Строительные машины и оборудование, справочник





Устройство усовершенствованных дорожных одежд

Категория:
   Устройство автомобильных дорог


Устройство усовершенствованных дорожных одежд

К усовершенствованным дорожным одеждам переходного типа относятся цементно-грунтовые и битумно- грунтовые дорожные одежды, а также одежды из гравийного или щебеночного материала, обработанного жидкими вяжущими (битумом, дегтем, смолой). При их сооружении широкое применение находят автогрейдеры.

Цементно-грунтовые дорожные одежды. Устраиваются непосредственно на дорожном полотне методом смешения (стабилизации) грунтов с неорганическими вяжущими материалами (цементом). Для их сооружения используются передвижные комплексы машин во главе с дорожной фрезой или однопроходным грунто- смесителем. В состав комплекса, кроме этих машин, входят автогрейдеры, распределитель цемента, поливо- моечная машина, цементовоз, пневмошинный каток, автогудронатор. Работа комплекса проходит на готовом земляном полотне, когда обрабатываемый грунт находится в его верхнем плотном слое. Грунтосмесительные машины (дорожная фреза и грунтосмеситель) обрабатывают этот слой в плотной массе и тем самым точно дозируют объем грунта, подлежащий смешению с вяжущими (цементом). Отличие в работе дорожной фрезы и однопроходного грунтосмесителя состоит в том, что для разработки (измельчения) грунта и перемешивания его с вяжущим для дорожной фрезы, снабженной одним ротором, требуется несколько проходов по одному месту, а для многороторного грунтосмесителя — только один проход. Работа комплекса с дорожной фрезой строится следующим образом. По спланированному автогрейдером (рис. 16.9) полотну в соответствии с разметкой движется дорожная фреза, которая, захватывая своим ротором полосу шириной 2,5 м, первым проходом размельчает на заданную глубину слой грунта. За ней движется распределитель цемента, который вводит в измельченный слой грунта дозированные порции цемента.



Рис. 16.9. Работа комплекса машин во главе с дорожной фрезой на сооружении цементогрунтовой дорожной одежды:
I — планирование земляного полотна; II — измельчение грунта; III — дозирование цемента; IV — перемешивание грунта с цементом и водой; V — уплотнение готовой смеси; VI — планирование готовой дорожной одежды

При следующем проходе по этому же месту дорожная фреза перемешивает грунт с цементом, а затем еще раз измельчает и перемешивает грунт, но уже с добавлением воды, которую она вводит через специальную распределительную систему, питаемую от поливомоечной машины, идущей рядом по соседней полосе. Некоторые тяжелые суглинистые грунты требуют для качественного измельчения и перемешивания грунта не три, а четыре и больше проходов дорожной фрезы по одной полосе. После обработки грунта дорожной фрезой полученный слой стабилизированного грунта укатывается пневмошинным катком и поверхность его выравнивается за несколько проходов отвалом автогрейдера.

Так как дорожная фреза захватывает ротором часть дорожной поверхности, то для обработки грунта по всей ширине дороги требуются несколько (с перекрытием) параллельных проходов дорожной фрезы и всего комплекса. Но при этом всегда остается свободной для проезда дорожно-строительной техники (например, автоцементовоза для загрузки распределителя цемента и др.) часть дорожного полотна. Производительность таких комплексов значительно увеличивается при использовании не одной, а нескольких дорожных фрез.

Работа комплекса машин во главе с однопроходным грунтосмесителем строится в таком же, как и с дорожной фрезой, плане, но с тем отличием, что несколько роторов грунтосмесителя производят сразу за один проход все операции по разрыхлению и измельчению грунта, перемешиванию грунтов с цементом и частичному уплотнению готовой смеси. Поэтому с ним производительность комплекса значительно выше.

Следует отметить, что на заключительных операциях по отделке готового стабилизированного слоя автогрейдер работает поочередно с катком, так как следы, остающиеся после шин катка, сглаживаются отвалом автогрейдера, а срезанные при этом гребни заполняют углубления на поверхности, что требует новых проходов катка для создания ровного и плотного слоя.

Битумно-грунтовые дорожные одежды. Относятся к тем же облегченным дорожным одеждам, что и це- менто-грунтовые. Только в качестве вяжущего здесь используется жидкий битум. Эти покрытия устраиваются также методом смешения непосредственно на дорожном полотне с помощью комплекса машин во главе с дорожной фрезой или однопроходным грунтосмесителем. Только вместо распределителя цемента здесь используется автобитумовоз, поставляющий комплексу жидкий битум и нет поливомоечной машины с автоцементовозом. В целом же процесс обработки грунта подобен описанному. Жидкий битум поступает в грунт через распределительную систему дорожной фрезы и грунтосмесителя с нужной дозировкой. После профилирования автогрейдером и укатки катком стабилизированного слоя битумно-грунтовое покрытие готово к использованию.

Дорожные одежды из гравийного или щебеночного материала, обработанного жидкими вяжущими. Сооружаются с помощью автогрейдера следующим образом. По оси подготовленного автогрейдером корыта на земляном полотне автосамосвалами или другими транспортными машинами завозится и высыпается гравий или щебеночный материал. Продольными проходами автогрейдера эти кучи перерабатываются в продольный сплошной валик высотой 0,25…0,3 м (для этого отвал должен быть поднят на эту высоту и установлен поперечно движению машины). Площадь сечения образовавшегося валика должна соответствовать проектной площади сечения дорожной одежды.

Рис. 16.10. Порядок перемешивания автогрейдером гравийно-щебеночного материала:
I — ось корыта; II— привозной гравийно-щебеночный материал; III — розлив битума; IV — готовая укатанная и спрофилированная дорожная одежда

С помощью автогудронатора на подготовленный валик разливается положенное количество битума или дегтя, после чего автогрейдером производится перемешивание гравийного или щебеночного материала валика (рис. 16.10) с жидкими вяжущими. (Для этого достаточно отвалом автогрейдера при круговых проходах переместить материал к краю корыта и обратно к оси дороги.) Однако целесообразно вяжущее распределять не все сразу, а частями, причем перемешивание материала осуществлять после каждого ввода вяжущего. Показателем готовности смеси служит ее однородность по окраске. После завершения перемешивания автогрейдер распределяет полученную смесь по корыту и профилирует с требуемым уклоном, а затем каток производит уплотнение приготовленного слоя (с окончательной отделкой отвалом автогрейдера поверхности). При распределении смеси по корыту сначала отвал переносит к краям верхнюю часть валика, а затем при поднятой до нужной высоты отвалом ведется планирование всего слоя.

В некоторых случаях для повышения темпов строительства на автогрейдер ставится вместо отвала специальный плужный смеситель, состоящий из системы отвалов, создающих встречные движения масс материала и тем самым обеспечивающий его лучшее перемешивание.

Читать далее:

Категория: - Устройство автомобильных дорог

Главная → Справочник → Статьи → Форум



Разделы

Строительные машины и оборудование
Для специальных земляных работ
Дорожно-строительные машины
Строительное оборудование
Асфальтоукладчики и катки
Большегрузные машины
Строительные машины, часть 2,
Дорожные машины, часть 2
Ремонтные машины
Ковшовые машины
Автогрейдеры
Экскаваторы
Бульдозеры
Скреперы
Грейдеры Эксплуатация строительных машин
Эксплуатация средств механизации
Эксплуатация погрузочных машин
Эксплуатация паровых машин
Эксплуатация экскаваторов
Эксплуатация подъемников
Эксплуатация кранов перегружателей
Эксплуатация кузовов машин
Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины