Строительные машины и оборудование, справочник



Категория:
   Устройство эксплуатация камаз 4310

Публикация:
   Устройство и работа приборов системы охлаждения

Читать далее:




Устройство и работа приборов системы охлаждения

Радиатор (рис. 22) предназначен для передачи тепла от охлаждающей жидкости в окружающую среду. Радиатор труб-чато-ленточный, трехрядный, однозаходный, трубки плоскоовальные. Радиатор крепится к кожуху вентилятора, а с ним к кронштейнам рамы. Он состоит из теплорассеивающей сердцевины (остова), верхнего и нижнего бачков, деталей крепления.

Рис. 21. Система охлаждения двигателя:
1 — шкив коленчатого вала; 2 — нижний бачок; 3 — жалюзи; 4 — радиатор; 5 — гидромуфта привода вентилятора; 6 — перепускной патрубок; 7 — нагнетательный патрубок; 8 — верхний бачок; 9 — верхний патрубок; 10 — термостат; 11 — коробка термостатов; 12 — соединительная труба; 13 — подводящая трубка; 14 — правая водяная труба; 15 — отводящая трубка; 16 — впускной коллектор; 17 — датчик контрольной лампы перегрева жидкости; 18 — расширительный бачок; 19 — горловина с герметизирующей пробкой; 20 — пробка с клапанами; 21 — отводящая трубка от компрессора; 22 — отводящая трубка левой водяной трубы; 23 — компрессор; 24 — левая водяная труба; 25 — крышка головки; 26 — головка цилиндра; 27 — водяной насос; 28 — сливной кран (пробка); 29 — шкив водяного насоса; 30 — вентилятор; 31 — нижний патрубок

Сердцевина радиатора выполнена из томпаковых охлаждающих трубок, впаянных в бачки. Для увеличения теплорассеи-вающей поверхности пространство между трубками заполнено гофрированной медной лентой. К бачкам припаяны стальные боковые стойки, образующие с нижней пластиной каркас радиатора.

В верхний бачок впаяны патрубки для подвода охлаждающей жидкости от термостатной коробки и отвода паров и охлаждающей жидкости в расширительный бачок.

В нижнем бачке имеется патрубок для отвода охлаждающей Жидкости к водяному насосу.

Водяной насос (рис. 23) обеспечивает принудительную циркуляцию жидкости в системе охлаждения двигателя. Водяной насос центробежного типа, привод осуществляется клиновидными ремнями от шкива коленчатого вала. Насос крепится на переднем торце левого ряда цилиндров. Уплотнение между корпусом насоса и блоком обеспечивается резиновыми кольцами, установленными в проточки корпуса насоса.

Состоит из корпуса, вала с подшипниками, крыльчатки, узла уплотнения, двухручейного шкива, деталей крепления.

Корпус отлит из чугуна. Имеет улиткообразную форму. В нем выполнены отводящий и подводящий патрубки. Нижний (подводящий) патрубок соединен с нижним бачком радиатора, другой (отводящий) патрубок соединен с коробкой термостатов. В корпусе вверху имеется отверстие, которое сообщается с рубашкой охлаждения пятого цилиндра. Это отверстие препятствует образованию воздушной пробки при заправке системы охлаждения и одновременно через него выходит парожидкост-ная смесь. На прогретом двигателе насос постоянно сообщается с расширительным бачком, что повышает кавитационный запас насоса. От насоса жидкость непосредственно подается к нижним поясам гильз левого ряда цилиндров, а по трубе — в рубашку охлаждения правого ряда.

Рис. 22. Радиатор и жалюзи:
1 — болт; 2 — кронштейн крепления радиатора; 3 — втулка; 4, 6, 8, 10, 14 — опорные шайбы: 5, 9, 13 — нодушки; 7 — кронштейн рамы; II, 15 — гайки; 12 — тяга крепления радиатора к поперечине; 16 — боковина остова радиатора; 17 — нижний бачок; 18 — охлаждающая трубка; 19 — боковина жалюзи; 20 — нижняя рамка; 21 — тяга; 22 — рычаг; 23 — тросик’, 24 — хомут; 25 — жалюзи; 26 — втулка; 27 — кожух уплотнителя; 28— верхняя рамка; 29 — радиатор; 30 — тяга управления жалюзи; 31 — зерхний бачок радиатора; 32 — кожух вентилятора

Рис. 23. Водяной насос:
1 — шкив; 2— болт; 3 — шайба; 4, 6 — подшипники; .5 — пресс-масленка; 7 — манжета; S — сальник; 9 — вал водяного насоса; 10 — корпус насоса; 11 — шайба; 12 — колпачковая гайка крыльчатки; 14 — крыльчатка; /5 — пылеотражатель

Вал насоса стальной, вращается на двух шариковых радиальных подшипниках. Смазка Литол-24 закладывается в подшипники при их изготовлении. На последних моделях двигателей устанавливается пресс-масленка. На переднем конце валика напрессован двухручейный шкив привода насоса. Два диаметрально расположенных отверстия служат для снятия шкива с валика. На заднем конце валика выполнена лыска, обеспечивающая передачу усилия на крыльчатку. Крыльчатка отливается из чугуна, имеет шесть загнутых против вращения лопастей и два отверстия, которые служат для снижения давления жидкости, действующего на торцевую поверхность крыльчатки при работе насоса, и тем самым разгружают подшипниковый узел от чрезмерных осевых нагрузок. От осевых смещений крыльчатка удерживается латунной колпачковой гайкой со стопорной шайбой.

Узел уплотнения предотвращает утечку охлаждающей жидкости из полости крыльчатки в полость подшипников. Для контроля за состоянием уплотнения в корпусе имеется отверстие. Вытекание жидкости из него свидетельствует о неисправности узла уплотнения. Узел уплотнения состоит из сальника типа ВАЗ, стального и резинового колец. Сальник типа ВАЗ состоит из корпуса, резиновой манжеты, графитного кольца, предохранительных латунных обойм и пружины. Стальное кольцо шлифованное, имеет с одной стороны по внутреннему диаметру фаску, куда входит конусная часть резинового кольца. Резиновое кольцо плотно охватывает валик. За счет большой силы трения, возникающей между резиновым и стальным кольцами, и под действием пружины сальника они вращаются как одно целое вместе с валиком и крыльчаткой.

Сальник запрессовывается в корпус насоса со стороны крыльчатки. Надежность подвижного уплотнения — стальное кольцо и графитовое кольцо сальника — достигается применением графитосвинцового твердоспрессованного антифрикционного материала, обладающего высокой износостойкостью и обеспечивающего длительную работу узла уплотнения.

Принцип действия водяного насоса заключается в следующем. При вращении крыльчатки жидкость, поступающая из подводящего патрубка к центру крыльчатки, отбрасывается центробежной силой к стенке корпуса, оттуда вытесняется в рубашку охлаждения блока через отводящий патрубок.

Жалюзи служат для регулирования интенсивности потока воздуха, просасываемого через сердцевину радиатора.

Жалюзи створчатого типа, управляются из кабины водителя ручкой, расположенной под щитком приборов справа от рулевой колонки. Жалюзи прикреплены к каркасу радиатора перед ним. Они выполнены в виде набора горизонтальных узких пластин из оцинкованного железа, объединены общей рамкой и снабжены шарнирным устройством, обеспечивающим их одновременный поворот.

Вентилятор (рис. 24) предназначен для создания регулируемого потока воздуха, проходящего через радиатор. Вентилятор осевого типа пятилопастной, приводится во вращение гидромуфтой с автоматическим управлением. Устанавливается на ведомом валу гидромуфты соосно с коленчатым валом и вращается в установленном на рамке радиатора направляющем кожухе.

Гидромуфта привода вентилятора (рис. 25) предназначена для передачи крутящего момента от коленчатого вала к вентилятору и снижения динамических нагрузок, возникающих при резком изменении частоты вращения коленчатого вала. Гидромуфта установлена в полости, образованной передней крышкой блока и корпусом гидромуфты, соосно с коленчатым валом.

Гидромуфта (рис. 26) состоит из корпуса, ведущих деталей, ведомых деталей, включателя гидромуфты, элементов уплотнения, деталей крепления.

Рис. 24. Вентилятор:
1 — лопасть; 2 — передняя крестовина крыльчатки; 3 — задняя крестовина крыльчатки; 4 — ступица вентилятора

К ведущим деталям относятся торсионный валик, кожух, ведущее колесо, ступица шкива привода генератора, шкив привода генератора.

Ведущее колесо с кожухом и ступицей шкива привода генератора соединено болтами и вращается в двух шарикоподшипниках.

К ведомым деталям относятся ведомое колесо, ведомый вал, ступица вентилятора. Ведомое колесо в сборе с валом и ступицей вращаются также в двух шарикоподшипниках.

Ведущее и ведомое колеса полутороидальной формы с лопатками. Они отливаются из алюминиевого сплава. На ведущем колесе 33 лопатки, на ведомом 32. Крутящий момент от ведущего колеса гидромуфты на ведомое передается гидродинамически при заполнении гидромуфты маслом, подводимым из главной масляной магистрали двигателя через включатель гидромуфты. Частота вращения ведомой части гидромуфты зависит от количества масла, поступающего в межлопаточное пространство.

Включатель гидромуфты (рис. 27) корректирует режим работы вентилятора в зависимости от температуры жидкости в системе охлаждения, изменяя количество масла, поступающего в гидромуфту. При необходимости обеспечивает постоянное выключение или включение вентилятора. Установлен с торца трубопровода, подводящего охлаждающую жидкость к правому Ряду цилиндров. Включатель состоит из термосилового датчика, являющегося чувствительным элементом включателя, реагирующим на температуру охлаждающей жидкости, термосилового клапана, шариков, корпуса, крышки, пробки, пружины, уплот-нительного кольца.

Рис. 25. Принципиальная схема гидромуфты
1— пеш иля юр; 2 — ведущее колесо; 3 — ведомое колесо; 4 — кожух; 5 — включатель гидромуфты

Включатель имеет три фиксированных положения и обеспечивает работу вентилятора в одном из трех режимов.

Автоматический — рычаг установлен в положение Л (рис. 28). При повышении температуры охлаждающей жидкости, омывающей термосиловой датчик (см. рис. 27), активная масса, находящаяся в баллоне датчика, начинает плавиться и, увеличиваясь в объеме, перемещает шток датчика и шарик. При температуре жидкости 85…90°С шарик открывает масляный канал в корпусе включателя. Масло из главной масляной магистрали двигателя по каналам в корпусе включателя, блоке и его передней крышке, трубке (см. рис. 26) и каналам в ведущем валу поступает в рабочую полость гидромуфты; при этом крутящий момент от коленчатого вала пере-лается крыльчатке вентилятора. При температуре охлаждающей жидкости ниже 85°С шарик под действием возвратной пружины перекрывает масляный канал в корпусе и подача масла в гидромуфту прекращается, при этом находящееся в гидромуфте масло через отверстие в кожухе сливается в картер двигателя и вентилятор отключается.

Рис. 26. Гидромуфта привода вентилятора: 1 — передняя крышка; 2 — корпус; 3 — кожух; 4, 7, 12, 13 — шарикоподшипники; 5 — трубка подвода масла; 6 — ведущий вал; 8 — уплотнительное кольцо; 9 — ведомое колесо; 10 — ведущее колесо; 11 — шкив; 14 — упорная втулка; 15 — ступица вентилятора; 16 — ведомый вал; 17. 20 — самоподжимные сальники; 18 — прокладка; 19 и 21 — болты

Вентилятор отключен — рычаг установлен в положение О (см. рис. 27), масло в гидромуфту не подается; при этом крыльчатка может вращаться с небольшой частотой под действием сил трения, возникающих при вращении подшипников и манжеты гидромуфты.

Вентилятор включен постоянно—рычаг установлен в положение П; при этом в гидромуфту постоянно подается масло независимо от температуры охлаждающей жидкости, вентилятор вращается постоянно с частотой, приблизительно равной частоте вращения коленчатого вала.

Основной режим работы гидромуфты — автоматический.

При отказе включателя гидромуфты в автоматическом режиме (характеризуется перегревом двигателя) необходимо включить гидромуфту в постоянный режим (установить рычаг включателя в положение П) и при первой возможности устранить неисправность включателя.

Термостаты предназначены для ускорения прогрева двигателя и предохранения его от переохлаждения. На двигателе КамАЗ применяются два термостата типа ТС 107 с твердым наполнителем и прямым ходом клапана. Начало открытия основного клапана 80±2°С и полное его открытие 93±2°С. Размещены термостаты в коробке, закрепленной на переднем торце правого ряда цилиндров.

Термостат (рис. 29, а) состоит из основания, стоек, термо-снлового баллона с активной массой (церезин), штока с регулировочной гайкой, основного клапана с пружиной, перепускного клапана с пружиной.

Рис. 27. Включатель гидромуфты:
1 — рычаг пробки. 2 — крышка; 3,8 — шарики; 4 — пробка; 5 — корпус включателя; 6 — клапан термосиловой; 7 — датчик термосиловой; 9 — кольцо уплотни-тельное; 10 — пружина

Рис. 28. Схема работы включателя гидромуфты в зависимости от положения рычага:
1 — автоматический режим; 2 — вентилятор включен постоянно; 3 — вентилятор отключен; I — подача масла из смазочной системы двигателя; II — подача масла в гидромуфту

При пуске холодного двигателя патрубок, соединяющий термостатную коробку с радиатором, перекрыт основными клапанами термостатов, а вход в перепускной канал к водяному насосу открыт. Охлаждающая жидкость циркулирует, минуя радиатор (по малому кругу), что ускоряет прогревание двигателя (рис. 29, б).

При достижении температуры охлаждающей жидкости 80± ±2°С активная масса, заключенная в баллоне, плавится, увеличиваясь в объеме. При этом баллон начинает перемещаться вправо относительно штока, открывая основной и закрывая перепускной клапаны. Охлаждающая жидкость начинает циркулировать через радиатор (большой круг). Полное открытие основного клапана происходит при температуре 93±2°С (рис. 29, б).

Расширительный бачок (рис. 30) установлен на правом впускном трубопроводе и служит для компенсации изменения объема охлаждающей жидкости при расширении от нагрева. Он позволяет контролировать степень заполнения системы охлаждения, в него отводится и в нем конденсируется пар из верхних точек рубашки охлаждения и радиатора.

Бачок с помощью компенсационной трубки через коробку термостатов соединяется с входом насоса, благодаря чему гидравлическое сопротивление радиатора не вызывает опасного понижения давления на линии всасывания насоса. Кроме этого, расширительный бачок пароотводящими трубками соединен с отводящей трубкой левого ряда цилиндров, компрессором и верхним бачком радиатора.

Рис. 29. Термостат:
а — конструкция; б — малый круг циркуляции охлаждающей жидкости; в — большой круг циркуляции охлаждающей жидкости.
1, 8 — стойки: 2 — баллон; 3 — активная масса; 4, 12 — клапаны; 5. 7 – пружины; 6, 10 — регулировочные гайки; 9—шток; 11 — резиновая втулка; 13 — основание

В горловине расширительного бачка установлена пробка (рис. 31) с впускным (воздушным) и выпускным (паровым) клапанами. Выпускной клапан, нагруженный пружиной, поддерживает в системе охлаждения избыточное давление до 65 кПа (0,65 кгс/см2). Это давление повышает кавитационный запас. Впускной клапан, нагруженный более слабой пружиной, препятствует созданию в системе разрежения при остывании двигателя. Он открывается и сообщает систему охлаждения с атмосферой при разрежении 1,0…13 кПа (0,01… 0,13 кгс/см2).

Охлаждающая жидкость доливается в двигатель через заливную горловину расширительного бачка. Верхний уровень жидкости — 2/3 емкости бачка, а нижний контролируется краном. Ранние выпуски автомобилей имели на расширительном бачке дополнительную горловину (см. рис. 21, поз. 19) для доливки охлаждающей жидкости без опрокидывания кабины.

Контрольно-измерительные приборы обеспечивают контроль за тепловым состоянием двигателя. В них входят магнитоэлектрический указатель УК 171 (установлен на щитке приборов); датчик указателя температуры воды — полупроводниковый марки ТМ 100 А (установлен в коробке термостатов); датчик сигнальной лампы аварийного перегрева охлаждающей жидкости — биметаллический марки ТМ 111 (установлен в передней части левой отводящей трубы).

Сигнальная лампа (установлена в указателе) загорается при температуре охлаждающей жидкости, выходящей из левого ряда цилиндров, 101 °С.

Рис. 30. Расширительный бачок:
1 — кран контроля уровня; 2 — патрубок; 3 — пароотводная трубка; 4— пробка; 5 — трубка от компрессора; 6 — трубка перепускная от двигателя к радиатору; 7 — корпус бачка

Рис. 31. Пробка расширительного бачка:
1 — корпус; 2 — стойка клапана; 3 — пружина выпускного клапана; 4 — запирающая пружина; 5 — выпускной (паровой) клапан; 6 — впускной (воздушный) клапан; 7 — уплотнительна» прокладка

Рекламные предложения:



Читать далее:

Категория: - Устройство эксплуатация камаз 4310

Главная → Справочник → Статьи → Форум



Разделы

Строительные машины и оборудование
Для специальных земляных работ
Дорожно-строительные машины
Строительное оборудование
Асфальтоукладчики и катки
Большегрузные машины
Строительные машины, часть 2,
Дорожные машины, часть 2
Ремонтные машины
Ковшовые машины
Автогрейдеры
Экскаваторы
Бульдозеры
Скреперы
Грейдеры Эксплуатация строительных машин
Эксплуатация средств механизации
Эксплуатация погрузочных машин
Эксплуатация паровых машин
Эксплуатация экскаваторов
Эксплуатация подъемников
Эксплуатация кранов перегружателей
Эксплуатация кузовов машин
Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины

 



Остались вопросы по теме:
"Устройство и работа приборов системы охлаждения"
— воспользуйтесь поиском.

Машины городского хозяйства
Естественная история машин
Транспортная психология
Пожарные автомобили
Автомобили-рефрижераторы
Монтаж и эксплуатация лифтов
Тракторы

Небольшой рекламный блок


Администрация: Бердин Александр -
© 2007-2019 Строй-Техника.Ру - информационная система по строительной технике.

  © Все права защищены.
Копирование материалов не допускается.


RSS
Морская техника - Зарядные устройства