Строительные машины и оборудование, справочник







Устройство и схемы кольцевых ГПКД

Категория:
   Непрерывный транпорт


Устройство и схемы кольцевых ГПКД

В общем случае кольцевая двухканатная ГПКД состоит из следующих основных элементов: погрузочной станции, привода, промежуточных линейных станций и опор, разгрузочной станции, несущих и тяговых канатов, подвижного состава, предохранительных сетей и мостов.

Погрузочная станция сооружается в начальном пункте ГПКД и включает следующие основные помещения: конвейерное (где установлен ленточный конвейер для загрузки бункеров; бункерное (емкость бункеров должна быть рассчитана не менее чем на 2 ч работы дороги); загрузочное (где установлены дозаторы, толкающий конвейер и другое оборудование, необходимое для загрузки вагонеток и выпуска их на линии); машинное (где установлен привод ГПКД); электрощитовая; ремонтное (где производится ремонт неисправных вагонеток и другого оборудования дороги); бытовое и др. Погрузочные станции обычно выполняются металлическими.

На современных погрузочных станциях все технологические операции — прием вагонеток, приведение их кузова в рабочее положение, подача под загрузку, собственно загрузка, выпуск на линию полностью механизированы. При этом минимальный временной интервал выпуска вагонеток на линию составляет 18—20 с.

Загрузка бункеров погрузочной станции производится ленточным конвейером, на который насыпной груз подается со склада или непосредственно из карьера. При этом, учитывая конструктивные ограничения дозаторов, размеры отдельных кусков груза не должны превышать 300 мм.

Привод ГПКД размещается в помещении, встроенном в здание погрузочной (реже разгрузочной) станции, либо в отдельном помещении. Привод состоит из электродвигателя, редуктора, вертикальных канатоведущих и направляющего шкивов; все оборудование смонтировано на одной раме. При скоростях движения тягового каната 0,8 м/с приводы оборудуются электродвигателями переменного тока, при больших скоростях — электродвигателями постоянного тока, работающими по схеме «генератор — двигатель» (Г — Д). Приводы для ГПКД, работающих в тормозном режиме, т. е. на спуск груза, снабжаются предохранительным тормозом. Масса привода составляет 9—11 т.

Рис. 3.1. Схема двойной натяжной станции

Рис. 3.2. Схема якорно-натяжной станции

Промежуточные линейные станции — двойные натяжные, якорно-натяжные и двойные якорные (рис. 3.1—3.3) — сооружаются на стыках натяжных участков несущих канатов. На натяжных станциях несущие канаты натягиваются контргрузами, на якорных — закрепляются на якорных плитах. Для обеспечения прохода вагонеток на станциях сооружаются рельсовые переходы. Высота двойных натяжных и якорно-натяжных станций определяется величиной вертикального перемещения контргруза и обычно принимается равной 9—15 м. Высота двойных якорных станций назначается равной 4—6 м. Длина станции зависит от углов отклонения несущих канатов на отклоняющих башмаках. Величины углов должны быть небольшими для снижения влияния сил трения на работу контргрузов. Обычно длина станций принимается от 6 (двойные якорные) до 20 м (двойные натяжные).

Линейные станции нередко являются угловыми, т. е. сооружаются в местах поворота трассы дороги в плане. Вагонетки проходят станции не отключаясь от тягового каната (кроме случаев, когда на угловой станции расположен один из приводов дороги или натяжное устройство тягового каната). Поворот вагонеток в плане на угловых станциях осуществляется с помощью горизонтальных обводных шкивов диаметром 6 м или горизонтальных роликовых батарей. Линейные станции, как правило, выполняют из металла. Расстояние между ними обычно составляет около 1 км.

Опоры служат для поддержания несущих и тяговых канатов на линии дороги. Применяются обычно металлические опоры от 5 до 30 м с колеей (расстоянием между несущими канатами) 3,4 и 6 м. Типовые опоры (рис. 3.4) состоят из головной части (одинакова для всех опор одной колеи) и подставки переменной высоты. Расстояние между опорами на линии обычно колеблется от 80 до 120 м.

Рис. 3.3. Схема двойной якорной станции

Разгрузочная станция сооружается в конечном либо промежуточном пункте дороги и нередко примыкает к корпусу предприятия-потребителя доставляемого груза. Разгрузка вагонеток производится в бункера либо в штабеля, расположенные под станцией. Вагонетки разгружаются с помощью специальных открывателей (аншлагов) путем опрокидывания кузова.

Канаты являются основными и наиболее изнашиваемыми элементами ГПКД. Несущие канаты, представляющие собой гибкие стальные пути для вагонеток, изготавливаются многослойными закрытыми, т. е. имеют почти сплошную цилиндрическую поверхность, что достигается применением в наружном слое фасонных z-образных проволок. Такая конструкция каната обеспечивает повышенную сопротивляемость коррозии, меньшие износ колес вагонеток и силу трения на башмаках опор и другие преимущества по сравнению с прядевыми канатами. Отечественной промышленностью изготавливаются в настоящее время несущие канаты закрытой конструкции диаметром до 70 мм с длиной целого куска до 1,3 км и временным сопротивлением проволок разрыву до 130 кг/мм2. Эксплуатационная долговечность таких канатов на ГПКД невысока и составляет от 0,5 до 3 лет.

Тяговые канаты обеспечивают передвижение вагонеток на основной длине ГПКД. В качестве тяговых используются стальные шестипряд-ные канаты двойной свивки с органическим сердечником и линейным касанием проволок (типа J1K-0), диаметры применяемых канатов достигают 35 мм.

Условия работы тяговых канатов более тяжелые, чем несущих, так как они испытывают, с одной стороны, многочисленные перегибы на шкивах, роликах и блоках, с другой — значительные напряжения сжатия в зажимных аппаратах вагонеток. В связи с этим сроки службы их нередко составляют лишь несколько месяцев.

Подвижным составом ГПКД обычно являются стальные вагонетки (рис. 3.5), состоящие из ходовой тележки, подвески и опрокидного кузова. На проектируемых кольцевых ГПКД применяются вагонетки с кузовами вместимостью 0,63, 0,8; 1; 1,25; 1,6; 2 м3 и грузоподъемностью ходовой тележки 2 и 3,2 т. Собственная масса вагонеток при этом колеблется от 590 до 1090 кг.

Рис. 3.4. Схема типовой опоры

Рис. 3.5. Схема вагонетки 2000

Скорость движения вагонеток на линии кольцевых ГПКД назначается исходя из расчетной производительности дороги и грузоподъемности вагонеток. При отсутствии на трассе дороги автоматического обвода кривых скорость движения вагонеток можно принимать до 3,3 м/с, при наличии такого обвода с помощью шкивов скорость ограничивается величинами 1,6—2 м/с.

Предохранительные сооружения — сети и мосты устраиваются для удержания вагонеток или груза от падения на предохраняемое пространство. Они устанавливаются в зонах пересечения ГПКД территории предприятий, населенных пунктов, а также других коммуникаций — железных и автомобильных дорог, водных путей и др. На предохранительные сооружения

разработаны типовые проекты. Предохранительная сеть выполняется из металлической проволоки с размерами ячеек, меньшими размера кусков транспортируемого груза. Сеть крепится на канатах, которые через башмаки сетевых опор закрепляются на неподвижных элементах дороги. Размер сетевого пролета обычно составляет 50 м.

Предохранительные мосты изготавливаются из металла и устанавливаются в местах пересечения железных или автомобильных дорог. Пролетное строение мостов для смягчения ударов падающих предметов нередко монтируют на пружинных опорах. В этих же целях его сооружают возможно ближе к габариту прохода вагонеток. Ширина моста должна превышать размер колеи ГПКД не менее чем на 1,25 м в каждую сторону, а высота его бокового ограждения должна быть не меньше 1,8—2 м.

В большинстве случаев ГПКД имеют весьма простую схему: погрузочная станция, линия и разгрузочная станция. На линии обычно сооружается несколько натяжных и якорных станций. Такова, например, ГПКД, доставляющая глину от карьера к Семилукскому кирпичному заводу. Длина дороги — 3,2 м, превышение погрузочной станции — 7 м. На дороге имееется одна погрузочная, две разгрузочные и две линейные станции.

Есть также примеры применения ГПКД, имеющих сложные схемы. Например, система кольцевых ГПКД в районе г. Тквар-чели. Она включает шесть погрузочных, четыре угловых и четыре разгрузочных станции. Кроме того, имеется одна общая для всех узловая станция с перегрузочным бункером для одной из, дорог. Хотя узловая станция проектировалась исключительно в связи со сложным рельефом местности в точке резкого перелома профиля, она значительно облегчает доставку грузов, так как позволяет при необходимости переключать грузопотоки на параллельные дороги. Общая длина ГПКД составляет более 16 км, суммарный объем перевозок достигает 2 млн. т в год.

В промышленности строительных материалов наиболее сложной является система ГПКД в ПО «Сода» (г. Стерлита-мак). Описание ее приводится ниже.


Читать далее:

Категория: - Непрерывный транпорт





Главная → Справочник → Статьи → Форум



Разделы

Строительные машины и оборудование
Для специальных земляных работ
Дорожно-строительные машины
Строительное оборудование
Асфальтоукладчики и катки
Большегрузные машины
Строительные машины, часть 2,
Дорожные машины, часть 2
Ремонтные машины
Ковшовые машины
Автогрейдеры
Экскаваторы
Бульдозеры
Скреперы
Грейдеры Эксплуатация строительных машин
Эксплуатация средств механизации
Эксплуатация погрузочных машин
Эксплуатация паровых машин
Эксплуатация экскаваторов
Эксплуатация подъемников
Эксплуатация кранов перегружателей
Эксплуатация кузовов машин
Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины

 

Поиск по сайту:


Статьи по теме::
Технико-экономические показатели непрерывного транспорта
Перспективы применения канатно-подвесного транспорта
Развитие канатно-подвесного транспорта в промышленности строительных материалов
Опыт проектирования и эксплуатации канатно-подвесного транспорта
Расчет и выбор параметров грузовых подвесных канатных дорог
Основные параметры и схемы канатно-подвесного транспорта
Перспективы развития конвейерного транспорта
Мероприятия по улучшению эксплуатации конвейерных лент
Нормирование расхода конвейерных лент
Выбор конвейерных лент


Остались вопросы по теме:
"Устройство и схемы кольцевых ГПКД"
— воспользуйтесь поиском.


Машины городского хозяйства
Естественная история машин
Транспортная психология
Пожарные автомобили
Автомобили-рефрижераторы
Монтаж и эксплуатация лифтов
Тракторы