Строительные машины и оборудование, справочник



Категория:
   Управление автомобилем

Публикация:
   Водитель автомобиля

Читать далее:




Водитель автомобиля

Кто может быть водителем индивидуального автомобиля? Кому можно доверить руль этого дорогостоящего источника повышенной опасности? На первый взгляд ответ крайне прост и всем известен: водителем индивидуального автомобиля может быть любой гражданин, прошедший обучение по соответствующей программе подготовки водителей транспортных средств категории В, имеющий заключение медицинской комиссии о годности по состоянию здоровья к управлению автомобилем и сдавший экзамены в Госавтоинспекции.

Однако практически это не совсем так. Иной может и получить удостоверение водителя, но водитель из него окажется очень плохой. Он сам быстро убеждается в этом и в конечном счете покидает руль. А настоящий водитель, кроме водительского удостоверения, должен обладать еще многими качествами, без которых управление автомобилем будет для него сплошными муками.

Что же это за качества?

Прежде всего водитель должен чувствовать высокую ответственность за управление таким средством повышенной опасности, каким является находящийся в его руках автомобиль. От изученных в автошколе Правил дорожного движения и других дисциплин до глубокого внутреннего сознания, когда чувство ответственности становится равнозначным совести, еще немалая дистанция. Водитель всегда должен помнить, что он отвечает за безопасность движения и за сохранность перевозимых пассажиров и окружающих людей. Опрометчивые действия водителя могут привести к аварии, к гибели и увечью людей.

Водитель, понимающий это и обладающий чувством ответственности, как правило, самый дисциплинированный, самый профессионально подготовленный и самый надежный. Дорожные происшествия с ним — крайняя редкость.

Безответственным людям за руль садиться нельзя.

Неотъемлемым качеством водителя является умение предвидеть возможные события на дороге. А предвидение слагается из точного расчета, наблюдательности, интуиции. Умение предвидеть создание, развитие и последствия возможных ситуаций — один из самых важных элементов водительского мастерства.

Водитель должен обладать такой реакцией, которая обеспечивала бы ему своевременное принятие решений и выполнение необходимых действий по управлению автомобилем в критических ситуациях в кратчайший срок. Время реакции — это промежуток времени с момента появления в поле зрения водителя сигнала об опасности до начала воздействия на тормозную педаль, рулевое колесо или другие органы управления автомобилем. Оно слагается из времени обнаружения объекта, представляющего опасность, времени, необходимого для оценки ситуации и принятия решения, и, наконец, времени, до начала двигательной реакции. Время реакции находится в прямой зависимости от темперамента водителя, его физиологического и психического состояния и, конечно, от внимания, сосредоточенности на управлении автомобилем.

Исследования показывают, что у водителя собранного, постоянно готового к действиям времени реакция может быть до 0,25—0,2 с.

Находясь за рулем, водитель всегда должен быть предельно собран и сосредоточен только на управлении автомобилем. Внимание водителя постоянно направляется на просмотр дороги и примыкающих к ней полос справа и слева, на действия других участников дорожного движения, на техническое состояние и поведение своего автомобиля. Невнимательность, недостаточная осмотрительность водителя, особенно при выполнении различных маневров, является одной из основных причин дорожно-транспортных происшествий.

При высоких интенсивности и скоростях движения в общем потоке транспортных средств иногда достаточно отвлечься на долю секунды от наблюдения за дорогой, чтобы попасть в аварийную ситуацию. Всемирно известный хоккейный вратарь В. Третьяк, реакции которого может позавидовать любой водитель, твердо убежден, что, управляя автомобилем, надо быть всегда предельно внимательным и собранным на любой скорости движения. К этому выводу он пришел на собственном опыте и. в частности, после аварии, в которую он однажды попал. Вот как он об этом вспоминает.

«Я ехал в Дмитров. Передо мной шел грузовик. И вдруг у меня со стекла упал термометр. Я на долю секунды отвлекся, чтобы поднять его с пола, и врезался в грузовик, который резко затормозил, потому что перед ним, как выяснилось, черная кошка перебежала дорогу».

Из большого объема информации, которую водитель получает при управлении автомобилем, он должен сосредоточить свое внимание на главном, определяющем в данный момент дорожную обстановку или мешающем движению и грозящем наездом или столкновением. При этом совершенно недопустимо пропустить информацию, регламентирующую режим движения на дороге, основными носителями которой являются регулировщики, светофоры, дорожные знаки и дорожная разметка.

Наконец, водитель должен быть доброжелательным по отношению к другим участникам движения, уважать их права, быть терпимым к ошибкам других. Водители, не обладающие такими качествами, как правило, часто нарушают Правила дорожного движения, причем идут на это сознательно. Это опасная категория водителей. И причины таких действий нарушителей надо искать в психологии, в нравственных установках каждого, кто садится за руль. Их поведение за рулем почти всегда совпадает с поведением в обыденной жизни. Недаром говорят: «Хочешь узнать характер человека — посади его за руль». Для нарушителей Правил и в жизни характерны такие черты, как эгоизм, агрессивность, неуживчивость с людьми, склонность к антиобщественным поступкам.

По темпераменту требованиям, предъявляемым к водителям, наиболее полно отвечают сангвиники. Эти жизнерадостные, доброжелательные люди в качестве водителей универсальны во всех условиях движения. Их отличает большая работоспособность. Они, правда, обладают несколько худшей реакцией, чем холерики, и иногда запаздывают с принятием решений. Но и имеющаяся у них реакция обеспечивает безопасность движения, и в целом сангвиники — это сильный тип водителя.

Холерики — горячий, очень подвижный, но неуравновешенный тип. Они имеют отличную реакцию и как водители наиболее хороши для условий интенсивного движения с частыми остановками и со сменой обстановки. Но за рулем в часы пик у них неожиданно могут сдать нервы, появляется раздражительность, неоправданный риск, исчезает самоконтроль. В дальних поездках они нередко проявляют беспокойство, спешку, устраивают гонку.

Флегматики отличаются уравновешенностью, малоподвижностью, инертностью, хладнокровием, невозмутимостью. Имеют замедленную восприимчивость и сложные, внезапно возникающие ситуации для них опасны. Как водители наиболее подходят для загородных поездок, характерных однообразием и редкой сменой обстановки.

Наконец, меланхолики как водители — слабый тип. Они склонны к грустным переживаниям и любые неудачные осложнения дорожной обстановки могут надолго вывести их из строя, хотя внешнее выражение чувств у них незначительное. За рулем ненадежны.

В ходе подготовки водителя в автошколе и в первые месяцы самостоятельного вождения формируется надежность его работы. При этом под надежностью работы водителя понимается профессиональная подготовка, наличие устойчивых навыков по управлению автомобилем, любовь к водительскому делу, вера в технические возможности своего автомобиля.

Одной из основных обязанностей водителя является обеспечение исправности своего автомобиля.

Для водителя индивидуального автомобиля это весьма ответственная обязанность, ибо она возлагается только на него. Перед выездом в рейс у него на пути нет контролеров в виде автомехаников, диспетчеров и других должностных лиц, которые несут ответственность за выпуск из парка технически неисправного автомобиля. Водитель — владелец автомобиля все решает сам. Сам обязан перед выездом проверить исправность и комплектность автомобиля, сам обязан найти и устранить имеющиеся недостатки, сам — следить за техническим состоянием автомобиля в пути.

Напомним, что выезд в рейс на технически неисправном автомобиле наказуется в административном, а при чрезвычайных обстоятельствах и в уголовном порядке.

Водитель должен уметь проверять техническое состояние автомобиля, соответствие его систем и механизмов условиям, при которых запрещается эксплуатация транспортных средств, уметь выполнять несложные работы по техническому обслуживанию автомобиля и, наконец, уметь обнаруживать и устранять простейшие путевые неисправности. Естественно, что для выполнения всех этих работ водителю надо знать устройство автомобиля, особенно системы электрооборудования, топливной системы и ходовой части, представлять себе физический смысл происходящих в машине процессов.

Управлять автомобилем водитель должен с пониманием своих действий. Для этого ему нужны знания некоторых вопросов теории движения машин, элементарных законов физики. Он должен представлять себе, какие силы действуют на автомобиль в тех или иных условиях движения (например, при трогании, торможении, на повороте) и уметь разумно использовать эти силы для уверенного управления автомобилем. Особенно важно понимать физический смысл сил сцепления и уметь варьировать сцепной массой для повышения проходимости автомобиля, знать о перераспределении сил по осям автомобиля при торможении и не допускать предельных нагрузок на элементы подвески автомобиля, знать условия появления боковых сил и уметь уменьшать их воздействие в условиях, грозящих потерей устойчивости автомобиля.

Водителю надо знать технические возможности своего автомобиля, габаритные размеры и основные показатели проходимости и руководствоваться ими при движении по ограниченным проездам, при преодолении препятствий и труднопроходимых участков дорог.

Мастерство вождения автомобиля — это комплекс навыков и знаний водителя, обеспечивающих полную безопасность движения и высокую эффективность использования эксплуатационных качеств автомобиля. Мастером можно назвать такого водителя, который умеет правильно и быстро оценить обстановку, предвидеть дальнейшее развитие дорожной ситуации и никогда не попадать в аварийную ситуацию, а если ее создал кто-то другой — максимально разрядить ее. Такой водитель при усложнении обстановки как бы ставит себя на место другого участника движения и задается вопросом, а что будет делать он, если я продолжу движение (поверну, остановлюсь).

Сам себе ответив на этот вопрос, он на несколько секунд раньше другого принимает решение и тем самым предотвращает аварийную ситуацию. Уровень мастерства определяется совершенством техники и тактики вождения.

Характерными признаками мастерского вождения являются спокойное движение без резких ускорений и торможений, уважительное отношение к своим коллегам по рулю и к пешеходам, твердое знание Правил дорожного движения и пунктуальное выполнение их требований, содержание автомобиля в отличном техническом состоянии.

Совокупность указанных признаков должна стать эталоном для каждого водителя, и начинающий водитель должен стремиться к этому эталону.

Рекламные предложения:



Читать далее:

Категория: - Управление автомобилем

Главная → Справочник → Статьи → Форум



Разделы

Строительные машины и оборудование
Для специальных земляных работ
Дорожно-строительные машины
Строительное оборудование
Асфальтоукладчики и катки
Большегрузные машины
Строительные машины, часть 2,
Дорожные машины, часть 2
Ремонтные машины
Ковшовые машины
Автогрейдеры
Экскаваторы
Бульдозеры
Скреперы
Грейдеры Эксплуатация строительных машин
Эксплуатация средств механизации
Эксплуатация погрузочных машин
Эксплуатация паровых машин
Эксплуатация экскаваторов
Эксплуатация подъемников
Эксплуатация кранов перегружателей
Эксплуатация кузовов машин
Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины

 



Остались вопросы по теме:
"Водитель автомобиля"
— воспользуйтесь поиском.

Машины городского хозяйства
Естественная история машин
Транспортная психология
Пожарные автомобили
Автомобили-рефрижераторы
Монтаж и эксплуатация лифтов
Тракторы

Небольшой рекламный блок


Администрация: Бердин Александр -
© 2007-2019 Строй-Техника.Ру - информационная система по строительной технике.

  © Все права защищены.
Копирование материалов не допускается.


RSS
Морская техника - Зарядные устройства