Строительные машины и оборудование, справочник






Устройство и работа системы охлаждения двигателя автомобилей КамАЭ-5320 и КамАЗ-4310


Категория:
   Автомобили Камаз Урал


Устройство и работа системы охлаждения двигателя автомобилей КамАЭ-5320 и КамАЗ-4310

Система охлаждения состоит из жидкостного насоса, вентилятора с управляемым гидравлическим приводом (гидромуфта привода вентилятора, регулятор-выключатель гидромуфты), радиатора с жалюзи, расширительного бачка, термостатов, контрольно-измерительных приборов, полостей и каналов в блоке цилиндров и головках и трубопроводов.

Жидтстной насос центробежного типа создает постоянную циркуляцию жидкости в системе охлаждения двигателя. Он установлен на переднем торце левого блока цилиндров двигателя..

В корпусе насоса на шариковых подшипниках установлен вал. На переднем конце вала закреплен шпонкой двухручьевой шкив. На противоположном конце вала напрессована и закреплена гайкой крыльчатка насоса. Вал насоса приводится во вращение с помощью клиноременной передачи от шкива коленчатого вала двигателя. Полость в корпусе насоса под крыльчатку герметизирована сальником, состоящим из корпуса, резиновой уплотнительной манжеты, разжимной пружины и графитового кольца. Сальник запрессован в корпусе водяного насоса, а его графитовое кольцо постоянно прижато к упорному стальному кольцу. Между упорным кольцом и крыльчаткой установлено уплотнительное резиновое кольцо. Высокое качество изготовления торцов графитового и стального упорных колец обеспечивает надежное контактное уплотнение водяной полости насоса.



Для контроля исправности торцевого уплотнения в верхней части корпуса насоса имеется дренажное отверстие. Выход капель жидкости, просочившейся в полость подшипников, обеспечивается через дренажное отверстие в корпусе. Постоянная течь жидкости из дренажного отверстия свидетельствует об износе и необходимости замены изношенных деталей уплотнения крыльчатки. Закупорка дренажного отверстия приводит к выходу из строя подшипников.

Подшипники с односторонним уплотнением. При сборке полость установки подшипников заполняется на 1/3—1/2 объема смазкой Литол-24 (20…30 г).. В процессе эксплуатации периодически требуется пополнение через пресс-масленку в корпусе насоса смазки подшипников до появления ее из дренажного отверстия.

Рис. 2.21. Жидкостной насос системы охлаждения:
1— пылеотрзжатель; 2 — стопорное кольцо; 3, 4 — шарикоподшипники; 5 — водоотража-тель; 6 — крыльчатка; 7 — уплотнитсльиый сальник; 8 — вал: 9 — уплотнительное резиновое кольцо; 10 — упорное стальное кольцо; 11 — шайба; 12 — колпачковая гайка; 13 — корпус; 14 — шкив

Рис. 2.22. Гидромуфта привода вентилятора:
1—передняя крышка: 2—корпус подшипника; 3— кожух; 4, 7, 13, 17— шарикоподшипники; 5 — трубка корпуса подшипника; 6 — шлицевой вал привода ведущих частей гидромуфты; 8 — уплотнительное кольцо; 9 — ведомое колесо; 10 — ведущее колесо; 11 — шкив; 12 — ступица шкива; 14 — ступица вентилятора; 15— ведомый вал; 16, 18 — уплотнения

Вентилятор осевого типа, пяти лопастный, создает регулируемый поток воздуха через сердцевину радиатора системы охлаждения. Он кренится на ступице ведомого вала гидромуфты и размещен в кожухе. При вращении вентилятора кожух формирует поток воздуха, направленный через сердцевину радиатора, и тем самым повышает эффективность вентилятора.

Привод вентилятора гидравлический с автоматическим поддержанием оптимального температурного режима двигателя. Он состоит из гидромуфты и регулятора-выключателя режима ее работы.

Регулятор-выключатель обеспечивает автоматическое изменение частоты вращения вентилятора, а следовательно, и его производительности в зависимости от температуры жидкости в системе охлаждения путем регулирования количества масла, поступающего в полость гидромуфты, а также при необходимости включение или выключение вентилятора.

Гидромуфта устанавливается в передней части двигателя соосно с коленчатым валом в полости, образованной передней крышкой блока (см. рис. 2.22) и корпусом подшипника. Ведущий вал в сборе с кожухом, ведущее колесо, ступица шкива и шкив генератора, соединенные болтами и вращающиеся в шарикоподшипниках, составляют ведущую часть гидромуфты. Она приводится во вращение от коленчатого вала двигателя посредством шлицевого вала. Ведомое колесо в сборе с валом и закрепленной на нем ступицей вентилятора, вращающиеся в шарикоподшипниках, составляют ведомую часть гидромуфты. Гидромуфта уплотнена резиновыми манжетами.

На внутренних тороидальных поверхностях ведущего и ведомого колес имеются радиальные лопатки, отлитые вместе с колесами. На ведущем колесе их 33, на ведомом — 32. Межлопаточное пространство колес образует рабочую полость гидромуфты.

Передача крутящего момента с ведущего колеса гидромуфты на ведомое колесо происходит при заполнении рабочей полости маслом. При работающем двигателе масло, поступающее из нагнетающей секции масляного насоса через канал регулятора-выключателя (см. рис. 2.19), попадает на лопатки вращающегося ведущего колеса, увлекается им, приобретая при этом кинетическую энергию. В дальнейшем частицы масла, ударяясь в лопатки ведомого колеса, отдают им энергию, обеспечивая вращение ведомых деталей и вентилятора. Частота вращения ведомого колеса с вентилятором при постоянной частоте вращения ведущего колеса зависит от количества масла, поступающего в полость гидромуфты. Резкое изменение частоты вращения коленчатого вала двигателя сопровождается проскальзыванием ведущего колеса гидромуфты относительно ведомого, что снижает динамические нагрузки в приводе.

Регулятор-выключатель золотникового типа установлен на патрубке, подводящем жидкость к правому блоку Цилиндров. Основными частями регулятора-выключателя являются: золотник с возвратной пружиной, термссиловой датчик и переключатель, содержащий пробку 8, рычаг и фиксатор. В гнезде силового элемента установлены регулировочные прокладки, позволяющие при необходимости регулировать температуру срабатывания регулятора-выключателя. Термосиловой датчик, установленный внутри патрубка трубопровода, постоянно омывается охлаждающей жидкостью, циркулирующей от водяного насоса в полость правого блока цилиндров.

Рис. 2.23. Регулятор-выключатель гидромуфты:
а — устройство; б —схсма работы в зависимости от положения рычага; 1 — крышка; 2 — корпус; 3 — шайба; 4 — возвратная пружина; 5 —золотник; 6, 7 — уплотнительные кольца; 8 — пробка; 9 — -рычаг; 10 — 1 ружнна; 11 — фиксатор; 12— крышка; 13 — регулировочные прокладки; 14 — гайка; 15 — тсрмосилосой датчик; Б — отверстие для подвода -масла из системы смазки двигателя; В — выходное отверстие; I — положение «В», II — положение «О»; III — положение «Я»

Гидравлический привод обеспечивает работу вентилятора в трех режимах: автоматического управления, принудительного включения и принудительного отключения. Основной режим работы вентилятора — автоматический.

При работе вентилятора в режиме автоматического управления рычаг устанавливается в положение «В». С повышением температуры охлаждающей жидкости, омывающей термо-силовой элемент датчика, активная масса, находящаяся в баллоне термодатчика, начинает плавиться и, увеличиваясь в объеме, перемещает шток датчика и золотник. Последний, перемещаясь, открывает подводящий канал в корпусе регулятора-выключателя, связанный с нагнетательной магистралью масляного насоса, и сообщает его с отводящим каналом, обеспечивая поступление масла в полость гидромуфты и вращение вентилятора. Нагрев жидкости до температуры 85…..90 °С приводит к полному открытию подводящего канала, максимальной подаче масла и предельной производительности вентилятора.

Снижение температуры охлаждающей жидкости ниже 85 °С приводит к уменьшению объема термосилового элемента датчика, и пружина, смещая золотник, уменьшает или прекращает подачу масла в гидромуфту. При этом масло, находящееся в гидромуфте, через отверстие в кожухе сольется в поддон двигателя и вентилятор отключается или будет медленно вращаться за счет .сил трения, возникающих при вращении подшипников и манжеты гидромуфты, а также от встречного потока воздуха при движении автомобиля.

Благодаря автоматическому регулированию частоты вращения вентилятора в зависимости от температуры охлаждающей жидкости в двигателе поддерживается оптимальный тепловой режим, а затра-гы мощности на привод вентилятора снижаются.

Работа вентилятора в режиме принудительного включения вызывается необходимостью в случае неисправности термосилового датчика, что характеризуется перегревом двигателя. Рычаг в этом режиме работы вентилятора устанавливается в положение «Я», т. е. в режим постоянного нерегулируемого вращения. При этом в гидромуфту постоянно подается масло независимо от температуры охлаждающей жидкости и вентилятор вращается; с частотой, примерно равной частоте вращения коленчатого вала^ Длительная работа вентилятора в этом режиме нежелательна, и поэтому при первой возможности необходимо восстановить работоспособность регулятора-выключателя.

Работа вентилятора в режиме, принудительного отключения необходима при преодолении глубоких бродов. Рычаг в этом случае устанавливается в положение «0» и масло в гидромуфту не подается, отключая вентилятор.

Радиатор трубчато-ленточного типа, расположен перед двигателем. Он состоит (рис. 2.24) из теплорассеивающей сердцевины (остова), верхнего и нижнего бачков и деталей крепления. Три ряда расположенных вертикально овальных трубок сердцевины впаяны в бачки. Для увеличения теплорассеивающей поверхности пространство между трубками заполнено гофрированной медной лентой, расположенной горизонтально и в перегибах припаянной к боковым поверхностям трубок. К бачкам припаяны стальные боковые стойки, образующие вместе с нижней пластиной каркас радиатора. В верхний бачок впаяны патрубки подвода нагретой жидкости из головок блока двигателя и отвода пара в расширительный бачок. Нижний бачок снабжен патрубком для отвода от радиатора охлажденной жидкости к насосу. Радиатор в сборе с кожухом вентилятора крепится к кронштейнам рамы через резиновые кольца. Сжатие резиновых колец ограничивается распорными втулками. Тяга удерживает радиатор внизу от угловых перемещений еок-руг поперечной оси.

Жалюзи створчатого типа регулируют интенсивность обдува радиатора встречным потоком воздуха. Они размещены перед радиатором. и состоят из горизонтально расположенных пластин, установленных шарнирно в рамке, с приводом от рукоятки, расположенной под щитком приборов, справа, у рулевой колонки. Рукоятка привода стопорится в различных положениях шариковым фиксатором. При вытягивании рукоятки пластины, поворачиваясь на шарнирах, уменьшают встречный поток воздуха, поступающий к Радиатору. Жалюзи закрываются при прогреве двигателя и при Движении, если температура охлаждающей жидкости ниже 70 °С.

Рас. 2.24. Радиатор и жалюзи:
1 — болт; 2—кронштейн; 3 — втулка; 4, 6 — резиновые кольца; 5 — тяга; 7 — боковина остова радиатора; 8 — нижний бачок; 9— трубка; 10— боковина жалюзи; 11—трос; 12 — жалюзи; 13J,— рамка жалюзи; 14 — остов радиатора; 15 — рукоятка управления жалюзи; 16 — верхний бачок; 17 — кожух вентилятора

Расширительный бачок компенсирует изменение объема жидкости при ее расширении вследствие повышения температуры на работающем двигателе, способствует удалению из охлаждающей жидкости воздуха и конденсации пара, поступающего в него из системы охлаждения, создает подпор жидкости в работающем жидкостном насосе, улучшая условия его работы, а также позволяет контролировать уровень заполнения системы охлаждения. Он установлен над двигателем с правой стороны по ходу автомобиля (см. рис. 2.20) и соединен с коробкой термостатов, верхним бачком радиатора, водяной полостью блока и компрессором.

В заливной горловине бачка установлена пробка (рис. 2.25) с шпускным и впускнымклапанами (рис. 2.26). Выпускной (паровой) клапан предохраняет радиатор и трубопроводы от разрушения при повышении давления в системе вследствие расширения охлаждающей жидкости при повышении ее температуры или выделения пара. Пружина выпускного клапана рассчитана на создание в системе охлаждения избыточного давления до 65 кПа (0,65 кгс/см2). Температура кипения охлаждающей жидкости при таком давлении повышается примерно до 113… 114 °С. Впускной клапан 6 препятствует созданию в системе повышения разрежения и сообщает систему с атмосферой при разрежении 1-13 кПа (0,01…0,13 кгс/см2). Уровень жидкости в бачке контролируется краном (см. рис. 2.25).

Термостаты с твердым наполнителем и прямым ходом клапана предназначены для ускорения прогрева холодного двигателя и автоматического поддержания его оптимального теплового режима при движении автомобиля. Они размещены в коробке (см. рис. 2.20), закрепленной на переднем торце правого блока цилиндров На основании термостата (рис. 2.27) закреплены стойки, внутри которых размещены баллон с активной массой и резиновой втулкой и клапаны с пружинами.

Прогрев двигателя до температуры 80 ± 2 °С вызывает плавление активной массы в баллоне, что приводит к смещению его вправо, открывая при этом клапан и прикрывая клапан. Жидкость начинает циркулировать частично и по длинному контуру с охлаждением ее в радиаторе.

Рис. 2.25. Расширительный бачок: 1 — кран контроля уровня жидкости; 2 — патрубок; 3 — пароотводная трубка; 4 — пробка; 5 — трубка от компрессора; 6 — перепускная трубка от двигателя к радиатору; 7 — корпус

Рис. 2.26. Пробка бачка:
1 — корпус; 2 — стержень; 3 — пружина выпускного клапана; 4 — пластинчатая пружина; 5 — выпускной клапан; 6 — впусквой клапан; 7 — уплотннтельная прокладка; 8 — пружина впускного клапана

Рис. 2.27. Термостат:
1, 8— стойки; 2 — баллон; 3 — активная масса (церезин); 4, 12 — клапаны; 5,7 — пружины

При снижении температуры жидкости объем активной массы в баллоне термостата уменьшается и пружина, перемещая клапаны, увеличивает циркуляцию жидкости через блок цилиндров с одновременным снижением ее движения через радиатор. Прогрев» двигателя и выход его на оптимальный режим работы ускоряется. Контрольно-измерительные приборы обеспечивают контроль за тепловым состоянием двигателя. Указатель температуры охлаждающей жидкости размещен на щитке приборов и работает совместно! с датчиком, установленным в стенке коробки термостатов. Сигнальная лампа перегрева жидкости со светофильтром красного цвета вмонтирована в шкалу указателя температуры; датчик сигнальной лампы установлен в трубопроводе двигателя. При повышении температуры жидкости выше 101 – 103 °С срабатывает датчик и сигнальная лампа загорается.

При работе двигателя центробежный насос подает жидкость через отверстия в блоке цилиндров в полость левого ряда цилиндров, а через трубку — в полость правого ряда цилиндров. В дальнейшем жидкость поступает в полости головок блока цилиндров и далее по трубам в коробку термостатов.

В зависимости от температуры жидкости термостаты направляют ее по малому или большому кругу циркуляции или по обоим кругам одновременно.

Таким образом оптимальный тепловой режим двигателя создается и поддерживается автоматически, с одной стороны, с помощью термостатов, с другой стороны, регулированием интенсивности воздушного потока, проходящего через радиатор к вентилятору, с помощью регулятора выключателя гидромуфты.

При низких температурах перед пуском и при прогреве двигателя необходимо закрыть жалюзи.

Читать далее:

Категория: - Автомобили Камаз Урал

Главная → Справочник → Статьи → Форум



Разделы

Строительные машины и оборудование
Для специальных земляных работ
Дорожно-строительные машины
Строительное оборудование
Асфальтоукладчики и катки
Большегрузные машины
Строительные машины, часть 2,
Дорожные машины, часть 2
Ремонтные машины
Ковшовые машины
Автогрейдеры
Экскаваторы
Бульдозеры
Скреперы
Грейдеры Эксплуатация строительных машин
Эксплуатация средств механизации
Эксплуатация погрузочных машин
Эксплуатация паровых машин
Эксплуатация экскаваторов
Эксплуатация подъемников
Эксплуатация кранов перегружателей
Эксплуатация кузовов машин
Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины

 

Поиск по сайту:


Статьи по теме::
Меры безопасности при технических обслуживаниях и ремонте автомобилей
Буксировка автомобилей КамАЗ
Управление делителем передач автомобиля КамАЗ-5320
Правила пользования тормозами автомобилей
Особенности вождения автомобилей КамАЗ-5320, Камаз-5380 и Урал 4320
Перечень работ, выполняемых при техническом обслуживании
Периодичность проведения технического обслуживания автомобиля и требования к автомобилю после обслуживания
Техническое обслуживание дополнительного оборудования
Возможные неисправности дополнительного оборудования
Регулировка дополнительного оборудования


Остались вопросы по теме:
"Устройство и работа системы охлаждения двигателя автомобилей КамАЭ-5320 и КамАЗ-4310"
— воспользуйтесь поиском.


Машины городского хозяйства
Естественная история машин
Транспортная психология
Пожарные автомобили
Автомобили-рефрижераторы
Монтаж и эксплуатация лифтов
Тракторы