Строительные машины и оборудование, справочник





Устройства управления механизмами поворота и тормозами трубоукладчика

Категория:
   Краны-трубоукладчики



Устройства управления механизмами поворота и тормозами трубоукладчика

Трубоукладчик Т-3560М. Поворотом управляют с помощью двух главных рычагов, связанных со сблокированными тормозными лентами посредством передающих устройств (по одному для каждого планетарного механизма).

Принцип действия передающего устройства управления сводится к следующему (рис. 40). При повороте левого или правого главного рычага управления на себя соответствующая тяга поворачивает верхнюю часть (кулачок) составного кривошипа до упора в его нижнюю часть (серьгу). В результате этого шток сервомеханизма отжимается внутрь корпуса и из ресивера в пневмоцилиндр тормозной системы начинает подаваться воздух.

Рис. 40. Устройство нормального я аварийного управления тормозами трубоукладчика Т-3560М:
16 и 19 — пружины; педали: 2 — муфты сцепления, 7 — аварийного торможения: 3 — защелка; 4 — главные рычаги управления; 5 — стопорный’ палец;” 9, 18 — тяги; 10 — эксцентрик; 11, 15 — штоки сервомеханизмов; 12, 14 — сервомеханизмы; 13, 17 — сгонные муфты, 16 — составной кривошип

Пневмоцилиндры (рис. 41) крепятся шпильками на кожухах тормозных устройств и осуществляют одновременно затягивание тормозных лент остановочных барабанов и растормаживание барабанов прямого хода.

При подаче воздуха в корпус через бобышку штуцера поршень перемещается со штоком, снабженным вильчатым хвостовиком и направляющей втулкой, в направлении крышки. Это обеспечивает затяжку тормозной ленты на остановочном барабане. При сбросе давления поршень со штоком возвращаются в исходное положение под действием возвратной пружины. При этом полость под поршнем немедленно заполняется воздухом из атмосферы через сапуны. Воздух очищается от пыли и водяных паров фильтром.

Рис. 41. Пневмоцилиндр трубоукладчика Т-3560М:
1 — манжета, 2 — резиновое кольцо, 3 — корпус, 4 — крышка, 5 — вильчатый хвостовик штока, 6 — сальниковое уплотнение, 7 — шпилька, 8 — фильтр, 9 — сапун, 10 — пружина, 11 — направляющая втулка» 12 — шток, 13 — поршень, 14 — бобышка штуцера

При повороте одного из главных рычагов (см. рис. 40) помимо включения сервомеханизма происходит смещение вперед пружины, которая в конце хода увлекает за собой и поворачивает по часовой стрелке защелку рычага. При необходимости длительного торможения трубоукладчика на уклоне и когда необходимо покинуть машину, машинист должен дожать ногой защелку до зацепления зубцов ее рифленого конца со стопорным пальцем на отведенном назад рычаге, преодолев действие пружин, В результате этого поршневая полость пневмоцилиндра (см. рис. 41) окажется постоянно соединенной с полостью высокого давления ресивера через открытый клапан сервомеханизма.

Возвращение элементов устройства управления в исходное положение и растормаживание трубоукладчика производятся.незначительным дополнительным отклонением назад рычага (см. рис. 40), поставленного на стопор. Это обеспечивает высвобождение защелки от пальца, поворот защелки пружинами, а рычага — пружиной.

В случае выхода из строя пневмосистемы трубоукладчика его затормаживают приведением в работу системы аварийного торможения, состоящей из заранее заполненного аварийного ресивера с обратным клапаном и устройства аварийного управления тормозами.

Принцип действия системы аварийного торможения следующий: при нажатии на педаль движение (одновременно со взводом пружины) передается через тягу 9 и валик с эксцентриками штокам и, следовательно, клапанам двух аварийных сервомеханизмов. В результате отжатия клапанов сжатый воздух поступает к штуцерам в приливах основных сервомеханизмов тормозов из аварийного ресивера.

Длину тяг (см. рис. 40) регулируют посредством сгонных муфт. Кроме того, регулируют зазоры в сервомеханизмах. Если эти зазоры соответствуют допускаемым величинам, тогда будет обеспечен нормальный рабочий ход главных рычагов и педали.

Трубоукладчики ТГ-201 и ТО-1224Г. Механизмами поворота и тормозами этих трубоукладчиков, в отличие от трубоукладчика Т-3560М, управляют посредством единого главного рычага управления, являющегося частью механизма управления. Устройство управления помимо механизма управления включает в себя систему тяг, рычагов и валиков передающего устройства, связывающих механизм управления с сервомеханизмом бортовых фрикционов и обеими тормозными лентами, в также педаль аварийного торможения и механизм стопорения главного рычага.

Механизм управления (рис. 42) представляет собой легкосъемный узел, который расположен перед машинистом над полом кабины и крепится на кронштейне, находящемся на передней крышке корпуса коробки передач.

Механизм состоит из корпуса с передней и задней крышками, главного рычага и системы ползунов, валиков и кривошипов, смонтированных внутри и снаружи корпуса. Все валики и кривошипы разделены на две группы: управления сервомеханизмом бортфрикционов и управления тормозами, причем обе группы входят раздельно или совместно во взаимодействие с качающейся гильзой и размещенным внутри нее ползуном.

Качающаяся гильза представляет собой продольно составной полый цилиндр, установленный посредством подшипниковых втулок на внутренней прилитой стенке корпуса и его задней крышке. Передняя часть качающейся гильзы имеет боковые щеки, которые образуют камеру для плотного размещения между ними нижнего конца рычага И и несут этот рычаг посредством поперечного шарнирного пальца. На средней части качающейся гильзы на шпонке поперечно установлен двуплечий вертлюг управления сервомеханизмом, поворачивающийся вместе с гильзой вслед за поворотом в поперечной плоскости рычага.

Подвижный ползун, помещенный в полость качающейся гильзы, в передней части имеет вертикальный сквозной паз для размещения в нем сферической пяты рычага. Задний конец ползуна снизу несет двухбородую вилку управления тормозами, выполненную с ползуном заодно.

Рис. 42. Механизм управления ходовым устройством трубоукладчиков ТГ-2Ш и ТО-1224Г:
1, 9 — тормозные кривошипы, 2 — корпус, 3,7 — упорные кривошипы, 4 — бородка, 5 и 12 — зуб и защелка механизма стопорения, 6 — кривошип сервомеханизма, 8 а 17 — ведущие валики сервомеханизма и тормозные, 10 — ось главного рычага, 11 — главный рычаг, 13 — качающаяся гильза, 14 — ползун, 15 — шпонка, 16 — двух-бородая вилка, 18 — штанга толкателя сервомеханизма, 19 — поворотный вертлюг

К группе управления сервомеханизмом бортфрикционов относятся два поперечно размещенных соосных ведущих валика, установленных на задней крышке корпуса посредством подшипниковых втулок. Каждый из валиков на наружном конце несет продольный упорный кривошип, взаимодействующий с концом плеча двуплечего вертлюга, а на внутреннем конце, вне корпуса,— вертикальный кривошип, соединенный со штангой толкателя сервомеханизма.
К группе управления тормозами относятся два поперечно размещенных соосных ведущих валика, установленных в нижних приливах корпуса посредством подшипниковых втулок. Каждый из валиков на наружном конце, вне корпуса, несет вертикальный кривошип, соединенный с вилкой тяги тормозной ленты, а на внутреннем — верхний, вертикально расположенный упорный кривошип, взаимодействующий с соответствующей бородкой двухбородой вилки. Высота упорных кривошипов такова, что при повороте качающейся гильзы во взаимодействие с двухбородой вилкой может войти только один из этих кривошипов.

Механизм управления работает следующим образом. При необходимости выключить левый или правый бортфрикцион, что обеспечит плавный поворот трубоукладчика в соответствующую сторону, наклоняют влево или вправо в поперечной плоскости главный рычаг, управления. В результате этого произойдет поворот качающейся гильзы и укрепленного на ней двуплечего вертлюга. То плечо вертлюга, которое сместится вниз, надавит своим концом на соответствующий упорный кривошип, который повернет ведущий валик и укрепленный на нем кривошип, а это обеспечит надавливание на соответствующую штангу толкателя сервомеханизма.

При необходимости включить левый или правый тормоз, что обеспечит крутой поворот машины на месте в сооответствующую сторону, производят после поперечного наклона рычага влево или вправо его продольный наклон назад. В результате этого сферическая пята рычага вместе с присоединенным ползуном и двухбородой вилкой сместится вперед и бородка вилки надавит на соответствующий упорный кривошип. Произойдет поворот ведущего тормозного валика и его внешнего кривошипа, что обеспечит смещение вперед тяги (см. рис. 39) соответствующего тормоза и затяжку его тормозной ленты. При этом затяжка ленты происходит после выключения соответствующего бортфрикциона.

При необходимости затормозить движущийся трубоукладчик, особенно при движении под уклон в гористой местности, производят наклон назад главного рычага (см. рис. 42) из нейтрального положения, т. е. без предварительного его бокового наклона. В этом случае смещающийся вперед ползун надавливает обеими бородками своей двухбородой вилки на упорные кривошипы обоих ведущих валиков управления тормозами: оба кривошипа поворачиваются и затягиваются обе тормозные ленты. При этом бортфрикционы остаются включенными, так как вертлюг не повернут и пробуксовка дисков бортфрикционов обеспечивает быстрое затормаживание трубоукладчика.

В случае выхода из строя главного рычага, ползуна или двух-бородой вилки аварийное торможение можно осуществить надавливанием на педаль аварийного тормоза, установленную на колонке кожуха муфты сцепления и связанную коромыслами, звеном и промежуточной тягой с правым кривошипом (см. рис. 42), что обеспечивает связь педали аварийного торможения с лентой правого тормоза напрямую.

Возвращение рычага в нейтральное положение производится автоматически: из наклоненного назад положения — действием сжатых пружин (см. рис. 39) тормозных тяг, а из наклоненного в стороны положения — пружинами толкателей сервомеханизма. Возвращение в исходное положение педали аварийного торможения производится пружиной.

Усилие включения бортового фрикциона на конце главного рычага не превышает 20 кН, а включения тормоза, в том числе педалью, —150 кН. Педалью аварийного торможения машинисту удобно пользоваться не в аварийном режиме, особенно когда руки заняты управлением лебедкой.

Если трубоукладчик необходимо затормозить на длительное время, что особенно важно при расположении машины на уклоне и что предписывается машинисту выполнять, оставляя машину на длительное время, продольно отклоненный из нейтрали главный рычаг фиксируют механизмом стопорения. Механизм включает в себя поворотную защелку (см. рис. 42) с пазами, установленную на верхнем предохранительном колодце, и входящий в зацепление с пазами защелки зуб, укрепленный на главном рычаге. В защелкнутом положении рычаг фиксируется пружиной (не показана). Для вывода зуба из зацепления с пазом защелки и преодоления действия ее пружины надавливают ногой на хвостовик защелки. Предохранительный колодец ограничивает продольные наклоны главного рычага и благодаря наличию гребенки исключает возможность его поперечных наклонов в отклоненном назад положении.

Все валики и кривошипы, качающаяся гильза, ползун и вертлюг работают в масляной ванне. Все полости разъема корпуса уплотнены прокладками, места выхода наружу валиков — резиновыми кольцами, а место выхода наверх главного рычага — уплот-нительным чехлом.

Сервомеханизм (рис. 43) устройства управления механизмами поворота по конструкции и принципу работы повторяет сервомеханизм управления муфтой сцепления и отличается лишь тем, что располагает двумя комплектами управляющих и исполнительных звеньев, их распорных пружин и рычажно-передаточных систем.

Все элементы сервомеханизма располагаются в герметичном корпусе, установленном по оси трубоукладчика на верхнем листе корпуса заднего моста, и имеют в качестве направляющих элементов запрессованные направляющие втулки. Управляющее звено каждого комплекта образовано толкателем с конусообразной клапанной шейкой на внутреннем конце. Наружный конец толкателя связан через штангу (см. рис. 42) с кривошипом механизма управления. На толкателе есть предохранитель (см. рис. 43) с замковым кольцом, который ограничивает ход управляющего звена и максимальное давление во впускной полости корпуса. Исполнительное звено образовано подвижным поршнем, который имеет сливные каналы.

Рис. 43. Сервомеханизм управления муфтами поворота трубоукладчиков ТГ-20Д и ТО-11224Г:
1 и 19 — подводящий и отводящий штуцера; 2 — толкатель; 3 — чехол; 4 — корпус; 5 и 9 — замковые и резиновые кольца; 6 — пыльник; 7 — манжета, 8 — корпус порционера; втулки: 10 — направляющая, 16, 18 — подшипниковые, 10 — шли-девая; 11 — поршень; 12 — пружина, 13 — кривошипы; 14 — ведущий поводок; 15 — вертикальный валик

Рычажно-передаточная система каждого комплекта, взаимодействующая с поршнем, состоит из кривошипа, укрепленного через шлицевую втулку на вертикальном валике передающего устройства. Шлицевая втулка вращается на подшипниковых втулках в боковых приливах корпуса. Вертикальный валик, приводимый шлицевой втулкой, имеет снизу укрепленный клеммовым зажимом ведущий поводок рычага (см. рис. 39) отводки бортфрикциона. Рычаг и поводок соединены посредством короткой поперечной регулировочной тяги, продетой в отверстие рычага и застопоренной сферической гайкой и контргайкой.

В нижней части корпуса (см. рис. 43) размещен корпус порционера, в который рабочая жидкость поступает через штуцер от порционера сервомеханизма управления муфтой сцепления. В отличие от последнего порционер сервомеханизма управления бортфрикционами распределяет рабочую жидкость не между сервомеханизмами, а между левым и правым комплектами собственного сервомеханизма.

Отвод рабочей жидкости из сервомеханизма в бак производится через штуцер.

Полости между управляющим и исполнительным звеньями сервомеханизма уплотнены резиновыми кольцами и уплотнительны-ми манжетами, защищенными пыльниками и чехлами.

Работа сервомеханизма и его порционера аналогична работе сервомеханизма и порционера управления муфтой сцепления.

В результате систематического износа фрикционных накладок на дисках бортфрикционов и лентах тормозов постепенно увеличивается ход главного рычага управления, что создает неудобства в работе машиниста из-за того, что устройства срабатывают нечетко, неодновременно, запаздывают. У нормально отрегулированного трубоукладчика главный рычаг в нейтральном положении должен быть вертикальным. Для того чтобы главный рычаг имел полный ход влево и вправо, при регулировании отсоединяют штанги толкателей сервомеханизма от кривошипов механизма управления и, навертывая сферическую гайку каждой регулировочной тяги, сначала поджимают кривошип (см. рис. 43) вертикального валика к поршню сервомеханизма до упора кривошипа в поршень. Затем на упоре в толкатель вращают вилки штанги (см. рис. 39) до тех пор, пока главный рычаг не примет вертикального положения. В заключение регулировочные гайки закрепляют контргайками.

Для регулировки хода главного рычага назад и при замене накладок изношенных тормозных лент изменяют длину тяг добиваются такого положения, чтобы при полном ходе рычага в пределах паза гребенки на предохранительной колонке происходила полная затяжка лент тормозов — наружные барабаны бортфрикционов должны резко останавливаться — и чтобы после снятия усилия с рычага он четко возвращался в исходное вертикальное положение.

Механизм управления и сервомеханизм при эксплуатации не регулируют.


Читать далее:

Категория: - Краны-трубоукладчики





Главная → Справочник → Статьи → Форум



Разделы

Строительные машины и оборудование
Для специальных земляных работ
Дорожно-строительные машины
Строительное оборудование
Асфальтоукладчики и катки
Большегрузные машины
Строительные машины, часть 2,
Дорожные машины, часть 2
Ремонтные машины
Ковшовые машины
Автогрейдеры
Экскаваторы
Бульдозеры
Скреперы
Грейдеры Эксплуатация строительных машин
Эксплуатация средств механизации
Эксплуатация погрузочных машин
Эксплуатация паровых машин
Эксплуатация экскаваторов
Эксплуатация подъемников
Эксплуатация кранов перегружателей
Эксплуатация кузовов машин
Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины

 

Поиск по сайту:


Статьи по теме::
Мероприятия при работе трубоукладчиков
Строительство магистральных трубопроводов
Хранение и консервация трубоукладчиков
Транспортирование трубоукладчиков
Эксплуатация трубоукладчиков в особых природно-климатических условиях
Испытания и обкатка трубоукладчиков
Контроль качества ремонтных работ на трубоукладчиках
Общие положения о ремонте трубоукладчиков
Смазывание и заправка трубоукладчиков топливом, водой и рабочей жидкостью
Техническое обслуживание трубоукладчиков


Остались вопросы по теме:
"Устройства управления механизмами поворота и тормозами трубоукладчика"
— воспользуйтесь поиском.


Машины городского хозяйства
Естественная история машин
Транспортная психология
Пожарные автомобили
Автомобили-рефрижераторы
Монтаж и эксплуатация лифтов
Тракторы