Строительные машины и оборудование, справочник







Устройство козловых кранов

Категория:
   Эксплуатация козлового крана


Устройство козловых кранов

Основным элементом козлового крана является мост, закрепленный на двух парах опор болтами. Исключение составляют краны с мостом значительной- длины, при большом пролете моста температурные удлинения его достигают таких величин, при которых возможны деформации в узлах соединения моста и опор, поэтому для предотвращения деформаций одна пара опор имеет шарнирное соединение с мостом. Краны большого пролета с одной шарнирно закрепленной парой опор называются мостовыми перегружателями. Такие перегружатели большой грузоподъемности пролетом до 100 м применяются на крупных предприятиях и в морских портах. Мостовые перегружатели обычно оборудованы многоканатными грейферами для переработки навалочных грузов. На рис. 1 приведены конструктивные схемы кранов и мостового перегружателя.

Краны, имеющие опоры, закрепленные по краям моста, называют бесконсольными. На практике большее распространение получили краны и перегружатели с опорами, закрепленными ближе к средней части моста. Выступающие за опоры части моста называются консолями, а краны такой конструкции получили название консольных или двухконсольных.

Часть моста между опорами называется пролетом, под ним обычно находится складская территория, под консолями устраивают автомобильные и железнодорожные пути, а в портах консоль располагается над причалом.

Для козлового крана характерны три типа прямолинейных рабочих движений: сам кран передвигается по подкрановым путям вдоль грузового фронта, грузовая тележка — по ферме или балке поперек него, захватный орган (крюк, грейфер, магнит) — вверх и вниз. Поэтому краном можно перемещать груз в любую часть прямоугольной площадки, длина которой соответствует длине подкранового пути, а ширина — пролету крана и рабочему вылету консоли.

Особую группу составляют самомонтирующиеся козловые краны, которые имеют устройство для подъема моста в рабочее положение и опускания его на козлы или клети. Благодаря этому кран удобно монтировать, ремонтировать, красить. Такие краны при выпуске с завода поднимают в рабочее положение, освидетельствуют, а затем отправляют заказчику с гарантией работоспособности всех узлов.

Первые самомонтирующиеся козловые краны изготовляли бесконсольными. Они были малоудобны в эксплуатации — под пролетом, крана.»находились автомобильные и железнодорожные пути, для складирования груза оставалась лишь незначительная часть подкрановой площадки. Уже в 1950 г. началось серийное производство козловых самомонтирующихся кранов грузоподъемностью 10 т, предназначенных для переработки тяжеловесных грузов. У этих кранов длина несущей фермы составляла 39 м, опоры — сварной балочной конструкции. Для подъема груза служила грузовая тележка мостового крана, перемещающаяся по нижнему поясу фермы вместе с кабиной машиниста.

Проектно-конструкторское технологическое бюро Главного управления пути (ПКТБ ЦП МПС) в 1953 г. разработало легкий козловой кран с тельфером.Благодаря простоте конструкции эти краны широко применяются во всех отраслях народного хозяйства. Срок окупаемости на железнодорожпых станциях составляет 1—2 года. Выпуск таких кранов организован на нескольких заводах. К недостаткам козлового тельферного крана относятся низкие рабочие скорости и невозможность эксплуатации в тяжелом режиме.

Рис. 1. Схемы козловых кранов и мостового перегружателя:
а — бесконсольный кран; б — двухконсольный кран; в — мостовой перегружатель; 1—жесткая опора; 2 — шарнирная опора; I—длина моста; й-—ширина пролета; с — вылет консоли; k—рабочий вылет консоли; I — высота подъема крюка; ft — высота крана; т—база; п — ширина проема

Для работы в тяжелых условиях крупных грузовых дворов ПКТБ ЦП МПС в 1960 г. создало новый быстроходный козловой кран КДКК-10, способный обслуживать грузовые фронты значительной длины. В этом же году начали серийно выпускать козловые краны большого пролета для переработки длинномерных и лесных грузов. Грузовая тележка этих кранов передвигается тяговой лебедкой по монорельсу, уложенному вдоль моста.

Позднее было освоено производство контейнерных кранов КК-6, оборудованных автоматическими стропами, и кранов КК-12,5 для тяжеловесов.

Для погрузки и выгрузки крупнотоннажных контейнеров в 1972—1973 гг. приступили к изготовлению серии козловых кранов грузоподъемностью 20 т, а в 1981 —1982 гг — специальных кранов КК-30,5 и КК-32 грузоподъемностью 30 т. Этими сложными по своей конструкции грузоподъемными машинами оборудованы железнодорожные и водные терминалы.

Грузоподъемностью крана называется наибольшая масса поднимаемого груза в тоннах, включая массу грузозахватных устройств. Под пролетом крана понимают расстояние между осями подкрановых путей. Рабочий вылет консоли измеряют от оси подкранового пути до оси крюка или другого захвата при расположении грузовой тележки или тельфера в крайнем положении на мосту крана.

Краны различают по режиму работы. Режим работы зависит от коэффициентов: использования крана по грузоподъемности, годового и суточного использования кранов, относительной продолжительности включения двигателей основных механизмов, количества включений в час, температуры окружающей среды. Классификация крановых установок по режиму работы приведена в Правилах устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов Госгортехнадзора СССР.

Большинство выпускаемых козловых кранов предназначено для среднего режима работы, однако краны последних выпусков КК-5, КПБ-10М могут быть использованы и в тяжелом режиме работы.

Для эксплуатации подкрановых путей важен показатель максимальной нагрузки колеса крана на рельс. Эта нагрузка определяется при расположении номинального груза в крайнем положении на одной из консолей и не должна превышать 20 т. Если нагрузка больше, то требуется укладка двойных подкрановых путей.

Козловые краны оснащены кабиной управления. При незначительных пролетах моста кабину, как правило, закрепляют на одной из опор. К кабине ведет лестница, защищенная шахтной предохранительной решеткой. При пролетах более 20 м применяют передвижные кабины, которые перемещаются вдоль моста вместе с грузоподъемной тележкой, улучшая тем самым обзорность обслуживаемой краном площадки. Кабина является рабочим местом машиниста, здесь же расположены приборы управления.

На всех новых кранах устанавливают электродвигатели с улучшенной изоляцией, кабины, как правило, с кресельными пультами управления; несущие металлоконструкции их изготовляются из низколегированной стали, что позволяет повысить надежность кранов, особенно при эксплуатации в зимних условиях, и снизить их массу.

В состав крановой бригады, кроме машиниста, входят один или несколько стропальщиков (такелажников). Каждая бригада обычно закреплена за определенным краном.

Основным документом, регламентирующим показатели назначения и требования к качеству новых кранов, являются технические условия, в которых, в частности, предусматриваются способы контроля сварки и браковочные показатели как по металлоконструкциям, так и по механической части. Вместе с краном завод-изготовитель направляет заказчику паспорт и инструкции по монтажу и эксплуатации. Паспорт крана составляют по документам заводов-изготовителей комплектующих изделий по форме, установленной Правилами устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов.

В паспорте указаны тип крана, его назначение, исполнение, режим работы механизмов и другие характеристики самого крана и его основных механизмов: подъема и передвижения тележки, тормозов, приборов безопасности, мест управления, канатов, рабочих приспособлений, металлоконструкций; данные по устройству крановых путей. Эти данные удостоверяют главный инженер завода-изготовителя и начальник ОТК завода. К паспорту согласно Правилам прилагают чертеж крана с указанием основных размеров, кинематические схемы механизмов, схему запасовки канатов, принципиальную электрическую схему с указанием данных по заземлению, чертеж погрузки на подвижной состав.

При поступлении крана на место эксплуатации в паспорте отмечают местонахождение крана, наименование предприятия, дату установки, сведения об ответственном лице за содержание крана в исправном состоянии (номер и дату приказа о назначении, должность, фамилию, имя и отчество, роспись), а также сведения о выполненных ремонтах металлоконструкции, замене канатов и грузозахватных устройств. При изменении местонахождения крана или ответственного лица в паспорт вносят новые данные. Общий комплект паспорта содержит не менее 32 страниц бланков для записи результатов освидетельствования крана, в которых указывают дату и результаты освидетельствования, срок следующего освидетельствования. Паспорт прошнуровывают и указывают регистрационный номер крана, сведения о регистрирующем органе и лице, проводившем регистрацию, подпись которого заверяют печатью. Приложения к паспорту содержат следующие данные: чертеж установки крана с указанием основных размеров площадки, главных троллейных линий, справку, подтверждающую, что подкрановый путь рассчитан на работу крана; акт, подтверждающий выполнение монтажных работ в соответствии с инструкцией по монтажу крана, составленной заводом-изготовителем.

Инструкция по эксплуатации крана включает указания о периодичности осмотров и смазке узлов, регулировке тормозов, допусках на износ ответственных деталей, возможных повреждениях механизмов и способах их устранения.


Читать далее:

Категория: - Эксплуатация козлового крана





Главная → Справочник → Статьи → Форум



Разделы

Строительные машины и оборудование
Для специальных земляных работ
Дорожно-строительные машины
Строительное оборудование
Асфальтоукладчики и катки
Большегрузные машины
Строительные машины, часть 2,
Дорожные машины, часть 2
Ремонтные машины
Ковшовые машины
Автогрейдеры
Экскаваторы
Бульдозеры
Скреперы
Грейдеры Эксплуатация строительных машин
Эксплуатация средств механизации
Эксплуатация погрузочных машин
Эксплуатация паровых машин
Эксплуатация экскаваторов
Эксплуатация подъемников
Эксплуатация кранов перегружателей
Эксплуатация кузовов машин
Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины