Строительные машины и оборудование, справочник





Устройства безопасности механизмов передвижения

Категория:
   Остальное о мостовых кранах


Устройства безопасности механизмов передвижения

Предохранительными устройствами, обеспечивающими безопас­ность передвижения крана (грузовой тележки) в рабочем и нерабо­чем состояниях являются опорные детали, ограничители передвиже­ние и перекоса, противоугонные устройства, буфера, анемо­метры.

Перед ходовыми колесами кранов и их тележек должны быть установлены щитки, предотвращающие возможное попадание посто­ронних предметов под колеса. Наибольший зазор между предохра­нительными щитками и рельсом не должен превышать 10 мм.

Для обеспечения безопасности работы кранов, управляемых из кабины и имеющих скорость передвижения моста (тележки) 0,5 м/с и более, устанавливают ограничители передвижения, при необходимости автоматически отключающие механизм передвиже­ния.



Рис. 52. Ограничители передвижения

Рис. 53. Установка ограничителей пере­движения на двух работающих в одном пролете кранах: 1 — конечный выключатель, 2 — удлинитель, 3 — скоба, 4 — металлоконструкция крана

Работа ограничителя передвижения тележки показана на рис. 52. При наезде отключающей линейки на ролик рычаг конечного вык­лючателя поворачивается по ходу ее движения (положение II), что вызывает размыкание его контактов. После схода линейки с ролика (при движении крана в обратном направлении) рычаг пружиной возвращается в исходное положение I, и ограничитель вновь готов к работе. Так же работают ограничители взаимного пе­ремещения кранов, работающих на одних путях.

Как правило, ограничитель передвижения механиче­ского типа состоит из рычажного конечного выключателя с само­возвратом в исходное положение и отключающей линейки. Конечный выключатель механизма передвижения крана устанавливают на самом кране, а отключающую линейку укрепляют на крановом пути перед тупиковым упором. Для ограничения хода крановой тележки приближении к другому крану с закрепленной на нем скобой. От­ключение механизма передвижения последнего крана производится устройством, показанным на рис. 53.

Рис. 54. Эластичный буфер:
1—упругий элемент, 2— корцус, 3—крепежные болты

Отключающую линейку необходимо устанавливать таким обра­зом, чтобы отключение механизма происходило на расстоянии от тупикового упора, равном не менее половины тормозного пути машины. Взаимное отключение механизмов передвижения мостовых (консольных) кранов, приближающихся друг к другу по одному подкрановому пути, должно производиться на расстоянии не менее 0,5 м.

Для смягчения последствий возможного удара о тупиковые упоры или кранов друг о друга при подходе крана (тележки) к краю пути предназначены бу­фера. Упругие элементы — буфера выполняют эластич­ными, пружинными, пружинно- фрикционными и гидравличе­скими и устанавливают на ме­таллоконструкции крана или раме тележки. Два последних типа буферов применяют на кранах большой грузоподъем­ности при высоких скоростях передвижения. Эластичный буфер с монолитным резиновым элементом обладает высокой упругостью (рис. 54). В последнее время в эластичных буферах в качестве рабочего элемента вместо резины применяют полимерный материал.

Рис. 55. Пружинные буфера:
а—для крановых тележек, б—для кранов; 1 — корпус, 2 — пружина, 3 — упор, 4 — дополни­тельная концентрнчно установленная пружина

Допускается применение в качестве буферов мягких пород дерева. Пружины для буферов тележек изготовляют навивкой из круглой стальной проволоки (рис. 55, а). В крановых буферах применяют составные (концентрические) пружинные упругие элементы, имею­щие при тех же габаритах большую энергоемкость (рис. 55, б).

Под противоугонными устройствами следует пони­мать механизмы, предназначенные для удержания крана от угона при воздействии ветрового давления, величина которого регламен­тируется требованиями ГОСТ 1451—77. Указанными устройствами оборудуют все краны, имеющие запас удерживающей силы меха­низма передвижения менее 1,2 и работающие на открытом воздухе.

По принципу действия противоугонные устройства подразделяют на стопорные (фиксаторы), со­единяющие кран с неподвижной опорой с помощью закладных пальцев, крюков или выдвижных упоров; остановы (нажимного ти­па) , действие которых основано на создании сил трения между рельсом и заторможенным коле­сом кцана; клещевые захваты, основанные на непосредственном зажатии рабочими поверхностями головки кранового рельса. Наи­большее распространение полу­чили именно клещевые захваты.

По типу привода противоугон­ные клещевые захваты делят на ручные и машинные, а по харак­теру нагружения — на захваты с постоянным и переменным по ве­личине усилием торможения и соответственно с плоскими или эксцентричными рабочими по­верхностями. Замыкание захватов с ручным приводом производят только принудительным порядком, тогда как машинный привод пред­усматривает как принудительное, так и автоматическое замыкание. Простой по конструкции и надежный в работе противоугонный кле­щевой захват с плоскими рабочими поверхностями и постоянным уси­лием торможения показан на рис. 56. Захват состоит из двух сим­метричных рычагов (клещей), шарнирно закрепленных на осях. Нижние концы рычагов снабжены сменными губками, взаимодей­ствующими с боковыми гранями голозки рельса, а верхние выпол­нены в форме двусторонних балок, связанных с гайками. Послед­ние имеют правую и левую внутреннюю резьбу и связаны с ходо­вым винтом, при вращении которого гайки перемещаются поступа­тельно вдоль оси винта в противоположные стороны, управляя по­ложением рычагов.

Существуют и другие конструкции противоугонных захватов (эксцентриковые, с гидротолкателем и пр.).

Рис. 56. Противоугонный захват:
1—крановый рельс, 2—серьга, 3—рычаги, 4—концевая балка, 5—гайки, 6—конечный выключатель, 7—винт с правой и левой резьбой, 8—цепь, 9—звездочка

Для предупреждения возможного угона крана ветром, оповеще­ния крановщика звуковым сигналом об опасных для работы ско­рости или давлении ветра и автоматического включения привода противоугонных устройств на козловых кранах грузоподъемностью более 8 т рекомендуется устанавливать специальные устройства—- анемометры. Наибольшее распространение получил прибор, из­меряющий силу ветра,— сигнальный анемометр типа М-95 Рижского опытного завода гидрометеорологических приборов. Прибор состоит из датчика (трехлопастной вертушки, совмещенной с тахогенера- тором), устанавливаемого на наиболее высокой части крана, не на­ходящейся в аэродинамической тени (в закрытой зоне), и указа­тельного пульта (регистрирующего прибора), размещаемого в кабине в поле зрения машиниста.

При допустимой скорости ветра на шкале прибора регистри­руются ее абсолютные значения. В случае достижения скорости, близкой к предельной, на пульте управления включаются сигналь­ные лампы и срабатывает реле управления, контакты которого включают звуковой предупредительный сигнал и отключают все механизмы крана. При этом остается возможным только опускание груза. В данной ситуации крановщик обязан прекратить работу, обесточить кран и закрепить его всеми имеющимися противоугон­ными устройствами за рельсовый путь.

Читать далее:

Категория: - Остальное о мостовых кранах

Главная → Справочник → Статьи → Форум



Разделы

Строительные машины и оборудование
Для специальных земляных работ
Дорожно-строительные машины
Строительное оборудование
Асфальтоукладчики и катки
Большегрузные машины
Строительные машины, часть 2,
Дорожные машины, часть 2
Ремонтные машины
Ковшовые машины
Автогрейдеры
Экскаваторы
Бульдозеры
Скреперы
Грейдеры Эксплуатация строительных машин
Эксплуатация средств механизации
Эксплуатация погрузочных машин
Эксплуатация паровых машин
Эксплуатация экскаваторов
Эксплуатация подъемников
Эксплуатация кранов перегружателей
Эксплуатация кузовов машин
Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины