Строительные машины и оборудование, справочник






V-образные двигатели автомобилей газ


Категория:
   Устройство и работа двигателя


V-образные двигатели автомобилей газ

На новых грузовых автомобилях ГАЗ-66А и ГАЗ-66, а также на легковых автомобилях «Чайка» устанавливают четырехтактные карбюраторные восьмицилиндровые короткоходные V-образные двигатели производства Заволжского моторного завода. Эти двигатели представляют собой семейство, унифицированное по большинству деталей. Двигатели этого семейства отличаются лишь некоторыми показателями п изменениями конструкции, связанными с особенностями использования их на разных автомобилях. Широкое применение в двигателях алюминиевых сплавов для изготовления основных корпусных деталей (блока цилиндров, головок, крышки распределительных шестерен, корпуса масляного насоса, корпуса привода распределителя, поршней, впускной трубы и патрубка термостата) позволило значительно снизить вес двигателей. Основные данные по этим двигателям приведены в приложении.

Двигатель автомобиля ГАЗ-53А имеет рабочий объем 4,25 л при диаметра цилиндра 92 мм и ходе поршня 80 мм и развивает мощность 115 л. с. при 3200 об/мин с ограничителем. Конструкции двигателей ГАЭ-53А и ГАЗ-66 одинаковы, кроме формы масляного поддона и привода вентилятора.

Блок-картер двигателя с двумя рядами цилиндров, расположенных V-образно под углом 90°, отлит из алюминиевого сплава. Для увеличения жесткости блока плоскость разъема картера опущена ниже оси коленчатого вала на 75 мм. Снизу к картеру крепится болтами на пробковой уплотняющей прокладке стальной штампованный поддон.



В отверстиях внутренних перегородок обеих секций блока установлены легкосъемные чугунные мокрые гильзы цилиндров. В верхнюю часть гильз запрессованы короткие (длиной 50 мм) вставки из антикоррозионного чугуна. Гильзы центрируются в блоке нижней частью, входящей в выточки секций блока, и закрепляются головками. Между наружными стенками блока и стенками вставных гильз образована водяная рубашка. В нижней перегородке блока каждая гильза уплотняется тонкой кольцевой прокладкой из мягкой меди, установленной под нижним буртом гильзы.

На верхнюю плоскость обеих секций блока установлены на асбестовых графитизированных прокладках с железным каркасом головки, отлитые из алюминиевого сплава AJ14; головки крепятся гайками на шпильках. В головках расположены полностью обработанные камеры сгорания полуклинового типа, клапанный механизм и впускные и выпускные каналы. Сбоку в отверстия головок ввернуты свечи зажигания, входящие внутрь камер сгорания и соединяемые проводами с распределителем. Водяные рубашки, расположенные между двойными стенками головок, сообщаются через отверстия в плоскости стыка с водяными рубашками блока.

Поршни облегченного типа изготовлены из высококремнистого алюминиевого сплава. Конусная юбка поршня луженая, имеет овальный профиль и несквозные разрезы. Нерабочая часть юбки имеет вырезы. Для правильной установки поршней на юбке сделаны надписи «Перед», «Назад». На поршне установлены два компрессионных и одно маслосъемное чугунные кольца. Компрессионные кольца, скручивающиеся с фаской на верхней внутренней кромке, верхнее кольцо хромированное, остальные кольца луженые. Зазор в замке колец равен 0,3—0,4 мм.

Поршневые пальцы плавающего типа, закреплены в бобышках поршней стопорными кольцами. Ось пальца смещена относительно оси цилиндра вправо на 1,5 мм.

Шатуны, кованные из стали 45Г2, имеют стержень двутаврового сечения. В верхнюю головку шатуна запрессована бронзовая втулка. Нижняя головка шатуна снабжена отъемной крышкой, прикрепляемой к шатуну двумя шлифованными шатунными болтами, изготовленными из специальной стали. Гайки шатунных болтов крепятся контргайками. В нижней головке установлены тонкостенные стале-алюминиевые вкладыши, состоящие из стальной ленты с нанесенным на нее путем раскатки антифрикционным сплавом алюминия с медью и оловом. При сборке шатуна метка-выступ, имеющаяся на крышке, должна располагаться в сторону номера детали, выбитого на стержне.

Рис. 1. Двигатель автомобиля ГАЗ-66

Нижние несимметричные головки шатунов цилиндров, расположенных в общей поперечной плоскости, по две установлены на общей шатунной шейке коленчатого вала. При этом большими фасками на головках шатуны должны быть обращены наружу. Поршни и шатуны в каждую секцию блока устанавливаются по меткам.

Пятиопорный коленчатый вал литой, изготовлен из специального чугуна и снабжен противовесами. Расположение кривошипов вала общепринятое для V-образных восьмицилиндровых двигателей. Коренные и шатунные шейки вала полые. В щеках и шейках вала просверлены смазочные каналы; полости шатунных шеек, закрытые пробками, используются как грязеуловители.

Крышки коренных подшипников (рис. 1) изготовлены из ковкого чугуна, крепятся к перегородкам блока двумя коренными болтами каждая и центрируются в гнездах шипами. Тонкостенные вкладыши коренных подшипников триметаллические. Осевая фиксация коленчатого вала осуществляется упорными стале-баббитовыми кольцами в переднем коренном подшипнике. Осевой зазор равен 0,075—0,175 мм. На переднем конце вала закреплены распределительная шестерня, маслоотражатель и шкив (с одной канавкой у ГАЗ-бЗА и с тремя у ГАЗ-66) с грязеотражателем. В торец Еала ввернут храповик для пусковой рукоятки. Передний конец вала уплотнен в крышке распределительных шестерен резиновым самоподжимным сальником. Задняя шейка вала снабжена маслоотражательным гребнем и уплотнена плетеным асбестовым графитизированным шнуром, уложенным в канагвку блока и специального держателя, установленного в блоке на резиновых уплотнителях. На шейке вала под сальником имеется маслосгонная накатка. К фланцу заднего конца вала крепится болтами чугунный маховик с зубчатым венцом для стартера.

Механизм газораспределения имеет верхнее однорядное расположение клапанов. Впускные клапаны изготовлены из специальной хромокрем-нистой стали, а выпускные — из жаростойкой хромоникельмарганцови-стой стали. Рабочая поверхность фаски выпускных клапанов наплавлена специальным хромоникелевым сплавом, повышающим их долговечность. Выпускные клапаны имеют натриевое охлаждение. На впускных клапанах закреплены резиновые маслоотражательные колпачки. Стержни клапанов установлены в металлокерамических втулках, запрессованных в головку блока. Вставные седла клапанов изготовлены из специального жаропрочного чугуна. Впускные и выпускные клапаны в каждой головке установлены поочередно, что устраняет местные перегревы головки.

Клапанная пружина закрепляется на клапане опорной шайбой и разрезными коническими сухариками. Для обеспечения возможности свободного проворачивания клапанов сухарики установлены в промежуточной конусной втулке, так же как и в двигателе автомобиля «Волга».

Стальные литые коромысла установлены на полой оси на свертных бронзовых втулках. Носок коромысла закален; с другой стороны в коромысло ввернут регулировочный винт с контргайкой. Ось на каждой головке закреплена в четырех стойках. Продольные перемещения коромысел устраняются распорными пружинами с шайбами. Клапанный механизм на каждой головке закрыт крышкой, притягиваемой к головке через уплотняющую прокладку с помощью гаек-барашков.

Штанги дюралюминиевые с напрессованными стальными наконечниками. Применение штанг из дюралюминия, расширяющегося при нагревании так же, как и материал блока и головки, обеспечивает большую стабильность зазора между клапанами и коромыслами при нагреве двигателя. Толкатели стальные, цилиндрические, установлены в каналах блока. Сферическая рабочая поверхность толкателей наплавлена твердым отбеленным чугуном. На боковой поверхности толкателей имеются, отверстия для стока масла.

Стальной распределительный вал установлен в перегородках блока у основания обеих секций на пяти опорах, снабженных свертными стале-баббитовыми втулками. Кулачки впускных и выпускных клапанов имеют различный профиль. Поверхность кулачков конусная. На переднем конце вала закреплена стальная ступица с текстолитовой распределительной шестерней, входящей в зацепление со стальной шестерней коленчатого вала. На заднем конце вала нарезана шестерня привода распределителя. Осевая фиксация распределительного вала осуществляется стальным упорным фланцем, прикрепленным к блоку болтами и входящим в зазор между торцом передней шейки и ступицы шестерни с дистанционной втулкой. Болтом, крепящим шестерню на конце вала, закреплен штампованный эксцентрик привода бензинового насоса и уравновешивающий его противовес. Распределительные шестерни закрыты крышкой, отлитой из алюминиевого сплава. От переднего конца распределительного вала приводится в действие датчик ограничителя числа оборотов двигателя, закрепленный на крышке.

Каналы впускных клапанов выведены к внутренней стороне головок и соединяются с впускным трубопроводом, который расположен в крышке сложной формы, отлитой из алюминиевого сплава и закрепляемой на головках в развале блока цилиндров. В крышке также отлиты водяные каналы системы охлаждения двигателя и корпус фильтра центробежной очистки масла. Сверху на крышке блока закреплен карбюратор.

Каналы выпускных клапанов выведены к наружной стороне головок, где к ним крепятся выпускные трубопроводы. Двигатель крепится к раме автомобиля на трех упругих опорах. Основные данные по двигателю приведены в приложении.

Двигатель автомобиля ГАЗ-66 имеет такие же показатели и конструкцию, что и двигатель автомобиля ГАЗ-БЗА.

Двигатель автомобиля «Чайка» имеет увеличенный рабочий объем до 5,5 л при диаметре цилиндра 100 мм и ходе поршня 88 мм. Степень сжатия повышена до 8,5. Двигатель развивает мощность 195 л. с. при 4400 об/мин и рассчитан для работы на бензине А-92.

Конструкция двигателя в основном аналогична конструкции двигателя автомобиля ГАЗ-53А. В связи с изменением основных размеров двигателя ряд его деталей (блок, коленчатый вал, поршни и др.) отличается от одноименных деталей двигателя автомобиля ГАЗ-66А. К заднему фланцу коленчатого вала двигателя вместо маховика присоединен корпус гидротрансформатора силовой передачи автомобиля.

Читать далее:

Категория: - Устройство и работа двигателя

Главная → Справочник → Статьи → Форум



Разделы

Строительные машины и оборудование
Для специальных земляных работ
Дорожно-строительные машины
Строительное оборудование
Асфальтоукладчики и катки
Большегрузные машины
Строительные машины, часть 2,
Дорожные машины, часть 2
Ремонтные машины
Ковшовые машины
Автогрейдеры
Экскаваторы
Бульдозеры
Скреперы
Грейдеры Эксплуатация строительных машин
Эксплуатация средств механизации
Эксплуатация погрузочных машин
Эксплуатация паровых машин
Эксплуатация экскаваторов
Эксплуатация подъемников
Эксплуатация кранов перегружателей
Эксплуатация кузовов машин
Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины