износа или повреждения уплотнительных колец, сальника вала сошки, ослабления соединений шлангов и трубопроводов гидроусилителя. Возможно выбрасывание масла через предохранительный клагГан насоса при его чрезмерно высоком уровне, засорении или повреждении фильтра, деформации коллектора или разрушении его прокладки.

Стуки в рулевом механизме автомобиля ГАЗ-53-12 появляются при разрушении рабочих поверхностей червяка или ролика, а в рулевом механизме автомобилей ЗИЛ — при увеличенном зазоре в зубчатом зацеплении. Повышенный шум при работе насоса гидроусилителя вызывается слабым натяжением ремня его привода, понижением уровня масла в бачке, при попадании воздуха в гидросистему, засорении или повреждении фильтра, деформации коллектора или разрушении его прокладки.

Способы выявления неисправностей рулевого управления. Перед проверкой рулевого управления доводят до нормы давление воздуха в шинах, проверяют и при необходимости регулируют углы установки и подшипники ступиц управляемых колес, подтягивают крепление картера рулевого механизма, рулевой сошки и рычагов поворотных цапф, проверяют наличие смазки в узлах рулевого управления и ступицах колес, а у автомобилей ЗИЛ — уровень и качество масла в бачке насоса гидроусилителя. Автомобиль устанавливают на ровную площадку, а управляемые колеса — в положение для движения прямо.

Суммарный люфт рулевого колеса и усилие, необходимое для его поворота, определяют с помощью динамометра-люфтомера. Люфт рулевого колеса не должен превышать 20°. Усилие, необходимое для поворота рулевого колеса в обе стороны от среднего положения для автомобиля ГАЗ-53-12, должно составлять 16…22 Н. У автомобилей ЗИЛ усилие проверяют в трех положениях рулевого колеса при работающем двигателе. В первом (рулевое колесо повернуто более чем на 2 оборота от среднего положения) требуемое усилие 5,5…13,5 Н, во втором (рулевое колесо повернуто на 3/4… 1 оборот от среднего положения) не более 23 Н, в третьем (рулевое колесо проходит среднее положение) на 8…12,5 Н больше, чем во втором положении, но не более 28 Н.

При увеличенном люфте рулевого колеса определяют его причину, попеременно поворачивая рулевое .колесо в правую и левую стороны и одновременно проверяя шарниры рулевых тяг и соединения рулевого управления. Зазоры в шарнирах рулевых тяг определяют по перемещению пальцев относительно наконечников или головок рулевых тяг.

Осевое перемещение рулевого колеса определяют, взявшись за него двумя руками и попеременно перемещая в осевом направлении на себя и от себя. Ощутимое перемещение рулевого колеса свидетельствует об увеличении осевых зазоров в подшипниках рулевого управления.

Для проверки уровня и качества масла в бачке насоса гидроусилителя управляемые колеса автомобиля устанавливают прямо и снимают с бачка крышку, предварительно очистив ее от грязи и промыв бензином. При работе двигателя в режиме холостого хода верхний уровень масла должен быть над сеткой заливного сетчатого фильтра. Мутное масло и пена в бачке свидетельствуют о попадании воздуха в гидросистему.

Давление масла проверяют при работе двигателя на холостом ходу с малой частотой вращения коленчатого вала и при температуре масла 65…75 °С. Для проверки между насосом гидроусилителя и шлангом высокого давления устанавливают приспособление, имеющее манометр и вентиль, перекрывающий подачу масла к усилителю. Открыв вентиль, поворачивают рулевое колесо до упора с усилием не менее 100 Н. Давление масла должно быть не менее 6 МПа. При меньшем давлении вентиль завертывают, следя за показаниями манометра. Если давление повысится до 6,5 МПа, насос исправен, а рулевой механизм — нет. Если повысится, но не превысит 6 МПа, — неисправны и насос, и рулевой механизм.

Способы устранения неисправностей рулевого управления. При увеличении зазоров в шарнирах продольных тяг их регулируют, затягивая резьбовые пробки до упора, после чего их отпускают до первого возможного положения для шплинтовки, но не более чем на 1/4 оборота, и шплинтуют. При увеличении зазоров в шарнирах поперечных тяг их не регулируют, а заменяют изношенные детали (пальцы, вкладыши, пружины).

Для регулирования осевого зазора в подшипниках червяка (ГАЗ-53-12) рулевой механизм снимают с автомобиля и сливают масло из его картера. Затем снимают нижнюю крышку картера рулевого механизма и удаляют одну тонкую прокладку. Установив крышку на место, проверяют наличие осевого зазора в подшипниках червяка. Если он не устранен, то заменяют толстую прокладку на ранее снятую тонкую. Суммарную толщину прокладок уменьшают до тех пор, пока осевой зазор не будет выбран.

Зацепление червяка с роликом регулируют, ввертывая специальным ключом регулировочный винт 9 на несколько вырезов в стопорной шайбе.

При наличии осевого перемещения рулевого колеса автомобилей ЗИЛ рулевой вал отсоединяют от карданного вала и отгибают кромку (усик) стопорной шайбы так, чтобы она вышла из паза регулировочной гайки. Регулировочную гайку затягивают до достижения момента вращения вала рулевого управления, равного 30…80 Н- м. Момент вращения замеряют динамометром. Недопустима чрезмерная затяжка гайки 5 с последующим ее отвертыванием, так как это может вызвать повреждение подшипников.

Рис. 1. Регулирование рулевого механизма автомобиля ЗИЛ-431410: а — затяжка упорного подшипника; б — регулирование зацепления поршня с зубчатым сектором; 1 — рулевой вал; 2 — упорный подшипник; 3 — корпус клапанов; 4 — динамометр; 5 — регулировочная гайка; 6— регулировочный винт; 7— контргайка

Зацепление поршня с зубчатым сектором регулируют винтом, предварительно ослабив контргайку. При вращении регулировочного винта вправо усилие на ободе рулевого колеса увеличивается, при вращении влево — уменьшается.

При увеличении зазоров в шарнирах или шлицах карданный вал заменяют или ремонтируют.

При попадании воздуха в гидросистему проверяют затяжку всех соединений, снимают и промывают в бензине фильтры насоса гидроусилителя. При значительном засорении фильтров смолистыми отложениями их дополнительно промывают растворителем. Проверяют состояние прокладки под коллектором и затяжку болтов крепления коллектора. Загрязненное масло заменяют.

Неисправный насос гидроусилителя снимают с автомобиля и сдают в ремонт. При отказе гидроусилителя в пути из-за повреждения насоса, разрушения шланга или ремня привода насоса, либо при буксировке автомобиля с неработающим двигателем допускается кратковременное пользование рулевым механизмом до возвращения на базу. Если произошел разрыв шлангов насоса гидроусилителя, следует соединить нагнетательное отверстие насоса с патрубком на его бачке, а нагнетательное и возвратное отверстия гидроусилителя закрыть деревянными пробками или защитить от попадания грязи другими способами. В бачок насоса долить масло. При отсутствии масла для гидроусилителя допускается заливка масла для двигателя, но в этом случае по возвращении на базу масло необходимо заменить. При движении следует выдерживать возможно малую частоту вращения коленчатого вала и следить за температурой масла в бачке насоса гидроусилителя. При чрезмерном нагреве масла следует сделать остановку и дать маслу остыть.

Техническое обслуживание рулевого управления. При ЕО проверяют герметичность соединений и шлангов системы гидроусилителя рулевого управления, люфт (свободный ход) рулевого колеса, состояние привода рулевого управления и рулевой трапеции.

При ТО-1 проверяют крепление и шплинтовку гаек рычагов поворотных цапф, гаек и шаровых пальцев продольной и поперечной рулевых тяг, состояние уплотнителей шаровых пальцев, устраняют обнаруженные неисправности. Проверяют крепление и при необходимости закрепляют сошку рулевого управления на валу, картер рулевого механизма на раме и контргайку регулировочного винта вала рулевой сошки. Проверяют люфт и усилие поворота рулевого колеса при помощи люфтомера-динамометра, люфт в шарнирах рулевого привода. При необходимости люфты устраняют.

У автомобилей ЗИЛ проверяют затяжку и при необходимости затягивают клинья карданного вала рулевого механизма, проверяют и при необходимости регулируют натяжение приводных ремней насоса гидроусилителя рулевого управления.

При ТО-2 дополнительно к работам, выполняемым при ТО-1, проверяют крепление и при необходимости закрепляют рулевое колесо на валу и колонку рулевого управления на панели кабины, снимают и промывают фильтр насоса гидроусилителя рулевого управления.

Рекламные предложения:



Читать далее:

Категория: - 1Отечественные автомобили

Главная → Справочник → Статьи → Форум



Разделы

Строительные машины и оборудование
Для специальных земляных работ
Дорожно-строительные машины
Строительное оборудование
Асфальтоукладчики и катки
Большегрузные машины
Строительные машины, часть 2,
Дорожные машины, часть 2
Ремонтные машины
Ковшовые машины
Автогрейдеры
Экскаваторы
Бульдозеры
Скреперы
Грейдеры Эксплуатация строительных машин
Эксплуатация средств механизации
Эксплуатация погрузочных машин
Эксплуатация паровых машин
Эксплуатация экскаваторов
Эксплуатация подъемников
Эксплуатация кранов перегружателей
Эксплуатация кузовов машин
Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины

 



Остались вопросы по теме:
"Устранение простеиших неисправностей рулевого управления"
— воспользуйтесь поиском.

Машины городского хозяйства
Естественная история машин
Транспортная психология
Пожарные автомобили
Автомобили-рефрижераторы
Монтаж и эксплуатация лифтов
Тракторы

Небольшой рекламный блок


Администрация: Бердин Александр -
© 2007-2019 Строй-Техника.Ру - информационная система по строительной технике.

  © Все права защищены.
Копирование материалов не допускается.


RSS
Морская техника - Зарядные устройства