Строительные машины и оборудование, справочник





Валы и оси подъемно-транспортных машин

Категория:
   Детали подъемно-транспортных машин



Валы и оси подъемно-транспортных машин

Валы и оси имеют вид стержней чаще всего круглого сечения. Валы удерживают вращающиеся части машины и передают крутящий момент (рис. 16, а). Оси лишь поддерживают вращающиеся части машин, они могут быть вращающимися и неподвижными (рис. 16, б и б). На рис. 17 показаны различные элементы вала и оси.

Валы и оси изготовляют из углеродистой качественной конструкционной (ГОСТ 1050—60*) и легированной машиностроительной (ГОСТ 4543—61*) сталей с обязательной термической обработкой.

Рис. 16. Валы и оси вал; б — неподвижная ось; в щающаяся ось

Рис. 17. Схемы опорных частей осей и валов
а — шейка, ограниченная буртиками; б — цилиндрический шип; в — цилиндрическая пята; г — кольцевая (гребенчатая) пята; д — шаровая пята

Валы и оси рассчитываются на прочность и проверяются по деформациям.

В местах резких переходов и выточек значение коэффициента запаса прочности следует повышать пропорционально коэффициенту концентрации напряжений.

В местах установки шпонок за расчетный диаметр вала принимается посадочный диаметр, уменьшенный на 10% (0,9rf).

Рис. 18. Оседержатель

Для опор в виде неподвижно закрепленных осей напряжение смятия из условия прочности не должно превосходить величины 0,8 [ар], где [ар] — допускаемое напряжение на сжатие материала опоры. При подвижных осях (опорах) допускаемые напряжения смятия назначаются из условия износоустойчивости в зависимости от степени подвижности оси (опоры).

В опорах малоподвижных осей (траверсы крюков, оси балансиров и др.), выполненных из страли марки Ст.З, напряжение может достигать 700—900 кгс/см2. В более подвижных шарнирах допускается напряжение до 400—600 кгс/см2.

Для предупреждения осевого смещения оси закрепляются осе-держателями (рис. 18), стопорными планками и кольцами (рис. 19).

Оседержатели и стопорные планки применяют, когда необходимо неподвижное (относительно опоры) крепление оси; их устанавливают на незагруженной части опоры. При применении стопорных планок со стороны головки другой конец оси снабжают стопорным кольцом.

Рис. 19. Стопорное кольцо

Если на оси устанавливают детали с распорками и переходными втулками (оси роликов и колес с подшипниками качения), требующие затяжки, то для крепления осей применяют кольцевые гайки (рис. 20) и реже торцовые шайбы (рис. 21). В этом случае вторые концы осей снабжают головками или двумя оседержателями.

Рис. 20. Крепление оси кольцевыми гайками

Рис. 21. Крепление оси торцовой шайбой

Шейки валов под подшипники скольжения обрабатывают под V6 с допусками по Х3; под подшипники качения — под V7 с допусками по Н или С; под зубчатые колеса, полумуфты, шкивы и тому подобные детали — под ^7 с допусками Н или Яр.


Читать далее:

Категория: - Детали подъемно-транспортных машин





Главная → Справочник → Статьи → Форум



Разделы

Строительные машины и оборудование
Для специальных земляных работ
Дорожно-строительные машины
Строительное оборудование
Асфальтоукладчики и катки
Большегрузные машины
Строительные машины, часть 2,
Дорожные машины, часть 2
Ремонтные машины
Ковшовые машины
Автогрейдеры
Экскаваторы
Бульдозеры
Скреперы
Грейдеры Эксплуатация строительных машин
Эксплуатация средств механизации
Эксплуатация погрузочных машин
Эксплуатация паровых машин
Эксплуатация экскаваторов
Эксплуатация подъемников
Эксплуатация кранов перегружателей
Эксплуатация кузовов машин
Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины