Строительные машины и оборудование, справочник




Ведущее мосты

Категория:
   Справочник сельского автомеханика



Ведущее мосты

Основные отказы и неисправности мостов: износ и поломка зубчатых колес вследствие нарушения правильности зацепления и уменьшения поверхности соприкосновения зубьев, деформация подшипников и нарушение их регулировок, возникновение зазоров в подшипниках вала ведущего зубчатого колеса, ослабление крепления зубчатого колеса, недостаточный уровень масла, износ подшипников дифференциала, полуосей. Причинами поломки зубьев зубчатых колес являются перегрузка, резкое трогание автомобиля с места, неправильная регулировка подшипников.

Деформация подшипников и валов, нарушение их регулировки приводят к осевому смещению зубчатых колес, нарушению их соосности, увеличенным износам и возникновению шума. Причинами повышенного шума также являются неправильная регулировка зацепления зубчатых колес по контакту, пониженный уровень масла в картере моста. При засорении сапуна картера главной передачи или износе сальников через них происходит утечка масла. Масло подтекает и при ослаблении затяжки гаек крепления крышки и картера главной передачи или повреждении прокладки, при ослаблении затяжки болтов крепления крышки и картера колесных редукторов передних ведущих мостов. Заменяют зубчатые колеса главной передачи комплектом, при замене зубчатых колес или подшипников регулируют зазор в зацеплении зубчатых колес и в подшипниках заднего моста. Ниже приводятся основные неисправности главных передач, их причины и способы устранения.

Ведущие мосты автомобилей имеют существенные конструктивные отличия. Поэтому регулировочные операции главных передач мостов автомобилей разных моделей, имеющих в основном одинаковое назначение, отличаются. Общим для рассматриваемых моделей автомобилей является регулирование конических подшипников ведущего зубчатого колеса, которое выполняют с помощью регулировочных шайб затяжкой гайки ведущего зубчатого колеса, а также регулирование зацепления ведущего и ведомого зубчатых колес стальными прокладками, расположенными между торцом картера редуктора и торцом стакана подшипников вала ведущего зубчатого колеса.




Автомобиль ГАЭ-53-12. Главную передачу и дифференциал собирают в один редуктор, который вставляют в картер заднего моста и закрепляют болтами.

Предварительный натяг конических подшипников (рис. 38) ведущего зубчатого колеса главной передачи выполняют с помощью кольца, установленного между торцами внутренних колец подшипников. Предварительный натяг подшипников дифференциала регулируют гайками. Ими же регулируют положение ведомого зубчатого колеса — величину бокового зазора, величину и расположение пятна контакта в зацеплении зубчатых колес.

Подшипники ведущих мостов, боковой зазор и контакт в зацеплении зубчатых колес отрегулированы на заводе и, как правило, не требуют регулировок в эксплуатации. Их регулируют при замене деталей или при большом износе подшипников. В этих случаях конические подшипники вала ведущего зубчатого колеса главной передачи регулируют, предварительно слив масло из картера моста. При этом отсоединяют задний конец карданного вала, вынимают полуоси и редуктор, отвинчивают винт упора, ослабив предварительно гайку. Снимают маслосъемную трубку, замечают положение гаек относительно крышек и отвинчивают их. Снимают крышки и вынимают дифференциал. Отвинчивают болты крепления муфты и снимают ее. Не разбирая, зажимают фланец муфты в тисках и до отказа затягивают гайку. Если после этого нет заметного сопротивления при вращении зубчатого колеса в подшипниках, разбирают муфту и шлифовкой уменьшают толщину регулировочного кольца для создания предварительного натяга величиной 0,05 мм. После сборки муфты сальник не устанавливают, гайку затягивают до отказа и проверяют натяг. В этом случае момент сопротивления вращению ведущего зубчатого колеса должен быть в пределах 0,6—1,4 Н-м, что соответствует показаниям динамометра 12,5—29 Н. Если момент сопротивления находится в указанных пределах, отмечают метками положение гайки, отворачивают ее, ставят на место сальник и собирают главную передачу.

Рис. 1. Главная передача заднего моста автомобиля ГАЭ-53-12: 1 — винт регулировочный; 2, 12 — гайки; Л —прокладка регулировочная; 4 — муфта; Ь, 10, 13, 18 — подшипники; 6 — фланец; 8 — ведущее зубчатое колесо; 9 — кольцо регулировочное; 11 — картер; 14 — крышка; 15 — правая чашка дифференциала; 16 — ведомое зубчатое колесо; 17 — левая чашка дифференциала; 19 — трубка маслосъемная

Подшипники вала ведущего зубчатого колеса регулируют также при увеличении осевого зазора зубчатых колес 8 и 16 свыше 0,03 мм (предельное значение). Зазор проверяют индикаторным приспособлением, перемещая вал ведущего зубчатого колеса из одного крайнего положения в другое. Зазор уменьшают шлифовкой регулировочного кольца. В этом случае величина уменьшения его толщины равна сумме измеренного индикатором осевого зазора и предварительного натяга.

Положение упора (регулировочного винта) ведомого конического зубчатого колеса 16 устанавливают так, чтобы зазор между торцами ведомого зубчатого колеса и втулкой упора составлял 0,25 мм. При его нарушении до отказа заворачивают регулировочный винт упора, затем отворачивают его на ‘/б оборота и закрепляют гайкой . При эксплуатации не рекомендуется изменять положение регулировочного винта.

При регулировке предварительного натяга подшипников дифференциала регулировочные гайки затягивают до полного устранения зазора в подшипниках, после чего гайку поворачивают еще на угол 15°, что соответствует величине предварительного натяга 0,12—0,25 мм.

У автомобиля ГАЗ-66-11 регулировочные операции ведущих мостов аналогичны указанным выше, главная передача и дифференциал переднего и заднего мостов одинаковы.

Автомобиль ЗИЛ-431410. Осевой зазор в подшипниках ведущего зубчатого конического колеса не допускается. Эти подшипники регулируют на заводе-изготовителе с предварительным натягом, а также при замене зубчатых колес.

Для регулировки между внутренними кольцами подшипников установлены распорная втулка и две регулировочные шайбы, толщину набора которых подбирают с таким расчетом, чтобы обеспечить требуемый предварительный натяг подшипников. При правильно отрегулированных подшипниках момент, необходимый для проворачивания зубчатых колес, равен 1—3,5 Н-м, что соответствует усилию на динамометре 27—94 Н. Регулировку проводят, сняв вал ведущего зубчатого колеса со стаканом из картера и закрепив его в тисках.

Зацепление конических зубчатых колес со спиральными зубьями регулируют с помощью стальных прокладок , расположенных между торцом картера редуктора и торцом стакана подшипника вала ведущего зубчатого колеса. Для этого служат и прокладки боковых крышек, которые перекладывают с одной стороны на другую, перемещая ведомое коническое зубчатое колесо. Этими прокладками регулируют зацепление, если не удалось его отрегулировать, прокладками. Общее количество прокладок под крышками не должно измениться, так как это влияет на регулировку подшипников вала ведомого зубчатого колеса.

Зацепление конических зубчатых колес проверяют по контакту на краску (рис. 40, а). Правильный контакт в зацеплении характеризует положение. В положении придвигают ведомое колесо к ведущему. При значительном уменьшении бокового зазора между зубьями ведущее колесо отодвигают. В положении 3 отодвигают ведомое колесо от ведущего. При значительном боковом зазоре между зубьями придвигают ведущее колесо.

Подшипники 11 дифференциала регулируют с предварительным натягом гайками.

Предварительный натяг подшипников вала ведущего зубчатого колеса гипоидной главной передачи регулируют прокладками. При правильной регулировке момент, необходимый для проворачивания вала, должен составлять 2,5—4 Н-м, что соответствует усилию на динамометре 67—108 Н.

Рис. 2. Главная передача заднего моста автомобиля ЗИЛ-431410: 1 — сальник; 2, 4, 10, 11, 13 — подшипники; 3 — стакан подшипника; 5 — прокладки; 6 — ведущее коническое зубчатое колесо; 7 — ведомое коническое зубчатое колесо; 8 — прокладки; 9, 14 — крышки подшипников; 12 — регулировочная гайка; /5 —распорная втулка; 16 — регулировочные шайбы

Рис. 3. Пятна контактов зубчатых колес главной передачи заднего моста автомобилей: а — ЗИЛ-431410; б — ЗИЛ-4331; в — КамАЭ-5320

Автомобиль ЗИЛ-4331. Одноступенчатую гипоидную главную передачу заднего моста при установке в картер центрируют с помощью посадочного пояска на фланце картера. Предварительный натяг конических подшипников выполняют распорной регулировочной втулкой, толщину которой подбирают с таким расчетом, чтобы крутящий момент, необходимый для проворачивания вала ведущего зубчатого колеса, составлял 2,5— 4 Н-м, что соответствует усилию 30—40 Н. Крышку подшипников при этом смещают по оси так, чтобы ее центрирующий выступ вышел из гнезда стакана подшипников и манжета не оказывала сопротивления вращению вала. Регулировочные прокладки позволяют изменять положение ведущего зубчатого колеса в осевом направлении. Регулировку стопорного болта проводят так же, как и на автомобиле ГАЭ-53-12. Стопорение болта обеспечивают контргайкой.

Рис. 4. Гипоидная главная передача заднего моста автомобиля ЗИЛ-4331 с блокировкой дифференциала: 1 — ведущее зубчатое колесо; 2— фланец; 3—манжета; 4 — подшипник; 5 — пробка; 6 — шток муфты блокировки; 7, 19 — регулировочные прокладки; 8 — камера механизма блокировки; 9 — мембрана; 10 — вилка включения блокировки; 11 —муфта блокировки; 12 — регулировочная гайка; 13 — зубчатое колесо полуоси; 14 — крестовина сателлита; 15 — ведомое зубчатое колесо; 16 — картер главной передачи; 17 — стопорный болт; 18 — маслоуловитель; 20 — регулировочная втулка

Перемещение ведомого зубчатого колеса в осевом направлении и предварительный натяг подшипников дифференциала выполняют гайками. Фиксацию гаек обеспечивают стопорными пластинами, закрепленными на крышках подшипников дифференциала.

Механизм блокировки межколесного дифференциала регулируют при подаче воздуха в камеру при давлении 0,4 МПа. Муфта блокировки в этом случае должна без заеданий войти в крайнее рабочее положение. Прокладками, установленными

между корпусом камеры и картером редуктора, регулируют величину зазора между торцами зубчатых муфт до 1,5—2,5 мм.

При установке новых зубчатых колес главной передачи их регулируют по пятну контакта и по боковому зазору в зацеплении. Пятно контакта получают при вращении ведущего зубчатого колеса в обе стороны с одновременным притормаживанием рукой ведомого зубчатого колеса. Боковой зазор в зацеплении должен составлять 0,28—0,43 у широкой части зуба ведомого зубчатого колеса. Проверяют зазор на четырех зубьях ведомого зубчатого колеса, расположенных на равных расстояниях по окружности. Ведущее зубчатое колесо при проверке застопоривают. В положении придвигают ведомое зубчатое колесо к ведущему, в положении 2 отодвигают ведомое зубчатое колесо от ведущего, в положении 3 придвигают ведущее зубчатое колесо к ведомому, а в положении отодвигают ведущее зубчатое колесо от ведомого.

После регулировки пятна контакта и зазора в зацеплении проводят окончательную регулировку предварительного натяга подшипников дифференциала. Для этого заворачивают гайки 12 подшипников на один фиксирующей паз от положения, соответствующего нулевому осевому зазору.

Автомобиль КамАЭ-5320. Отличие заднего и промежуточного ведущих мостов состоит в том, что в главной передаче промежуточного моста имеется блокируемый межосевой дифференциал, который блокируют при движении автомобиля на скользких дорогах, по бездорожью. Блокировку проводят во время стоянки или при медленном движении автомобиля.

Для проверки работы механизма блокировки межосевого дифференциала передвигают рычаг крана включения в положение «Скользкая дорога». На щитке приборов в этом случае загорается контрольная лампа включения межосевого дифференциала. Если лампа не включилась, то повторно включают блокировку при медленном движении автомобиля. Если блокировка не включается, устраняют неисправность.

Конические зубчатые колеса главной передачи промежуточного и заднего мостов отличаются размерами хвостовиков, зубчатые венцы одинаковы.

В главной передаче регулируют предварительный натяг подшипников ведущего и ведомого конических зубчатых колес, дифференциала, бокового зазора и пятна контакта конических зубчатых колес. При регулировке главной передачи ее разбирают на следующие сборочные единицы: ведущее коническое колесо в сборе, ведомое коническое колесо в сборе, дифференциал.

Рис. 5. Главная передача заднего моста автомобиля КамАЗ-5320: 1 — картер; 2 — зубчатое колесо ведомое коническое; 3 — зубчатое колесо ведущее цилиндрическое; 4, 7, 12, 22, 24 — роликоподшипники конические; 5, 20 — стаканы подшипников; 6 — крышка стакана; 8, 29 — гайки; 9, 23— шайбы; 10, 21 — прокладки регулировочные; 11 — регулировочная гайка; 13 — чашка дифференциала; 14 — сателлиты; 15 — зубчатые колеса полуосевые; 16 — болты; 17 — зубчатое колесо ведомое цилиндрическое; 18 — втулка сателлита; 19 — сальник; 25 — зубчатое колесо ведущее коническое; 26 — крышка подшипников дифференциала; 27 — стопор; 28 — втулка распорная

ференциала и зацепление конических зубчатых колес промежуточного моста регулируют так же, как и натяг подшипников и зацепление зубчатых колес заднего моста.

Предварительный натяг конических подшипников 22 и 24 ведущего зубчатого колеса главной передачи выполняют с помощью регулировочных шайб, уменьшая их толщину на величину осевого перемещения плюс 0,04—0,06 мм. При этом используют регулировочные шайбы определенной толщины из комплекта запасных частей 5320—2402188 —5320—2402196, при необходимости шайбы шлифуют.

Между внутренним кольцом подшипника и распорной втулкой устанавливают две шайбы. Затягивают гайку крепления фланца ведущего конического зубчатого колеса заднего моста, момент затяжки должен составлять 235—353 Н • м. Проверяют значение усилия, необходимого для проворачивания стакана подшипников. Оно должно быть равно 10,8—22,4 П. Замер проводят при непрерывном вращении стакана в одну сторону не менее чем после пяти полных оборотов. Предварительно смазывают подшипники и сдвигают крышку стакана так, чтобы манжета не Оказывала сопротивления вращению шайбы. Регулирование предварительного натяга подшипников повторяют, если значение усилия не укладывается в указанные пределы.

Ведомое зубчатое колесо напрессовано на вал ведущего цилиндрического колеса, которое выполнено заодно с валом. Предварительный натяг подшипников вала ведомого конического и ведущего цилиндрического зубчатых колес выполняют подбором регулировочных шайб 5320—2402088—5320—2402095 . Уменьшают толщину пакета регулировочных шайб шлифованием их, заменой одной или обеих шайб на величину осевого перемещения плюс 0,03—0,05 мм.

Конические зубчатые колеса регулируют по пятну контакта и по боковому зазору в зацеплении. Длина пятна контакта на обеих сторонах зуба ведомого колеса должна быть от 0,5 до 0,75 длины зуба со стороны переднего и заднего хода. Ширина пятна контакта в средней части зуба должна быть равна 0,5 активной высоты зуба. Контакт должен быть расположен ближе к внутренней части зуба, но не должен выходить на его кромку. На зубьях ведущего колеса пятно контакта может доходить до верхней кромки. Пятно контакта получают путем вращения ведущего колеса в обе стороны при одновременном подтормаживании рукой ведомого колеса. В положении 1 придвигают ведомое колесо к ведущему. При малом боковом зазоре в зацеплении отодвигают ведущее колесо. В положении отодвигают ведомое колесо от ведущего. При большом боковом зазоре в зацеплении придвигают ведущее колесо. В положении придвигают ведущее колесо к ведомому. При малом боковом зазоре отодвигают ведомое колесо. В положении отодвигают ведущее колесо от ведомого. При малом боковом зазоре придвигают ведомое колесо.

При установке новых конических зубчатых колес между фланцем стакана и картером главной передачи должно быть не менее двух прокладок толщиной 0,05 и 0,1 мм из числа прокладок 5320—2402096 — 5320—2402100. Тонкие прокладки устанавливают по обеим сторонам набора прокладок. Момент затяжки болтов крепления стакана 20 заднего моста должен быть в пределах 100—125 Н-м у промежуточного моста. Установленное в картере ведущее зубчатое колесо должно вращаться плавно, без заеданий.

Ведомое коническое зубчатое колесо устанавливают в сборе с ведущим цилиндрическим колесом в картер главной передачи и поджимают стаканом до беззазорного зацепления конических зубчатых колес. Необходимую толщину прокладок при регулировке предварительного натяга подшипников определяют как сумму величины зазора между картером и фланцем стакана и величины осевого смещения ведомого конического зубчатого колеса (необходимой для компенсации бокового зазора в зацеплении), равную 0,32-0,55 мм.

После установки ведомого конического зубчатого колеса затягивают гайку ведущего цилиндрического зубчатого колеса моментом 350—400 Н-м. Болты крепления стакана и крышки 6 затягивают моментом 60—90 Н-м. Проверяют индикатором боковой зазор в зубьях конической пары, индикатор устанавливают на широкой части зуба, зазор должен быть в пределах 0,20—0,35 мм.

Чашки межколесного дифференциала при сборке совмещают по меткам. Полуосевые зубчатые колеса и сателлиты перед сборкой окунают в моторное масло, зубчатые колеса в собранном дифференциале должны легко проворачиваться от руки. Момент затяжки гаек болтов 16 крепления чашек дифференциала должен быть не менее 140—160 Н-м. Дифференциал устанавливают в картер главной передачи после сборки конических зубчатых колес и регулировки их зацепления. Крышки подшипников дифференциала устанавливают после заворачивания регулировочных гаек И. Болты крышек вместе со стопорными пластинами затягивают моментом 98,1 —117,7 Н-м. Гайками устанавливают правильное положение ведомого цилиндрического зубчатого колеса, при котором венцы ведущего и ведомого цилиндрических зубчатых колес симметричны друг другу. Пятно контакта на обеих сторонах зуба должно быть расположено посредине зуба шириной не менее 0,45 ширины зуба, а длина пятна — не менее 0,6 длины зуба. Предварительный натяг подшипников дифференциала осуществляют регулировочными гайками, затягивают их последовательно и равномерно до увеличения расстояния между крышками подшипников дифференциала на 0,1—0,15 мм. Это расстояние замеряют между площадками для стопоров гаек подшипников дифференциала. В таком положении регулировочные гайки стопорят, болты крепления крышек подшипников дифференциала затягивают окончательно моментом 245—314 Н-м и стопорят пластинами.

Во время этой регулировки проворачивают дифференциал, чтобы ролики подшипников заняли правильное положение между коническими поверхностями колец. Зазор между зубьями цилиндрической пары зубчатых колес после сборки главной передачи должны быть от 0,1 до 0,5 мм. Гайки шпилек крепления редуктора главной передачи к картеру моста затягивают крест-накрест моментом 160—180 Н-м.

При установке межосевого дифференциала чашки межосевого дифференциала совмещают по меткам. Зубчатые колеса в собранном дифференциале должны вращаться свободно, без заеданий.

Рис. 6. Межосевой дифференциал автомобиля КамАЗ-5320: 1 — гайка; 1 — фланец; 3 — картер; 4 — передняя чашка межосевого дифференциала; 5 — винт установочный; 6 — механизм блокировки дифференциала; 7 — вилка муфты; 8 — коническое зубчатое колесо привода промежуточного моста; 9 — задняя чашка дифференциала; 10 — коническое зубчатое колесо привода заднего моста; 11 — болт

Автомобиль «Урал-5557». Главную передачу регулируют, сняв редуктор с переднего, заднего и промежуточного мостов. Устанавливают редуктор в приспособлении и снимают дифференциал и фланцы. Отворачивают болты крепления подшипников ведущего конического зубчатого колеса, вынимают проходной вал. Устанавливают ведущее зубчатое колесо в тисках, зажав его зубчатый венец. Вывинчивают болты крепления крышки и снимают ее, расконтривают контргайку и отвинчивают ее, снимают стопорную и замочную шайбы, подтягивают гайку, момент затяжки которой составляет 450—500 Н-м. После подтяжки гайки с индикатором определяют зазоры в подшипниках. Если зазоры в подшипниках отсутствуют, регулировка их не требуется. При наличии зазора подшипники регулируют, уменьшив толщину регулировочных прокладок на величину зазора, увеличенную на 0,04 мм для обеспечения предварительного натяга подшипников. Момент затяжки гайки составляет 450—500 Н-м.

После сборки момент, необходимый для проворачивания ведущего зубчатого колеса в подшипниках, должен составлять 0,6— 14 Н-м, усилие на динамометре при этом должно составлять 12-35 Н.

Регулировку предварительного натяга подшипников промежуточного вала проводят подбором пакета прокладок под крышкой стакана так, чтобы крутящий момент, необходимый для проворачивания вала, составил 0,5—1,2 Н-м, усилие на динамометре при этом должно составлять 11—23 Н.

После выполнения регулировок устанавливают стакан с ведущим зубчатым колесом в картер редуктора, болты крепления стакана затягивают моментом 60—80 Н-м. Правильность зацепления конических зубчатых колес проверяют на краску. Отпечаток на зубе ведомого колеса должен быть расположен ближе к узкой части зуба. До края узкого конца зуба отпечаток не должен доходить на 2—5 мм, а его длина должна быть не менее половины зуба. В этом случае боковой зазор у широкой части зубьев должен составлять 0,1—0,4 мм. Для изменения бокового зазора колес их сдвигают, не искажая контакта. Устанавливают дифференциал, его подшипники регулируют гайками.

Выполняют регулировку подшипников шкворней поворотного кулака. Для этого снимают колеса с автомобиля и устанавливают упоры на нижние крышки поворотных кулаков, снимают рычаги поворотных кулаков. Из пакета прокладок под рычагами удаляют по две прокладки толщиной 0,05 и 0,1 мм, в полость рычагов закладывают по 50 г смазки Литол-24 и устанавливают рычаги на место. Убирают упоры и снимают нижние крышки, убирают из-под каждой крышки столько же прокладок и устанавливают на место крышки и колеса.

Автомобиль КАЗ-4540. Регулируют подшипники вала ведущего конического зубчатого колеса подбором необходимой толщины двух регулировочных колец, установленных между внутренним кольцом переднего подшипника и распорной втулкой. Обеспечивают предварительный натяг, соответствующий моменту проворачивания вала ведущего конического зубчатого колеса 1,3—2,5 Н-м, усилие на динамометре при этом составляет 67 Н. Гайку крепления фланца 1 зубчатого колеса затягивают моментом 600—800 Н-м, проворачивая при этом зубчатое колесо так, чтобы ролики подшипников заняли правильное положение между коническими поверхностями колец.

Рис. 7. Главная передача заднего моста автомобиля «Урал-5557»: 1 — ведомое коническое зубчатое колесо; 2, 13— роликовые подшипники; 3 — картер; 4 — ведущее цилиндрическое зубчатое колесо; 5 — стакан подшипников; 6, 7, 8, 12, 20, 21 — регулировочные прокладки; 9 — крышка подшипников; 10, 18 — фланцы; 16 — штуцер; 16 — проходной вал редуктора; 17 — прокладка, 19, 22 — гайки; 23 — промежуточный вал

Предварительный натяг подшипников дифференциала регулируют гайками. Предварительно измеряют вдоль оси дифференциала расстояние между двумя установочными штифтами, которые запрессованы в крышки подшипников дифференциала. Полученное значение уменьшают на величину 0,08—0,12 мм, регулировочные гайки стопорят, болты крышек дифференциала затягивают моментом 200—250 Н-м.

Рис. 8. Главная передача заднего моста автомобиля КЛЗ-4540:

Регулируют зазор между торцом ведомого зубчатого колеса и пяткой упора до величины 0,2 мм. После выполнения регулировки упор стопорят контргайкой.

Регулируют механизм блокировки межколесного дифференциала, предварительно сняв его с картера главной передачи. Рычаг переставляют в положение «Выключено». Вращая наконечник, добиваются совпадения крепежных отверстий на картере главной передачи и на корпусе механизма блокировки.

Подшипники зубчатых колес, дифференциал, упор зубчатого колеса переднего моста регулируют так же, как и заднего моста. Подшипники шкворней регулируют с предварительным натягом, обеспечивая соосность втулок цапфы и шаровой опоры. Подбирают пакет прокладок, устанавливаемых на верхнем и нижнем торцах корпуса поворотного кулака. При этом поднимают домкратом мост со стороны регулируемых подшипников, снимают колесо, отсоединяют рулевые тяги. Снимают сальник шаровой опоры, затягивают до отказа гайки крепления рычага продольной рулевой тяги, рычагов рулевой трапеции и крышки правого поворотного кулака. Крутящий момент, необходимый для поворота кулака, должен составлять 7—10 Н-м. При меньшей величине уменьшают число прокладок у верхнего и нижнего подшипников на одинаковую величину.

Для регулирования подшипников ступиц колес устанавливают автомобиль на подъемник или поднимают домкратом мост со стороны регулируемого колеса. Покачивают вывешенные колеса в направлении, перпендикулярном плоскости вращения колеса. Если колесо вращается туго или при покачивании колеса чувствуется зазор, то регулируют затяжку подшипников ступиц, убедившись в том, что тормозные колодки задевают за поверхность барабана.

Регулировку выполняют последовательно, сначала при поднятых передних колесах, потом задних. У автомобиля ГАЭ-53-12 для регулировки ступиц передних колес снимают крышку наружного подшипника, регулировочную гайку расшплинтовывают и плавно затягивают до начала торможения ступицы при вращении колеса, после чего гайку отворачивают на 1/4—1/3 оборота до появления незначительного зазора и до совпадения ближайшей прорези с отверстием для шплинта. Затем регулировочную гайку шплинтуют.

Регулирование подшипников ступиц колес промежуточного и заднего мостов проводят аналогично указанному выше. Аналогично регулируют подшипники ступиц колес у автомобиля КАЗ-4540: после затяжки гайки крепления подшипников моментом 180—200 Н-м отворачивают эту гайку на ‘/б оборота до совпадения штифта с ближайшим отверстием в замковой шайбе. У автомобиля «Урал-5557» при такой же регулировке при снятой крышке ступицы съемником выводят шлицы полуоси из зацепления со ступицей и достают полуось. После затяжки внутренней гайки до упора отпускают ее на ‘/б оборота и стопорят. При заметном нагреве ступицы регулировку повторяют. Правильно отрегулированное колесо от толчка рукой делает не менее двух оборотов.

При ЕО при трогании автомобилей с места проверяют исправность ведущих мостов, при движении — наличие шума, гула и стуков.

При ТО-1 проверяют крепление картера редуктора к картеру ведущего моста, крепление боковых крышек. У автомобилей ГАЗ-66-11, «Урал-5557», КАЗ-4540 осматривают поворотные кулаки передних ведущих мостов, проверяют исправность болтов и упоров ограничителей поворота колес. Выполняют смазочные операции.

У автомобиля ЗИЛ-4331 после первых 4000 км пробега и при проведении первого ТО-2 проверяют затяжку гайки крепления фланца ведущего зубчатого колеса. Момент затяжки гайки должен быть 350—440 Н-м. Проверяют регулировку подшипников ступиц колес, для их регулировки затягивают гайку крепления подшипников моментом 60—80 Н-м, поворачивая при этом ступицу в обоих направлениях. Отворачивают гайку на 120°.

При ТО-2, кроме операций ТО-1, проверяют масло в картерах главных передач, прочищают предохранительные клапаны. Масло в картерах главных передач и колесных редукторах должно быть по уровню нижних кромок маслоналивных отверстий. Подтягивают болты крепления редукторов, гайки шпилек полуосей. Проверяют герметичность промежуточного, заднего и переднего ведущих мостов, устраняют неисправности. Очищают от грязи сапуны. У автомобилей ГАЗ-66-11 снимают ступицы, промывают подшипники ступиц и сальники, проверяют их состояние. Закладывают свежую смазку регулируют подшипники ступиц колес. У автомобилей ЗИЛ-431410 после 25 тыс. км пробега проверяют затяжку гаек крепления фланцев зубчатых колес.

меияют масло в задних мостах автомобилей, имеющих гипоидную главную передачу. Закладывают свежую смазку в подшипники ступиц колес. Проверяют работу механизма блокировки межосевого дифференциала у автомобиля КамАЭ-5320, крепление фланцев на шлицах ведущих валов. Затягивают гайки крепления редукторов промежуточного и заднего мостов. Снимают ступицы и проверяют подшипники, заменяют масло в картерах мостов.

Проверку крепления фланцев на шлицевых концах валов ведущих мостов проводят при выключенном стояночном тормозе. Рычаг переключения передач устанавливают в нейтральное положение и покачивают фланец вала в продольном и поперечном направлениях. При наличии ощутимого зазора отсоединяют фланец карданного вала и, расстопорив гайки его крепления, подтягивают их моментом 240—360 Н-м, стопорят гайки.

При проверке работы механизма блокировки межосевого дифференциала промежуточного моста устанавливают рычаг крана включения в положение «Скользкая дорога» и, если контрольная лампа при этом не загорелась, повторно включают блокировку при медленном движении автомобиля. Если блокировка не включилась, находят и устраняют неисправность.

Читать далее:

Категория: - Справочник сельского автомеханика


Главная → Справочник → Статьи → Форум



Разделы

Строительные машины и оборудование
Для специальных земляных работ
Дорожно-строительные машины
Строительное оборудование
Асфальтоукладчики и катки
Большегрузные машины
Строительные машины, часть 2,
Дорожные машины, часть 2
Ремонтные машины
Ковшовые машины
Автогрейдеры
Экскаваторы
Бульдозеры
Скреперы
Грейдеры Эксплуатация строительных машин
Эксплуатация средств механизации
Эксплуатация погрузочных машин
Эксплуатация паровых машин
Эксплуатация экскаваторов
Эксплуатация подъемников
Эксплуатация кранов перегружателей
Эксплуатация кузовов машин
Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины