Строительные машины и оборудование, справочник







Влияние качества дорог на стоимость транспортных операций

Категория:
   Резервы повышения эффективности производства


Влияние качества дорог на стоимость транспортных операций

Общая сеть дорог Республики Беларусь составляет около 150 000 км, из которых 49 000 км находятся в ведении Министерства транспорта (Комитета по автомобильным дорогам). Плотность дорог составляет 244,9 км на 1000 км2 территории, этот показатель сравним с показателями стран Восточной Европы. По оценкам специалистов, состояние дорог в настоящее время вполне удовлетворительное, но отсутствие средств на капитальные ремонты в настоящее время потребует через несколько лет реконструкции основных автострад, так как уже сегодня 22% дорог (по протяженности) требуют усиления дорожной одежды. Это же касается 25% мостов (из 556), требующих срочной реконструкции.

Недоремонт на дорогах местного значения в 1996 г. составил 6256 км по капитальному ремонту и 1940 км по среднему ремонту при общей протяженности сети местных дорог 15,5 тыс.км, из них 12,5% имеют неудовлетворительную ровность, 7% — неудовлетворительные сцепные свойства покрытия (рис. 11.1; 11.2).

На 2003 г. недоремонт составил 35,2 тыс. км по капитальному ремонту, т.е. 44% автомобильных дорог общего пользования, и 17,4 тыс. км, т.е. 22%, по среднему ремонту. Не соответствуют нормативным требованиям 2205 мостовых сооружений (44%), в том числе 41% на республиканских магистралях и 59% — на местных автомобильных дорогах.

Анализ диаграмм по недоремонту автомобильных дорог по капитальному и среднему ремонту и состояние недоремонта дорог на 2001 и 2003 гг. показывает тенденцию увеличения протяженности дорог, требуемых ремонта (рис. 1.3). Для Российской Федерации недоремонт автомобильных дорог по удельным показателям еще выше по сравнению с Республикой Беларусь.

Рис. 1.1. Диаграмма роста недоремонта автомобильных дорог по капитальному ремонту за 1991-1996 гг.

Рис. 1.2. Диаграмма роста недоремонта автомобильных дорог по среднему ремонту за 1991-1996 гг.

Рис. 1.3. Диаграмма роста недоремонта автомобильных дорог по капитальному и среднему ремонтам

Состояние сети дорог, а значит, и себестоимость перевозок по ним напрямую зависят от затрат на содержание автомобильных дорог. Анализ состояния дорог России специалистами Всемирного Банка показал, что дополнительные потери из-за недоремонта 1350 км приоритетных участков российских дорог составляют 250 млн долларов США в первый год за счет износа парка автомобилей, а дальше они будут расти по экспоненте.

Средняя экономия автомобильного транспорта от повышения ровности проезжей части, определенная по разработанной Всемирным Банком методике оценки эксплуатационных расходов на транспортные средства, составляет при стоимости бензина 0,3 доллара/литр 0,05 доллара на автомобилекилометр при приведении в хорошее состояние покрытий, находившихся в удовлетворительном состоянии, и 0,15 доллара для покрытий, состояние которых из плохого стало удовлетворительным.

Особенно это сказывается в условиях бездорожья, когда коэффициент сопротивления качению увеличивается на порядок, а транспортные расходы составляют до 40% стоимости перевозимых грузов.

Увеличение транспортных затрат необходимо учитывать при строительстве объектов в случае ухудшения состояния подъездных и объездных дорог. Так, при отсыпке земляного полотна включение в состав звена одного автогрейдера, для поддержания в хорошем состоянии подъездных путей, позволит исключить часть транспортных средств, занятых перевозкой грунта.

Более эффективное использование транспортных средств позволяет экономить ресурсы. Доставка грузов с предприятий стройиндустрии на строительные площадки составляет 14-16% общей стоимости строительно-монтажных работ (СМР), а при строительстве дорог — 18-20%. Особая роль принадлежит специализированным типам автотранспортных средств. В настоящее время обеспеченность ими производства составляет лишь 7% от общего числа автомобилей при расчетной потребности 25-30%. Потери на перевозке неспециализированными автомобилями песка, щебня, цемента и других материалов составляют 8-10%, а бой кирпича в процессе транспортировки, погрузки и разгрузки находится в пределах 15-18%. Повреждается значительное число сборных железобетонных конструкций.

Применение контейнерных и пакетных перевозок позволяет сократить трудозатраты в среднем на 1,25-2,5 чел.-т/ч. Одно из перспективных направлений в развитии пакетного способа доставки изделий основывается на унифицированном модуле, позволяющем перевозить блок-пакеты с последующим их разукрупнением для непосредственной подачи к месту работы.

Дальнейшее совершенствование транспортного процесса при использовании контейнеров и средств пакетирования планируется осуществить за счет применения специализированных автотранспортных средств, оборудованных бортовыми манипуляторами консольного типа и бескрановыми системами саморазгрузки.

В области дорожного строительства следует обратить внимание на использование битумовозов повышенной грузоподъемности (до 30 т), которые позволяют значительно увеличить производительность. Кроме того, широкое распространение в последнее время получают большегрузные автосамосвалы для перевозки асфальтобетона, а также специальные машины, в частности термос-миксеры для доставки на трассу литого асфальта.

Важно при планировании транспортных операций правильно выбрать вид транспорта. Целесообразность применения определенного вида транспорта зависит от ряда факторов: рода грузов, условий погрузочно-разгрузочных работ, дальности транспортировки, дорожных условий, объема выполняемых работ. Рельсовый транспорт эффективен при дальности транспортирования свыше 200 км и годовом объеме перевозок около 1 млрд т.

Перевозки грузов автомобильным транспортом составляют до 90%. Эффективность этих перевозок значительно выше (производительность в 1,5 раза повышается, а себестоимость снижается на 25%) при применении автомобилей с прицепами и полуприцепами.


Читать далее:

Категория: - Резервы повышения эффективности производства





Главная → Справочник → Статьи → Форум



Разделы

Строительные машины и оборудование
Для специальных земляных работ
Дорожно-строительные машины
Строительное оборудование
Асфальтоукладчики и катки
Большегрузные машины
Строительные машины, часть 2,
Дорожные машины, часть 2
Ремонтные машины
Ковшовые машины
Автогрейдеры
Экскаваторы
Бульдозеры
Скреперы
Грейдеры Эксплуатация строительных машин
Эксплуатация средств механизации
Эксплуатация погрузочных машин
Эксплуатация паровых машин
Эксплуатация экскаваторов
Эксплуатация подъемников
Эксплуатация кранов перегружателей
Эксплуатация кузовов машин
Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины

 

Поиск по сайту:


Статьи по теме::
Совершенствование структуры подготовки кадров — один из путей повышения эффективности дорожно-строительного производства
Задачи эксплуатации СДМиО как средство повышения эффективности использования строительной техники
Совершенствование структуры и системы управления парком машин
Потребность обновления машинного парка
Актуальность применения современных технологий в дорожно-строительном производстве
Качество — стратегия управления строительным производством
Повышение качества строительных машин как средство экономии ресурсов
Механизация, индустриализация и автоматизация — пути повышения эффективности дорожно-строительного производства
Экономия ресурсов — одно из важнейших направлений в повышении эффективности социально-экономического развития страны


Остались вопросы по теме:
"Влияние качества дорог на стоимость транспортных операций"
— воспользуйтесь поиском.


Машины городского хозяйства
Естественная история машин
Транспортная психология
Пожарные автомобили
Автомобили-рефрижераторы
Монтаж и эксплуатация лифтов
Тракторы