Строительные машины и оборудование, справочник





Устройства электробезопасности крана

Категория:
   Грузоподъемные краны предприятий


Устройства электробезопасности крана

Изучаемые грузоподъемные краны относят к разряду установок с напряжением питания до 1000 В, поэтому их эксплуатация сопряжена с серьезной опасностью поражения людей электрическим током.

ГОСТ 12.4.011—75 предусматривает следующие основные технические мероприятия по защите обслуживающего персонала от поражения электрическим током: защитное заземление или зануление, ограждающие, изолирующие или предохранительные устройства, устройства автоматического контроля, сигнализации и отключения электрооборудования и др. Необходимо помнить, что, помимо указанных коллективных средств защиты, при обслуживании электрических грузоподъемных кранов обязательно применять индивидуальные средства защиты.

Основным устройством защиты от поражения электрическим током является защитное заземление — преднамеренное соединение нетоковедущих деталей электрооборудования, которые при повреждении изоляции токоведущих деталей могут оказаться случайно под напряжением, с землей. Защитное заземление обеспечивает снижение напряжения между защищаемыми деталями, оказавшимися под напряжением, и землей до безопасного для человека значения. Заземление применяют в трехпроводных трехфазных сетях переменного тока напряжением до 1000 В с изолированной нейтралью. ГОСТ 12.2.007—75 предусматривает три класса электротехнических изделий по способу защиты человека от поражения электрическим током. Крановое электрооборудование в основном выполнено по 1-му классу, т. е. имеет только рабочую изоляцию и зажим для присоединения заземляющей шины. Поэтому Правила по кранам предусматривают обязательное заземление в соответствии с требованиями ПУЭ (см. гл. 14) крановых металлоконструкций, корпусов электродвигателей и вводного устройства, кожухов электроаппаратов управления, металлических оболочек электрокабелей и др.



В рассматриваемых конструкциях кранов заземляющей магистралью является металлоконструкция крана и крановые рельсы, которые должны быть надежно соединены стальными полосами с общецеховым контуром заземления или другим естественным заземлением (металлоконструкции промышленного здания, подземные металлические трубопроводы, кроме трубопроводов для горючих жидкостей и газов, и пр.). При необходимости сооружают искусственные заземлители в виде вертикальных или горизонтальных труб (полос), уложенных в земле и соединенных общей шиной. Суммарное сопротивление естественных и искусственного заземлителей не должно превышать 4 Ом. В свою очередь, корпуса и кожухи электрооборудования надежно соединяют с заземляющей магистралью отдельными проводниками.

Рис. 98. Блок-контакт: а — принципиальная схема, б—общий вид, в — применение в качестве ограничителя верхнего положения крюковой подвески электротали, г — установка блок- контакта под крышкой люка галереи моста

В четырехпроводных трехфазных сетях переменного тока заземление выполняют только через нулевой провод. Такой способ защиты от поражения электрическим током называют занулением. При этом нулевой провод должен быть многократно (через каждые 250 м) повторно и надежно связан с заземлителем. Состояние электрических цепей заземления (зануления) и величину сопротивления заземлителя проверяют не реже одного раза в год при помощи омметра, например М-372. Работа с прибором М-372 разрешена персоналу, имеющему квалификационную группу по электробезопасности не ниже третьей. Применять совместно защитное заземление и зануление в одной электрической цепи категорически запрещено, так как в случае повреждения изоляции через защитное заземление пройдет ток короткого замыкания и нулевой провод со всем подсоединенным к нему крановым электрооборудованием окажется под опасным напряжением.

С целью исключения случайного прикосновения человека к токоведущим деталям кранового электрооборудования — последние изолируют и ограждают. Надежным устройством для защиты от прикосновения к токоведущим деталям являются блокировочные устройства. На грузоподъемных кранах широко применяют электромеханические блокировочные устройства — блок-контакты в виде кнопочных конечных выключателей типа ВК (рис. 98). Правила по кранам предусматривают блокировку (установку блок-контактов) входной двери и потолочного люка кабины управления краном, а также посадочной площадки и в отдельных случаях галереи.

Конечный выключатель типа ВК выполнен в металлическом корпусе пылевлагозащитного исполнения и имеет нормально разомкнутые контакты (рис. 98,6). При необходимости выключатель комплектуют нормально замкнутыми контактами. Контакты рассчитаны на рабочий ток до 6 А и допускают до 300 включений в час. Подвижный контакт связан со штоком, на который надета возвратная пружина. Шток перемещается в направляющей втулке. Корпус выключателя закрыт съемной крышкой. При закрывании двери (крышки люка) последняя нажимает на шток выключателя и замыкает цепь управления (рис. 98, г). После включения всех установленных на кране блок-контактов цепь его управления оказывается замкнутой. Только в этом случае можно включить вводное устройство крана (главный линейный контактор) и начать работу. Таким образом, блок-контакты защищают от поражения электрическим током при неправильных действиях обслуживающего персонала и в случае попытки подхода к токоведущим деталям крановых механизмов без предварительного отключения питающего напряжения.

На электроталях обычно применяют конечные выключатели типа ВК, на шток которого воздействует эксцентрик, связанный с рычагом (рис. 98, в). Крюковая подвеска при подходе к верхнему положению поднимает рычаг и замыкает цепь управления механизма подъема груза. Для регулирования момента срабатывания конечного выключателя предназначен регулировочный болт, фиксируемый гайкой.

Функции электромеханической блокировки цепи управления мостового крана также выполняет замок вводного устройства, открываемый ключом-маркой (см. § 54).

Читать далее:

Категория: - Грузоподъемные краны предприятий

Главная → Справочник → Статьи → Форум



Разделы

Строительные машины и оборудование
Для специальных земляных работ
Дорожно-строительные машины
Строительное оборудование
Асфальтоукладчики и катки
Большегрузные машины
Строительные машины, часть 2,
Дорожные машины, часть 2
Ремонтные машины
Ковшовые машины
Автогрейдеры
Экскаваторы
Бульдозеры
Скреперы
Грейдеры Эксплуатация строительных машин
Эксплуатация средств механизации
Эксплуатация погрузочных машин
Эксплуатация паровых машин
Эксплуатация экскаваторов
Эксплуатация подъемников
Эксплуатация кранов перегружателей
Эксплуатация кузовов машин
Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины