Строительные машины и оборудование, справочник






Устройство и работа системы электропуска автомобиля


Категория:
   Устройство автомобиля


Устройство и работа системы электропуска автомобиля

Система электропуска предназначена для прокрутки коленчатого вала с целью пуска двигателя. Такая система автомобилей ГАЗ-66 и ГАЭ-53А включает в себя: аккумуляторную батарею 6СТ-75ЭМС, стартер CT230-A, реле включения РС507-Б и включатель стартера, являющийся частью включателя зажигания.

Аккумуляторная батарея питает систему электропуска током до нескольких сот ампер, что обеспечивает частоту вращения коленчатого вала, достаточную для пуска двигателя.

Стартер предназначен для преобразования электрической энергии аккумуляторной батареи в механическую и передачи ее на маховик с целью прокрутки коленчатого вала двигателя. Номинальная мощность стартера СТ230-А 1,5 л. е., максимальный крутящий момент — 2,25 кгс-м. Стартер включает в себя: электродвигатель постоянного тока, механизм привода и механизм управления (тяговое реле РС230).



Электродвигатель состоит из корпуса с четырьмя полюсными сердечниками и обмоткой возбуждения, крышек, промежуточной опоры и якоря. Корпус и полюсные сердечники изготовлены из малоуглеродистой стали Обмотка возбуждения выполнена из медной шины и разделена на две параллельные ветви, в каждую ветвь включены по две последовательно соединенные катушки. Крышка со стороны коллектора стальная штампованная с окнами для доступа к щеткам. К крышке крепятся четыре щеткодержателя, два из них (положительные) изолированы от массы. Мед-нографитовые щетки прижимаются к коллектору с помощью пружин. Крышка со стороны привода выполнена из чугуна и имеет фланец для крепления стартера к картеру маховика. Обе крышки крепятся к корпусу двумя стяжными болтами, которые заворачивают в резьбовые гнезда крышки. Промежуточная опора расположена между корпусом и крышкой и предохраняет вал якоря от прогиба. Якорь стартера состоит из вала, сердечника, обмотки и коллектора. Обмотка выполнена из толстого медного провода прямоугольного сечения, в каждой секции по одному витку. Вал якоря вращается в трех подшипниках скольжения, которые размещены в крышках и в промежуточной опоре.

Принцип действия электродвигателя основан на взаимодействии магнитного поля якоря с магнитным полем полюсных сердечников при прохождении по обмоткам электрического тока.

В результате такого взаимодействия витки обмотки якоря выталкиваются из магнитного поля полюсных сердечников, что приводит к вращению якоря.

Рис. 1. Стартер СТ2Э0-А:
1 — регулировочная шайба; 2—упорное кольцо; 3 — шестерня; 4— муфта свободного хода; 5 — буферная пружина; 6 — поводковая муфта; 7 — ограничительная пружина; 8, 23 — якорь; 9 — корпус; 10 — обмотка возбуждения; 11 — резиновый уплотнитель; 12 — кожух; 13, 30— крышки; 14 — коллектор; 15 —щетка; 16, 17 — клеммы тягового реле; 18— пружина; 19 — крышка реле; 20 — контактный диск; 21 — обмотки реле; 22— корпус; 24 — возвратная пружина; 25 — палец поводка; 26 — рычаг; 27 — крышка привода: 28 — эксцентриковая ось; 29 — промежуточная опора

Рис. 2. Муфта свободного хода:
1 — шлицевая втулка; 2— обойма; 3 — ролик; 4 — кожух; 5 — ступица шестерни; 6 — шестерня; 7 — плунжер; 8 — пружина

Механизм привода служит для ввода шестерни стартера в зацепление с зубчатым венцом маховика, передачи крутящего момента от вала якоря на венец маховика и быстрого отключения якоря от маховика после пуска двигателя. Механизм привода размещается на валу якоря и состоит из шестерни, муфты свободного хода роликового типа, буферной пружины, резервной поводковой муфты, ограничительной пружины, рычага с эксцентриковой осью.

Муфта свободного хода обеспечивает передачу крутящего момента от вала якоря на маховик и исключает вращение якоря от маховика после пуска двигателя (этим предохраняется якорь от «разноса»).

Муфта включает в себя шлицевую втулку с обоймой, в которой выполнено четыре клиновидных паза; ролики с плунжерами и пружинами; ступицу, выполненную заодно с шестерней.

При пуске двигателя ролики заклинивают муфту свободного хода, т. е. жестко соединяют обойму со ступицей. После пуска шестерня стартера вращается с большей угловой скоростью от маховика, вследствие чего происходит расклинивание роликов и вращающий момент от маховика не передается на вал якоря.

Стартер работает в режиме холостого хода до выключения питания,

Буферная пружина позволяет ввести шестерню стартера в зацепление с венцом маховика при утыкании в зуб.

Пружина, Сжимаясь, дает возможность диску замкнуть контакты тягового реле и провернуть якорь. Разрез поводковой муфты позволяет выключить рабочий ток стартера в случае заедания шестерни. Эксцентриковая ось рычага дает возможность производить регулировку стартера и фиксируется в определенном положении с помощью гайки.

Механизм управления создает усилие на рычаге привода и замыкает цепь рабочего тока стартера. Он представляет собой электромагнитное тяговое реле, установленное на корпусе стартера, и включает: корпус, пластмассовую и металлическую крышки, якорь с возвратной пружиной, сердечник электромагнита, шток с контактным диском и пружиной, втягивающую и удерживающую обмотки.

Реле включения обеспечивает замыкание цепи обмоток тягового реле при пуске двигателя.

При наличии генератора постоянного тока реле включения дополнительно обеспечивает автоматическое выключение стартера после пуска двигателя и исключает случайное включение стартера при работающем двигателе. В этом случае клемма К соединяется с массой через генератор. Включатель стартера замыкает цепь реле включения и конструктивно входит в включатель зажигания.

При включении стартера замыкаются клеммы AM и СТ включателя зажигания и по обмотке реле включения течет ток. Сердечник намагничивается и притягивает якорь, замыкая контакты, через которые ток идет к обмоткам тягового реле. Якорь реле притягивается к сердечнику и через рычаг вводит шестерню стартера в зацепление с шестерней маховика. В конце своего хода якорь с помощью контактного диска замыкает цепь рабочего тока стартера. Якорь стартера начинает вращаться, обеспечивая пуск двигателя. При выключении стартера контакты размыкаются пружиной и под действием возвратной пружины все детали привода возвращаются в исходное положение. Пусковой ток стартера достигает 600 А. Ток холостого хода равен 80 А.

Рис. 3. Электрическая схема системы электропуска:
1 — обмотка; 2 — пружина; 3 — сердечник; 4, 10 — якорь; 5 — контакты; 6 — контактный диск; 7 — сердечник; 8 — втягивающая обмотка; 9 — удерживающая обмотка; 11 — рычаг; 12 — шестерня стартера; 13 — маховик; 14 — контакты тягового реле

На автомобиле ЗИЛ-130 устанавливается стартер СТ130. Он ранее устанавливался и на автомобилях ГАЗ-66 и ГАЗ-бЗА. В стартере СТ130 вместо эксцентриковой оси имеются два винта: регулировочный винт хода рычага и ,регулировочный винт якоря. Крышка тягового реле со стороны коллектора металлическая, имеет пять клемм (на СТ230-А три клеммы).

На автомобилях ЗИЛ-131 и «Урал-375Д» устанавливается стартер СТ2. Он герметизирован с помощью уплотнительных прокладок. Для регулировки стартера имеется регулировочный винт якоря. На автомобиле «Урал-375Д» имеется отдельная кнопка включения стартера. В остальном электрическая схема и конструкция системы электропуска автомобилей ЗИЛ-131 и «Урал-375Д» аналогичны системе электропуска автомобиля ГАЗ-66.

Основные правила пользования стартером заключаются в следующем.
1. Перед пуском двигателя после длительной стоянки необходимо провернуть коленчатый вал пусковой рукояткой.
2. Продолжительность непрерывной работы стартера при пуске двигателя не должна превышать 5—10 с.
3. Если двигатель после первой попытки не пустился, то повторно пускать его можно через 15—20 с. После двух-трех попыток пуска нужно проверить исправность систем зажигания и питания.
4. После пуска двигателя необходимо быстро отпустить ключ зажигания (кнопку стартера).
5. Запрещается включать стартер при работающем двигателе.

Читать далее:

Категория: - Устройство автомобиля

Главная → Справочник → Статьи → Форум



Разделы

Строительные машины и оборудование
Для специальных земляных работ
Дорожно-строительные машины
Строительное оборудование
Асфальтоукладчики и катки
Большегрузные машины
Строительные машины, часть 2,
Дорожные машины, часть 2
Ремонтные машины
Ковшовые машины
Автогрейдеры
Экскаваторы
Бульдозеры
Скреперы
Грейдеры Эксплуатация строительных машин
Эксплуатация средств механизации
Эксплуатация погрузочных машин
Эксплуатация паровых машин
Эксплуатация экскаваторов
Эксплуатация подъемников
Эксплуатация кранов перегружателей
Эксплуатация кузовов машин
Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины

 

Поиск по сайту:


Статьи по теме::
Основные эксплуатационные показатели автомобиля
Нормы расхода и способы экономии эксплуатационных материалов
Эвакуация автомобильной техники
Ремонт автомобильной техники в Советской Армии
Эксплуатация автомобилей в период обкатки
Техника безопасности на автомобильном транспорте
Устройство парков и внутренняя служба в них
Эксплуатации и технического обслуживания автомобилей в вооруженных силах СССР
Система герметизации автомобиля «Урал-375Д»
Система регулирования давления воздуха в шинах автомобиля


Остались вопросы по теме:
"Устройство и работа системы электропуска автомобиля"
— воспользуйтесь поиском.


Машины городского хозяйства
Естественная история машин
Транспортная психология
Пожарные автомобили
Автомобили-рефрижераторы
Монтаж и эксплуатация лифтов
Тракторы