Строительные машины и оборудование, справочник






Увеличитель крутящего момента трактора ДТ-75В


Категория:
   Трактор ДТ-75В


Увеличитель крутящего момента трактора ДТ-75В

Увеличитель крутящего момента (УКМ) предназначен для преодоления временных дополнительных сопротивлений движению тракторного агрегата на всех основных передачах.

Увеличение тяговых усилий на 25% достигается за счет понижения скорости движения трактора, без его остановки. УКМ не требует затрат времени на переключение передач, дает возможность трогать с места и разгонять тракторный агрегат на повышенной передаче, а также позволяет получить две резервные передачи переднего хода и одну заднего хода.

Увеличитель крутящего момента (рис. 1) представляет собой планетарный редуктор с фрикционной муфтой сцепления и роликовой муфтой свободного хода (муфтой обгона). Корпус увеличителя закреплен болтами на передней стенке корпуса трансмиссии.



В переднем отсеке корпуса увеличителя крутящего момента размещена фрикционная муфта сцепления, а в заднем— планетарный редуктор. Муфта сцепления УКМ сухая, однодисковая, постоянно-замкнутого типа. Ступица муфты сцепления посажена на шлицевой конец водила, а ступица ведущего диска — на шлицы ведущего вала.

Рис. 1. Увеличитель крутящего момента: 1 — рычаг включения УКМ; 2 — подшипник переднего конца ведущего вала УКМ; 3 — ведущий вал УКМ; 4— ступица ведущего диска; 5 — тор-мозок вала планетарного редуктора; 6 — ступица муфты сцепления;7 — корпус увеличителя крутящего момента; 8 — шариковый подшипник переднего конца водила; 9—водило планетарного редуктора; 10 — подшипник заднего конца ведущего вала; 11 — сателлит; 12 — ведомый вал; 13 — подшипник заднего конца водила; 14 — соединительная муфта; 15 — ролик; 16 — плунжер; 17 —пружина; 18 — кольцо муфты свободного хода; 19 — корпус муфты свободного хода; 20—передняя крышка корпуса УКМ; 21 — стакан переднего подшипника ведущего вала

В отсеке фрикционной муфты установлен тормозок, который служит для торможения водила планетарного редуктора.

Ведущий вал УКМ3, изготовленный как одно целое с ведущей шестерней планетарного редуктора, вращается в подшипниках. На шлицы его переднего конца посажена вилка кардана. Ведомый вал также изготовлен как одно целое с ведомой шестерней и установлен передним концом на игольчатые ролики в расточке ведущего вала, а задним концом — на шариковом подшипнике в водиле планетарного редуктора. Зубчатая муфта соединяет ведомый вал с первичным валом коробки передач.

Водило планетарного редуктора, установленное в шариковом и роликовом подшипниках, может вращаться только в направлении вращения коленчатого вала дизеля. Вращению его в противоположном направлении препятствует муфта свободного хода.

Основными деталями муфты свободного хода являются кольцо, напрессованное на шейку переднего конца водила, корпус и ролики. На внутренней поверхности корпуса имеется десять клиновидных выемок, в которых и располагаются ролики.

При вращении водила в направлении вращения коленчатого вала дизеля (по часовой стрелке, если смотреть спереди) ролики через плунжеры, дополнительно сжимая пружины, увлекаются в направлении увеличителя клинообразного зазора и не препятствуют вращению водила планетарного редуктора.

В обратном направлении водило не может вращаться, так как ролики заклинивают внутреннюю обойму, останавливая ее и водило.

В водиле планетарного редуктора на осях установлены три блока шестерен (сателлитов); одна из шестерен каждого блока находится в постоянном зацеплении с шестерней ведущего вала, а другая — с шестерней ведомого вала.

Вращение водила планетарного редуктора происходит при выключенном УКМ, когда оно связано муфтой сцепления увеличителя крутящего момента с ведущим валом, получающим вращение от дизеля через карданную передачу.

При включении УКМ его муфта сцепления выключается, водило отъединяется от ведущего вала и останавливается муфтой свободного хода.

Включение и выключение муфты сцепления УКМ производится рычагом. Механизм выключения муфты сцепления УКМ и тормозок сблокированы при помощи тяг с механизмом выключения главной муфты сцепления, и поэтому при выключении последней выключается и муфта сцепления УКМ.

УКМ следует включать в работу только при преодолении кратковременных повышенных сопротивлений движению и при трогании с места тяжело нагруженного трактора.

Смазка подшипников, роликов муфты свободного хода и шестерен планетарного редуктора производится под давлением, создаваемым шестеренчатым насосом (рис. 52). Привод вала насоса осуществляется от дополнительного вала коробки передач.

Рис. 2. Масляный насос УКМ: 1 — ведущая шестерня; 2 — ведомая шестерня; 3 — крышка; 4 — корпус насоса; 5 — защитная сетка; 6 — регулировочная пробка; 7—предохранительный клапан; 8 — шлицевая втулка; 9 — вал привода насоса

В процессе эксплуатации УКМ необходимо следить за давлением масла в его магистрали. Давление масла по манометру должно находиться в пределах 0,03—0,11 МПа (0,3— 1,1 кгс/см2) при частоте вращения коленчатого вала дизеля 30 С-1 (1800 об/мин).

Насос проверяют на стенде. При частоте вращения ведущей шестерни 36,1 С“1 (2170 об/мин) и работе на горячем моторном масле (80—90 °С) или смеси моторного масла и топлива в пропорции 1:1 подача насоса должна быть не менее 12 л/мин и давление в полости нагнетания — 0,07—0,09 МПа (0,7—0,9 кгс/м2). Начало открытия предохранительного клапана регулируют на величину давления 0,23—0,25 МПа (2,3— 2,5 кгс/см2).

Обслуживание увеличителя крутящего момента заключается в своевременной проверке уровня масла и доливке его в картер планетарного редуктора, в смазывании переднего подшипника ведущего вала, своевременной и правильной регулировке его фрикционной муфты сцепления и тормозка.

Заправку картера планетарного редуктора производите моторным маслом, применяемым для смазывания дизеля.

Уровень масла в картере планетарного редуктора должен быть не ниже нижней метки и не выше верхней метки масло-измерителя.

При уровне масла ниже нижней метки работа категорически запрещается.

Переполнение маслом картера УКМ приводит к перегреву масла и деталей увеличителя (выше +90°С), к нарушению герметичности сальниковых уплотнений, перетеканию масла в сухой отсек муфты сцепления или в картер коробки передач и заднего моста. Уровень масла в картере планетарного редуктора надо проверять при вывернутом положении пробки заливной горловины.

Давление масла в масляной магистрали УКМ при номинальной частоте вращения коленчатого вала дизеля должно быть в пределах 0,03—0,11 МПа (0,3—1,1 кгс/см2) — верхний предел давления масла соответствует начальному периоду работы при температуре масла +40 °С; в холодное время года, когда масло густое, давление в системе смазки УКМ при запуске дизеля может подниматься выше указанного предела.

Если давление масла ниже допустимого предела, то необходимо проверить правильность показания манометра, уровень масла в картере УКМ, не загрязнена ли маслоподво-дящая трубка манометра и, отвернув накидную гайку, убедиться, работает ли маслонасос, т. е. поступает ли масло из сверленного канала корпуса УКМ в штуцер трубки манометра.

Перед снятием увеличителя крутящего момента с трактора необходимо снять ведущий вал ВОМ, так как он входит в шлицы ведущего вала УКМ и без его демонтажа снять увеличитель невозможно.

Читать далее:

Категория: - Трактор ДТ-75В

Главная → Справочник → Статьи → Форум



Разделы

Строительные машины и оборудование
Для специальных земляных работ
Дорожно-строительные машины
Строительное оборудование
Асфальтоукладчики и катки
Большегрузные машины
Строительные машины, часть 2,
Дорожные машины, часть 2
Ремонтные машины
Ковшовые машины
Автогрейдеры
Экскаваторы
Бульдозеры
Скреперы
Грейдеры Эксплуатация строительных машин
Эксплуатация средств механизации
Эксплуатация погрузочных машин
Эксплуатация паровых машин
Эксплуатация экскаваторов
Эксплуатация подъемников
Эксплуатация кранов перегружателей
Эксплуатация кузовов машин
Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины