Строительные машины и оборудование, справочник





Устройство улучшенных грунтовых дорог

Категория:
   Устройство автомобильных дорог


Устройство улучшенных грунтовых дорог

Для повышения устойчивости проезжей части, предупреждения распутицы и образования колеи на грунтовых дорогах устраивают дорожные покрытия облегченного типа.

Для устройства таких покрытий методом смешивания применяют автогрейдеры, которыми разравнивают и многократно перемешивают грунт или гравийный материал с вяжущими материалами (битумы, деготь, цемент) и добавками. Такие улучшенные дороги имеют высококачественное устойчивое покрытие при небольшой стоимости.

Устройство усовершенствованных покрытий методом смешивания включает очистку оснований от пыли и мусора, разравнивание гравия по полотну дороги, перемешивание гравия с вяжущими веществами (рис. 79), разравнивание и отделку полотна.



Материал вывозят на полотно и укладывают по оси дороги в кучки. После этого материал в один-два прохода собирают отвалом автогрейдера в сплошной валик ровного сечения. Затем этот валик отвалом разравнивают в призму высотой до 20—25 см и шириной до 3,6 м. Обеспечивается это отвалом, поднятым на высоту 20—25 см и установленным под углом захвата 90°.

Вяжущие материалы с помощью автогудронаторов разливают по уложенной призме гравийного материала, после чего их предварительно перемешивают автогрейдером.

Рис. 79. Перемешивание гравия с вяжущими материалами: 1—6 — номера проходов

Вяжущие вещества разливают и перемешивают с гравием за 3—4 приема. После каждого перемешивания смесь снова собирают на оси дороги в валик, который затем разравнивают в призму и операцию повторяют.

Материал перемешивается автогрейдером за три-четыре круговых прохода перемещением смеси от оси дороги к бровке корыта в обе стороны и обратно. Отвал при этом устанавливают под углом захвата 45°, углом резания 50—60° и углом наклона, соответствующим поперечному уклону дороги.

После распределения полной нормы вяжущих материалов приступают к окончательному перемешиванию смеси. Продолжают перемешивание до тех пор, пока смесь не станет однородной.

Завершается устройство усовершенствованного покрытия распределением однородной смеси по корыту, профилированием и уплотнением проезжей части.

Разравнивают и профилируют смесь автогрейдером за 4—5 проходов. Первым проходом отвал углом захвата 85° раздвигает на обе стороны верхнюю часть валика материала, собранного на оси дороги примерно на половину его высоты. Последующими двумя круговыми проходами материал равномерно перемещают по обе стороны от оси дороги. Угол захвата отвала при этом устанавливают 45—50°. При четвертом проходе отвал устанавливают на высоту заданной толщины покрытия с учетом последующего уплотнения под углом наклона, соответствующим профилю сечения проезжей части, и с углом захвата 60—65°. Разравнивают материал при этом проходе от краев к середине. Последним проходом выравнивают покрытие на середине проезжей части.

Рис. 80. Шаблон-утюг:
1 — передний шаблон, 2 — средний шаблон, 3 — задний шаблон

Для придания покрытию ровной поверхности, а также для обеспечения заданного профиля поперечного сечения по всей длине проезжей части дороги при последнем проходе к автогрейдеру прицепляют шаблон-утюг (рис. 80).

Шаблон-утюг представляет собой деревянную конструкцию, состоящую из брусьев, окованных железом. Он включает четыре шаблона. Передний шаблон предназначен для срезания неровностей и перемещения смеси к краям проезжей части за счет брусьев, расположенных под углом. Два средних шаблона выполнены в виде брусьев, повторяющих поперечный профиль полотна, и предназначены для сглаживания неровностей в продольном направлении. Задний шаблон за счет внутреннего угла собирает и перемещает к оси дороги смесь, пересыпающуюся через средние шаблоны.

Шаблон-утюг обеспечивает высокое качество поверхности покрытия и необходимый поперечный профиль дороги. В этом случае нет необходимости в ручной заделке дефектов, требуемой при выполнении отделочных работ с помощью отвала автогрейдера.

При строительстве дорог широко применяют стабилизацию грунта — укрепление путем измельчения и перемешивания грунта с цементом, битумом и другими вяжущими веществами. Стабилизированный грунт приобретает связность и водостойкость, сохраняет несущую способность и прочнось. При таком методе улучшения грунтовых дорог снижается стоимость работ, так как отпадает необходимость в применении каменных материалов.

При стабилизации грунт разрыхляют на заданную глубину, измельчают и перемешивают с вяжущими материалами. Затем слой стабилизированного грунта профилируют и уплотняют. Грунт перемешивают с органическими вяжущими материалами после каждого розлива. Отвал при этом устанавливают под углом захвата 35—40°, углом резания 50—55° и углом наклона 1—2°. Окончательно перемешивают смесь грунта с вяжущими веществами так же, как в предыдущем случае.

При смешении грунта с вяжущими веществами в несколько слоев толщина второго и третьего слоев должна быть 8—10 см. Это позволяет предотвратить образование прослоек необработанного грунта.

Стабилизированный грунт может служить основанием и покрытием. В обоих случаях наносят поверхностный защитный слой, который получают розливом битумных материалов.

Читать далее:

Категория: - Устройство автомобильных дорог

Главная → Справочник → Статьи → Форум



Разделы

Строительные машины и оборудование
Для специальных земляных работ
Дорожно-строительные машины
Строительное оборудование
Асфальтоукладчики и катки
Большегрузные машины
Строительные машины, часть 2,
Дорожные машины, часть 2
Ремонтные машины
Ковшовые машины
Автогрейдеры
Экскаваторы
Бульдозеры
Скреперы
Грейдеры Эксплуатация строительных машин
Эксплуатация средств механизации
Эксплуатация погрузочных машин
Эксплуатация паровых машин
Эксплуатация экскаваторов
Эксплуатация подъемников
Эксплуатация кранов перегружателей
Эксплуатация кузовов машин
Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины