Строительные машины и оборудование, справочник






Устройства для облегчения пуска (на примере двигателя КамАЗ)


Категория:
   Электрооборудование автомобилей


Устройства для облегчения пуска (на примере двигателя КамАЗ)

Признаки неисправностей: не работает электрофакельный подогреватель воздуха во впускном трубопроводе двигателя, электрофакельный подогреватель не работает во время работы стартера, не работает электродвигатель предпускового подогревателя жидкости в системе охлаждения двигателя, не воспламеняется топливо в котле предпускового подогревателя.

Не работает электрофакельный подогреватель. Основные неисправности: обрыв проводов или плохой контакт на клеммах приборов, неисправен кнопочный выключатель, вышло из строя термореле, неисправны свечи, нет подачи топлива к свечам, свечи или термореле замыкают на корпус.

Для проверки цепи на обрыв подключают контрольную лампу между клеммой одной из свечей и корпусом двигателя. При исправной цепи и нажатой кнопке лампа должна гореть. Если лампа не горит, проверяют всю цепь питания свечей в последовательности, указанной римскими цифрами на схеме.



Кнопочный выключатель можно проверить соединением его клемм между собой проводником. Если при соединении клемм подогреватель будет работать, а без проводника при нажатии на кнопку не работает, то выключатель неисправен.

Электрофакельные свечи не работают при перегорании спиралей накаливания. Спирали свечей могут перегореть во время пуска двигателя, если не сработает реле отключения обмотки возбуждения генератора, так как спирали рассчитаны на напряжение 19В, а напряжение генератора достигает 28—30 В. Для проверки спиралей свечей их можно подключить к аккумуляторной батарее через контрольную лампу. Если лампа горит — спирали исправны. Спирали можно проверить и по их нагреву, подключив свечу к батарее 18 В на 10—15 с.

Факел на свечах не образуется и при недостаточном прогреве свечей, что может быть при малом времени срабатывания термореле. Время срабатывания термореле от момента включения кнопки до момента включения контрольной лампы 2 и при положительной температуре окружающей среды около +20 °С должно быть в пределах 50—70 с. При меньшем времени срабатывания термореле необходимо отогнуть вниз стойку неподвижного контакта термореле или заменить его.

Рис. 1. Схема электрофакельного подогревателя воздуха во впускном трубопроводе дизельного двигателя: 1 — реле; 2 — кош-рольная лампа; 3 — термореле; 4 — электромагнитный клапан; 5 — свечи

Подача топлива к свечам прекращается при засорении топливных каналов, нарушении герметичности, окислении контактов термореле или при неисправном электромагнитном клапане. Состояние контактов термореле можно проверить соединением его клемм между собой. Если при этом загорается контрольная лампа на щитке приборов и прослушивается характерный щелчок срабатывания электромагнитного клапана, необходимо зачистить контакты термореле.

Электромагнитный топливный клапан проверяют подключением его клеммы к выводу «+» аккумуляторной батареи.

Рис. 2. Проверка спирали электрофакельной свечи контрольной лампой (а) и по нагреву (б)

У исправного клапана в момент подключения будет прослушиваться щелчок.

Клапан может не включаться и в том случае, когда перегорела спираль накаливания одной из свечей. При этом дефекте уменьшается сила тока, проходящая через спираль термореле, и его контакты не замыкаются. В этом случае амперметр на щитке приборов будет показывать силу тока около 15 А.

Для проверки топливных каналов нужно вывернуть одну из свечей, с помощью насоса ручной подкачки топлива подкачать топливо и подключить проводом клемму топливного клапана к выводу «+» батареи, для того чтобы открыть клапан.

Зашкаливание стрелки амперметра при включении подогревателя свидетельствует о замыкании спиралей свечей или терморезистора с корпусом. Для определения неисправной свечи поочередно отключают провода от свечей и включают подогреватель. Если при отключении свечи стрелка амперметра не будет зашкаливать, то эта свеча неисправна и ее заменяют.

Электрофакельный подогреватель не работает во время работы стартера. Электрофакельный подогреватель выключается через некоторое время после включения стартера, гаснет контрольная лампа на щитке приборов, прекращается подача топлива к свечам. Основные неисправности: выход из строя термореле, обрыв или плохой контакт в цепи реле. При малом времени отключения термореле электромагнитный топливный клапан отключается, поэтому прекращается подача топлива к свечам и факел гаснет. Для проверки времени отключения термореле отключают провод от любой клеммы «К» реле включения стартера, включают подогреватель и, когда включится контрольная лампа, включают стартер. Контакты термореле должны размыкаться (гаснет контрольная лампа) не менее чем через 45 с при положительной температуре окружающей среды (около +20 °С) и не менее чем через 20 с при отрицательной температуре (до —30 °С). Неисправное термореле заменяют.

Для проверки реле и его цепи нужно отключить провод от любой клеммы «К» реле включения стартера и отключить провода от обеих свечей. Затем подключить к проводу, отсоединенному от любой свечи, лампу, а ключ выключателя установить во второе правое положение. При исправных реле и цепи лампа должна гореть. Если лампа не горит, соединяют между собой клеммы «85» и «87» реле и вновь включают цепь. Если лампа загорается, цепь исправна, а неисправно реле. Проверяют обмотку реле и состояние контактов. Для проверки обмотки клеммы «85» и «86» подключают к аккумуляторным батареям. При исправной обмотке прослушивается щелчок. Если обмотка исправна, снимают крышку, осматривают и при необходимости зачищают контакты реле.

Не работает электродвигатель предпускового подогревателя. При любом рабочем положении рычажка выключателя не происходит включение цепи электродвигателя и не слышно равномерного гула от потока воздуха в котле подогревателя. Основные неисправности: выключен предохранитель, неисправен переключатель, неисправен контактор, оборван провод или нарушен контакт в цепи между контактором и электродвигателем, неисправен электродвигатель. В случае промерзания крыльчатки вентилятора или крыльчатки жидкостного насоса, закрепленных на валу якоря электродвигателя, не будет вращаться якорь и поэтому в цепи электродвигателя сила тока возрастет до более 30 А. Сработает предохранитель и выключит всю цепь электрических приборов предпускового подогревателя.

Для определения неисправностей лампой проверяют наличие напряжения на клемме «АМ» выключателя. Для проверки контактора и цепи питания электродвигателя соединяют между собой проводником клеммы «3» и «4» контактора. Если при этом двигатель будет работать, проверяют обмотку и состояние контактов контактора. Для проверки обмотки соединяют между собой клеммы «4» и «1» контактора; при исправной обмотке должен прослушиваться щелчок. Если контактор срабатывает, осматривают и при необходимости зачищают его контакты.

Рис. 4. Схема предпускового подогревателя дизельного двигателя: 1 — контактор; 2 — реле; 3 выключатель; 4 — электродвигатель; 5 — электронагреватель; 6 — топливный клапан; 7 — свеча; 8—коммутатор

Для проверки электродвигателя соединяют проводом плюсовый вывод аккумуляторной батареи с клеммой электродвигателя. Исправный электродвигатель будет работать.

Рис. 5. Проверка транзисторного коммутатора ТКЮ7

Контрольным амперметром, включенным последовательно электродвигателю, замеряют потребляемую силу тока, которая не должна превышать 13—14 А. При меньшей силе тока следует проверить состояние коллектора и щеток электродвигателя. При большой силе тока дополнительно проверяют состояние обмотки возбуждения и обмотки якоря.

Не воспламеняется топливо в котле предпускового подогревателя. Отсутствует равномерный гул горящего топлива, подогреватель не нагревается. Основные неисправности: не возникает искрового разряда между электродами свечи, не работает реле электронагревателя топлива; неисправен электронагреватель топлива; не работает электромагнитный топливный клапан, нет подачи топлива.

Для проверки катушки и транзисторного коммутатора отсоединяют высоковольтный провод от искровой свечи и подводят его наконечник с зазором 3—5 мм к корпусу автомобиля. Устанавливают рукоятку выключателя предпускового подогревателя во второе правое положение и наблюдают за искрообразованием. При отсутствии искрового разряда проверяют исправность цепи низкого напряжения, для чего подключают контрольную лампу одним проводом на корпус автомобиля, а другим к низковольтной клемме «Б» коммутатора.

Если переключатель и провод от него до зажима коммутатора исправны, то при установке рукоятки переключателя во второе правое положение лампа будет гореть. В этом случае неисправными считаются катушка и коммутатор.

Для проверки катушки и коммутатора, снятых с автомобиля, располагают высоковольтный провод с зазором 3-5 мм от корпуса, подключают клемму «Б» катушки к

плюсовому выводу батарей напряжением 24 В, а корпус коммутатора —к минусовому выводу батареи. Если искрообразование отсутствует, проверяют состояние обмоток катушки и исправность транзистора, стабилитронов и конденсатора.

Для проверки свечи не вывертывают из котла. В случае необходимости нагар удаляют на пескоструйном аппарате, а затем подключают к свече высоковольтный провод от коммутатора и проверяют искрообразование между электродами. Неисправную свечу заменяют.

Для проверки действия реле электронагревателя топлива необходимо подключить провод от контрольной лампы к клемме электронагревателя. Свободный конец другого провода от лампы соединяют на корпус автомобиля. Лампа должна гореть при установке рычажка переключателя предпускового подогревателя в правое положение.

Проверку исправности электронагревателя производят подключением к его клемме контрольной лампы. Другой провод от лампы подключают к плюсовому выводу аккумуляторной батареи. Лампа будет гореть при отсутствии нарушения в цепи электронагревателя.

Если подключить электронагреватель к аккумуляторной батарее 24 В через последовательно включенный в цепь амперметр, то при исправном электронагревателе сила тока в цепи не должна превышать 8,5 А.

Отказ в работе электромагнитного топливного клапана 6 возникает при обрыве цепи и зависании клапана, а также при засорении топливного фильтра в клапане. Фильтр и стержень клапана промывают керосином, после чего продувают сжатым воздухом. При проверке электромагнитного клапана устанавливают рычажок переключателя в первое рабочее положение, в этот момент должен прослушиваться щелчок.

Читать далее:

Категория: - Электрооборудование автомобилей

Главная → Справочник → Статьи → Форум



Разделы

Строительные машины и оборудование
Для специальных земляных работ
Дорожно-строительные машины
Строительное оборудование
Асфальтоукладчики и катки
Большегрузные машины
Строительные машины, часть 2,
Дорожные машины, часть 2
Ремонтные машины
Ковшовые машины
Автогрейдеры
Экскаваторы
Бульдозеры
Скреперы
Грейдеры Эксплуатация строительных машин
Эксплуатация средств механизации
Эксплуатация погрузочных машин
Эксплуатация паровых машин
Эксплуатация экскаваторов
Эксплуатация подъемников
Эксплуатация кранов перегружателей
Эксплуатация кузовов машин
Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины