Строительные машины и оборудование, справочник







Влияние растворов солей на дорожную одежду

Категория:
   Зимнее содержание дорог


Влияние растворов солей на дорожную одежду

Влияние раствора хлористого магния на дорожную одежду весьма многосторонне. Оно является в данное время предметом исследований многих дорожных научно-исследовательских институтов.

Внутри страны и за рубежом сложилась единая точка зрения, что химические средства оттаивания не вызывают никаких химических реакций в дорожных покрытиях, построенных с применением органических вяжущих материалов.

Размеры химической коррозии у бетонных покрытий зависят от контактной поверхности, на которую может действовать в бетоне раствор хлористого магния. Магнезиальная коррозия будет более активной, если раствор беспрепятственно проникает в поры и может воздействовать на эту поверхность. Поэтому закупорка пор, уплотнение бетонных покрытий при применении раствора хлористого магния имеют чрезвычайно важное значение.

При распределении раствора хлористого магния на покрытую льдом дорожную одежду сразу же начинается плавление льда. При плавлении протекает эндотермическая реакция, т. е. поглощается тепло. Нужное количество тепла при этом отбирается у раствора хлористого магния, температура которого вследствие этого понижается. Это резкое падение температуры на величину от 10 до 15°С вызывает термические напряжения в дорожной одежде, которые складываются с напряжениями от транспортных нагрузок. Дорожные одежды из цементобетона, литого асфальта или асфальтобетона, построенные в соответствии с требованиями технических стандартов, как правило, устойчивы в отношении напряжений, возникающих от переохлаждения. По мере хода процесса оттаивания смесь раствора хлористого магния и талой воды проникает через капиллярные поры в дорожную конструкцию вследствие недостаточной плотности дорожного покрытия. Проникание будет ускоряться, если дорожная одежда пористая; период замораживания часто прерывается промежуточными периодами оттаивания; дорожная одежда часто и чрезмерно поливается раствором хлористого магния и постоянно находится ,в мокром состоянии (вследствие гигроскопичности и того, что зимой дренажные и другие водоотводящие устройства не функционируют). Просочившаяся вода постепенно пропитывает всю дорожную конструкцию.

Как известно, вода является главным врагом дорог, так как при проникании в дорожную одежду она понижает несущую способность дорожного основания и заполняет поры внутри дорожной конструкции. Под нагрузкой от транспортных средств этот процесс приводит к выщелачиванию минеральных частиц из бетонного дорожного покрытия.

Если находящаяся в пустотах вода замерзает, то ее объем увеличивается примерно на 9%- При отсутствии возможности расширения лед оказывает распорный (взрывной) эффект, который вызывает в бетоне образование волосяных трещин и поверхностное шелушение. Повторяющееся попеременное замораживание и оттаивание совместно с нагрузкой от проезжающих по дороге транспортных средств ведет к быстрому росту этих разрушений. Было установлено, что повреждения, происходящие от увлажнения с промерзанием или без него, объясняются преимущественно проникновением и скоплением воды в дорожной одежде. Сам раствор хлористого магния в этом случае не причиняет непосредственного вреда. Он оказывает влияние только постольку, поскольку его применение для зимнего содержания дорог способствует скоплению воды в дорожной конструкции. Однако это не является особенностью раствора хлористого магния, а представляет собой общее побочное явление при применении химических средств оттаивания. Так, в ФРГ и других странах, где не применяют раствор хлористого магния, тем не менее отмечаются обширные повреждения дорожных покрытий. Влиянию раствора хлористого магния на дорожную одежду необходимо противодействовать конструктивными дарожно-строителыными мероприятиями, а также путем соответствующего применения этого раствора.

При конструктивных мероприятиях обеспечение плотности дорожной одежды является основной проблемой. Только плотные и непроницаемые слои покрытия препятствуют прониканию опасной смеси средств оттаивания и талой воды в дорожную конструкцию и предотвращают таким образом снижение срока службы дорожного покрытия. Первая задача при новом строительстве дорог состоит, следовательно, в том, чтобы строить в каждом случае плотные дорожные покрытия. Это означает, что при дорожном строительстве с применением органических вяжущих материалов нужно отказаться от традиционных «открытых» или «полуоткрытых» покрытий из щебня, обработанного битумом, а применять конструкции с покрытиями из литого асфальта или асфальтобетона с минимальным содержанием пустот.

При строительстве дорог с цементобетонными покрытиями следует стремиться к минимуму капиллярных пор. Бетонные покрытия с надлежащим составом смеси (водоцементное отношение 0,45; содержание цемента 350 кг/м3; чистый, хорошо подобранный по фракциям заполнитель и разделенные по фракциям минеральные добавки; содержание искусственных пор, заполненных воздухом, от 3 до 4,5%) отвечают этим условиям при достаточном уплотнении, уходе и времени твердения и, следовательно, устойчивы по отношению к раствору хлористого магния и воде.

Вторая задача заключается в том, чтобы «открытые» или «полуоткрытые» слои покрытий дополнительно закрыть соответствующими защитными слоями. При строительстве дорог с применением битумоминераль-ных материалов это касается в первую очередь покрытий из черного щебня и асфальтобетона с высоким содержанием пустот. В этих случаях поверхностные дефекты покрытия можно исправить поверхностной обработкой. Рекомендуется применение разжиженных битумов, устойчивых эмульсий или горячих битумов с экономичным расходом вяжущих веществ и расклин-цовкой каменной мелочью или дробленым карьерным песком. Поверхностная обработка должна быть проведена в момент, когда поры в покрытии открыты и свободны от воды, чтобы гарантировать хорошее закрытие всех пустот.

Дорожные одежды с поверхностным слоем из каменной мелочи, обработанной органическим вяжущим, и дорожные одежды из брусчатки всех видов можно эффективно защитить устройством слоя из мелкозернистой битумоминеральной смеси в виде битуминозных шламов или микроасфальтобетона.

Поверхность бетонного покрытия эффективно защищается пропиткой, например, с помощью смеси льняного масла и керосина.

Третья задача при строительстве дорог состоит в обеспечении хорошего водоотвода с проезжей части с целью быстрого удаления смеси раствора хлористого магния и талой воды. Кроме того, необходимо удалить с дороги рыхлый снег. Для отвода поверхностной воды с проезжей части нужно обеспечить работоспособность дорожных кюветов. В известной мере необходимы также дополнительные прорези (щели) для воды в пределах обочин, а внутри городских дорог — исправные ливнеспуски и водоотводные устройства.


Читать далее:

Категория: - Зимнее содержание дорог





Главная → Справочник → Статьи → Форум



Разделы

Строительные машины и оборудование
Для специальных земляных работ
Дорожно-строительные машины
Строительное оборудование
Асфальтоукладчики и катки
Большегрузные машины
Строительные машины, часть 2,
Дорожные машины, часть 2
Ремонтные машины
Ковшовые машины
Автогрейдеры
Экскаваторы
Бульдозеры
Скреперы
Грейдеры Эксплуатация строительных машин
Эксплуатация средств механизации
Эксплуатация погрузочных машин
Эксплуатация паровых машин
Эксплуатация экскаваторов
Эксплуатация подъемников
Эксплуатация кранов перегружателей
Эксплуатация кузовов машин
Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины