Строительные машины и оборудование, справочник






Устройство гидравлического механизма трактора


Категория:
   Тракторы-2


Устройство гидравлического механизма трактора

Масляный насос должен подавать в силовые цилиндры за строго определенное время заданное количество жидкости под рабочим давлением. В гидромеханизмах тракторов применяют шестеренчатые и поршневые масляные насосы. Преимущественное распространение на тракторах получили наиболее простые по устройству и надежные при длительной эксплуатации шестеренчатые масляные насосы. Поршневые насосы отличаются повышенным рабочим давлением.

Рис. 1. Масляный насос НШ-32-2 гидравлической навесной системы: В — всасывающий канал; Н — нагнетательный канал; I — корпус; 2 — ведомая шестерня; 3 — крышка; 4 — ведущая шестерня; 5 — центрирующая втулка; 6 — сальник; 7 — опорное кольцо; 8 — стопорное кольцо; 9 — разгрузочная манжета; 10 — манжета торцевого уплотнения; 11 — манжета радиального уплотнения; 12 — платик; 13 — уплотнительное кольцо; 14 — поджимная обойма; 15 — подшипниковая обойма

Рассмотрим устройство и работу шестеренчатого масляного насоса гидромеханизма.



Ведущая и ведомая шестерни размещены в корпусе, который закрывается крышкой. Валы шестерен уложены в подшипниковую обойму, представляющую собой полуцилиндр с четырьмя подшипниковыми гнездами. Сверху со стороны нагнетательного канала Н на цапфы шестерни и огибающую наружную поверхность зубьев укладывается поджимная обойма. В расточке корпуса со стороны нагнетательного канала Н установлена манжета радиального уплотнения.

Торцевое уплотнение шестерен осуществляется двумя платиками, вставленными в выточке подшипниковой и поджимной обойм.

Узлы уплотнения работают на принципе использования давления нагнетаемого масла для силового воздействия на резиновые манжеты и через них на подвижные детали, образующие рабочую камеру насоса. Манжета радиального уплотнения поджимает обойму к зубьям шестерен в радиальном направлении, манжеты торцевого уплотнения прижимают платики к торцам шестерен. Манжеты в углублениях корпуса и крышки создают противодавления на поджимную обойму, уравновешивая тем самым усилия, действующие со стороны манжет.

Выходящий из корпуса насоса вал ведущей шестерни уплотнен двумя сальниками. Уплотнение разъема крышки с корпусом выполнено при помощи резинового кольца.

Масляные насосы гидромеханизмов навесной системы приводятся от двигателя непосредственно или через трансмиссию и включаются муфтой с рычажным управлением и фиксатором. Включение привода масляного насоса должно выполняться только при неработающем двигателе.

В гидросистемах тракторов применяются унифицированные масляные насосы типа НШ (насос шестеренчатый) трех основных типоразмеров: НШ-10, НШ-32 и НШ-46. Цифра в маркировке масляных насосов указывает на подачу масла (см3) за один оборот шестерни. Насосы типа НШ работают на частотах вращения коленчатого вала 1100…1650 мин“1 и имеют рабочее давление 10 МП а.

Распределитель переключает масляные каналы для подачи масла под давлением к силовым цилиндрам в прямом или обратном направлении и объединяет цилиндры от масляных насосов.

Наиболее распространены распределители со ступенчатыми золотниками, перемещающимися вдоль собственной оси. Принцип их работы состоит в следующем: при перемещении золотника вдоль собственной оси в цилиндрической расточке корпуса одни масляные каналы открываются кольцевыми проточками золотника, а другие, наоборот, закрываются. В распределителе, как правило, имеется не один, а два или три золотника. Каждый золотник управляет одним силовым цилиндром.

Распределитель (рис. 2) состоит из литого корпуса с крышками. В корпусе имеются цилиндрические расточки под золотники, масляные каналы Г, Д, Е, 3 и Л, перепускной и предохранительный клапаны. Передвижные золотники оборудованы устройствами для автоматического возврата их в нейтральное положение.

Рис. 2. Распределитель гидравлической навесной системы трактора МТЗ-80: А — пояски золотника; Г — канал управления; Д — нагнетательный канал; Е — сливной канал; ЗиЛ — отводные каналы к силовым цилиндрам; Ж — сливная полость; 1, 2 и 3 — золотники; 4 — верхняя крышка; 5 — корпус; 6 — перепускной клапан; 7 — предохранительный клапан; 8 — седло перепускного клапана; 9 — нижняя крышка; 10 — нижний стакан; 11 — пружина золотника; 12 — пружина фиксатора; 13 — верхний стакан; 14 — фиксирующая втулка; 15 — фиксатор; 16 — толкатель; 17 — обойма фиксатора; IS — гильза; 19 — регулировочный винт; 20 — шариковый клапан; 21 — трубопровод; 22 — стержневой клапан; 23 — пружина; 24 — уплотнительное кольцо; 25 — рычаг; 26 — калиброванный канал в перепускном клапане.

Золотники перемещаются в корпусе при помощи рычагов и рукояток управления, смонтированных в крышке.

Возвратно-фиксирующее устройство золотника включает в себя возвратную пружину с опорными шайбами, обойму с канавками, фиксирующие шарики и втулки с пружиной, поршенек (бустер) и шариковый клапан с плунжером и пружиной. Это устройство может фиксировать золотник в одном из четырех положений: нейтральном, подъема, опускания, плавающем. После окончания подъема или опускания рабочей машины устройство автоматически возвращает золотник в нейтральное положение.

Перепускной клапан автоматически перекрывает сливную магистраль Ж при рабочем положении золотников («подъем» или «опускание») и сообщает главный питающий канал Д со сливной магистралью Ж при нейтральном и плавающем положениях золотника.

Шариковый предохранительный клапан перепускает масло в сливную магистраль Ж при чрезмерном повышении давления масла (до 13,5 МПа).

Пропускная способность применяемых на тракторах гидравлических распределителей может быть 25, 75, 150 или 300 л/мин.

Силовые цилиндры преобразовывают энергию масла, находящегося под давлением, в механическую работу по подъему или опусканию навешенной на трактор рабочей машины.

Различают силовые цилиндры одностороннего и двухстороннего действия.

В силовом цилиндре одностороннего действия масло подается только в подпоршневую полость и только при подъеме, опускание поднятой навесной машины здесь происходит исключительно за счет силы тяжести самой машины.

В силовом цилиндре двухстороннего действия рабочими являются как подпоршневая, так и надпоршневая полости. При подъеме или опускании навешенной на трактор машины в одну из полостей силового цилиндра масло подается под давлением, а из другой полости масло поршнем вытесняется на слив. Преимущественное распространение получили силовые цилиндры двухстороннего действия.

Различают основные и выносные силовые цилиндры гидромеханизма трактора. Основной цилиндр отличается повышенной грузоподъемностью.

Силовой цилиндр (рис. 3) состоит из трубчатого стального корпуса с крышками, скрепленными болтами, а также из поршня со штоком и каналов с ограничительным клапаном. Через проушины в глухой крышке и на внешнем конце штока силовой цилиндр шарнирно соединяется соответственно с остовом трактора и с механизмом навески или непосредственно навешенной машиной.

При подъеме машины масло нагнетается по маслопроводу в канал, открывает ограничительный клапан и по трубке поступает в полость подъема А силового цилиндра. Перемещаясь под давлением нагнетаемого масла, поршень вытесняет из полости опускания цилиндра находящееся там масло. Из полости опускания масло поступает к распределителю и направляется на слив.

Рис. 3. Гидравлический силовой цилиндр: 1 и 5 — крышки; 2 — поршень; 3 — корпус; 4. 9, 10 и 12 — маслопроводы; 6 — уплотнение штока; 7 — шток; 8 — упор; 11 — за медлительный клапан; 13 — ограничительный клапан

Опускание машины происходит при подаче масла по маслопроводу в полость опускания Б силового цилиндра. Одновременно масло вытесняется поршнем из полости подъема А по трубке и маслопроводу. Поскольку принудительному опусканию способствует и сила тяжести рабочей машины, процесс опускания может происходить резко и повлечь поломки. Чтобы избежать этого, в штуцер маслопровода, связанного с полостью подъема, устанавливают пластинчатый замедляющий клапан, имеющий форму звездочки с отверстием в центре. Потоком выходящего из полости подъема А масла клапан плотно прижимается к седлу и пропускает масло только через отверстие в центре. Гидравлическое сопротивление потоку выходящего из цилиндра масла возрастает, и орудие опускается плавно.

При подъеме машины потоком входящего в полость подъема Б цилиндра масла замедлительный клапан открывается и не препятствует проходу масла.

Рис. 4. Соединительная (я) и разрывная (б) муфты гидравлической навесной системы: 1 — маслопровод: 2 — накидная гайка; 3 — штуцер; 4 — шариковые клапаны; 5 — соединительная муфта; 6 — шланг; 7 — кронштейн разрывной муфты; 8 — шариковый замок

Процесс опускания заканчивается, когда упор нажимает на стержень ограничительного клапана и перекрывает канал, по которому масло вытесняется из цилиндра при опускании. Изменяя положение упора 8 на штоке, можно регулировать рабочий ход поршня со штоком.

На тракторах применяют силовые цилиндры ЦС-55, ЦС-75, ЦС-90 и ЦС-100. ЦС означает цилиндр силовой, а цифра — диаметр цилиндра в миллиметрах.

Ход поршня у всех четырех типоразмеров силовых цилиндров составляет 200 мм, а усилие на штоке соответственно разно 20, 40, 60 и 75 кН.

Неподвижно закрепленные агрегаты гидравлической навесной системы трактора соединяются при помощи маслопроводов из тонкостенных стальных труб. Полости подъема и опускания силовых цилиндров связаны с распределителем гибкими резинометаллическими шлангами. Шланги и стальные трубопроводы рассчитаны на работу под максимальным давлением 20 МПа.

Для соединения жестких стальных маслопроводов с гибкими резинометаллическими шлангами применяют специальные соединительные муфты. Такая муфта имеет самозапирающиеся шариковые клапаны. При разъединении маслопроводов шарики под действием пружин плотно прижимаются к своим гнездам и предотвращают вытекание масла. При соединении обоих корпусов муфты 5 шарики, воздействуя друг на друга и сжимая пружины, отходят от своих гнезд и обеспечивают свободный пропуск масла.

Соединение маслопроводов к выносным силовым цилиндрам на прицепных машинах выполняется разрывными муфтами. Такая муфта, кроме самозапирающихся шариковых клапанов, имеет также шариковый замок.

Разрывная муфта обеспечивает автоматическое разъединение шлангов при усилии разрыва 200….250 Н. Она предотвращает разрыв резино-металлических шлангов при аварийном отцеплении прицепной машины от трактора.

Резервуаром для масла служит стальной сваренный или литой масляный бак. Объем бака, как правило, составляет не менее половины теоретической подачи масляного насоса. Бак имеет заливную горловину с сетчатым фильтром и крышкой, масломерную линейку, сапун, сливное отверстие с пробкой, отводящий и подводящий патрубки.

В горловине бака закреплен сливной фильтр, фильтрующий элемент которого состоит из отдельных сетчатых секций. От распределителя на слив масло поступает в полость крышки и через окна отражателя проходит в стакан фильтра.

Просочившись через сетчатые секции фильтрующего элемента, масло по сливной трубке попадает в бак. В случае засорения фильтрующего элемента давление в стакане фильтра повышается и открывается предохранительный клапан. Тогда нефильтрованное масло проходит через открытый клапан прямо в сливную трубку. Предохранительный клапан сливного фильтра открывается при давлении 0,35 МПа.

Читать далее:

Категория: - Тракторы-2

Главная → Справочник → Статьи → Форум



Разделы

Строительные машины и оборудование
Для специальных земляных работ
Дорожно-строительные машины
Строительное оборудование
Асфальтоукладчики и катки
Большегрузные машины
Строительные машины, часть 2,
Дорожные машины, часть 2
Ремонтные машины
Ковшовые машины
Автогрейдеры
Экскаваторы
Бульдозеры
Скреперы
Грейдеры Эксплуатация строительных машин
Эксплуатация средств механизации
Эксплуатация погрузочных машин
Эксплуатация паровых машин
Эксплуатация экскаваторов
Эксплуатация подъемников
Эксплуатация кранов перегружателей
Эксплуатация кузовов машин
Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины