Строительные машины и оборудование, справочник





Второе техническое обслуживание автомобиля

Категория:
   1Отечественные автомобили



Второе техническое обслуживание автомобиля

Контрольно-диагностические крепежные и регулировочные работы включают следующие операции: промывку (два раза в год) системы охлаждения; проверку состояния и действия привода жалюзи радиатора, термостата и устройства для отключения вентилятора, а в зимнее время — утеплительного чехла, закрепление вентилятора, радиатора, его облицовки и капота; проверку компрессии в цилиндрах двигателя, крепление головки блока двигателя и при необходимости регулировку зазоров между стержнями клапанов и коромыслами клапанного механизма двигателя; закрепление трубопроводов и приемника труб глушителя, поддона картера двигателя и картера сцепления (у автомобилей с дизельным двигателем — воздушного нагнетателя и регулятора числа оборотов коленчатого вала). При этом проверяется состояние и действие пускового двигателя, герметичность коробки передач, производится регулировка механизма управления золотниками и закрепление крышек подшипников гидромеханической передачи, регулировка давления масла в системе, герметичность соединений и состояние картера заднего моста и очистка сапуна.

У передней оси и рулевого управления осматривается правильность расположения передней оси и состояние балки; регулируются схождение передних колес, развал, продольный и поперечный наклон шкворней и углы поворота передних колес, а также их балансировка, при необходимости производится закрепление картера рулевого механизма, рулевой колонки и рулевого колеса, проверка состояния карданного вала привода рулевого управления.

В тормозной системе проверяются: закрепление привода тормозного крана, главного тормозного цилиндра, гидровакуумного или пневматического гидроусилителя, воздушных баллонов, состояние колодок, накладок, пружин и подшипников колес, при необходимости замена их, закрепление тормозных камер, кронштейнов и опор разжимных кулаков, опорных тормозных дисков передних и задних колес, фланцев полуосей. Кроме того, меняется смазка в ступицах колес и регулируются подшипники.

У автомобиля с пневматическим приводом тормозов контролируется шплинтовка пальцев штоков тормозных камер, регулируется свободный и рабочий ход педали тормоза и зазоры между тормозными колодками и барабанами колес. У автомобиля с гидравлическим приводом проверяется действие гидровакуумного или пневматического гидроусилителя, величина свободного и рабочего хода педали тормозов, при необходимости доливается жидкость в главный тормозной цилиндр, устанавливается требуемая величина свободного хода педали и регулируется зазор между тормозными колодками и барабанами колес. Если в систему гидравлического привода попал воздух, его необходимо удалить.

В ходовой части определяется правильность расположения (отсутствие перекосов) переднего и заднего моста, состояние рамы, буксирного прибора, крюков и узлов подвески, закрепление хомутиков, стремянок, пальцев рессор, амортизаторов, реактивных штанг и балансиров; проверяется герметичность амортизаторов, состояние дисков и крепление колес, шин и давления воздуха.

В кабине кузова и платформе проверяется состояние и крепление узлов и деталей опрокидывающейся кабины, а также действие систем вентиляции и отопления (в зимнее время), уплотнителей дверей и вентиляционных люков.

В системе питания и электрооборудования контролируются крепление и герметичность топливного бака, соединений трубопроводов, карбюратора и топливного насоса, устраняются обнаруженные неисправности; проверяется действие привода, полнота закрытия и открытия дроссельной и воздушной заслонок; при помощи манометра проверяют работу топливного насоса без снятия двигателя, уровень топлива в поплавковой камере карбюратора. Последний снимается с двигателя один раз в год, разбирается, очищается и проверяется.

При подготовке к зимней эксплуатации необходимо проверить на специальных приборах карбюратор, его узлы и детали, включая жиклеры, топливный насос (следует снять его, разобрать, очистить и проверить состояние деталей). После сборки топливный насос проверяется на специальном приборе. Кроме того, контролируются легкость пуска и работа двигателя, а при необходимости регулируются минимальные обороты холостого хода и проверяется расход топлива.

В системе питания дизельных двигателей проводится проверка крепления и герметичности топливного бака, соединения трубопроводов системы питания, топливных насосов, муфты привода и фильтров, исправности механизма управления подачи топлива, опрессовки топливной системы, надежности пуска двигателя и работы регулятора числа оборотов коленчатого вала. Обнаруженные неисправности устраняются.

Два раза в год следует снять топливный насос высокого давления и форсунки, произвести их регулировку, проверить на приборе толливоподкачивающий насос. При подготовке к зимней эксплуатации проконтролировать состояние системы подогрева топлива, а также аккумуляторной батареи.

У генератора, стартера и реле-регулятора производится очистка наружной поверхности от пыли, грязи и масла, регулировка натяжения ремня генератора. После пробега автомобилем 25—30 тыс. км при очередном ТО-2 (желательно при подготовке к зимней эксплуатации) необходимо снять с двигателя генератор и защитную ленту (у генераторов переменного тока — щеткодержатель), проверить состояние коллектора (контактных колец), щеток, подшипников, при необходимости разобрать генератор и заменить изношенные детали (щетки, нажимные пружины, изоляционные втулки), продуть внутреннюю полость сжатым воздухом, собрать генератор, закрепить шкив, проконтролировать генератор на стенде с номинальной нагрузкой и установить на двигателе, затем проверить работу реле-регулятора и отрегулировать его напряжение с учетом времени года. Следует также снять с двигателя стартер, очистить наружную поверхность от масла и грязи, снять крышки со стороны коллектора, проверить состояние коллектора, щеток и контактов реле-стартера, а также износ втулок в крышке со стороны привода.

У приборов электрооборудования надо проверить их состояние и очистить от пыли, грязи и масла поверхность катушки зажигания приводов низкого и высокого напряжения, вывернуть свечи зажигания, проверить их состояние, при необходимости очистить свечи от нагара и отрегулировать зазор между электродами, снять с двигателя и осмотреть прерыватель-распределитель, очистить его от пыли, грязи и масла, проверить состояние контактов, отрегулировать зазор между ними, смазать вал, ось рычажка и кулачковой втулки. При наличии контактно-тран-зисторной системы зажигания очистить наружную и внутреннюю поверхность крышки от пыли, грязи и масла, протереть и промыть контакты, смазать вал, ось рычажка и кулачковой втулки.

После пробега автомобилем 25—30 тыс. км при очередном ТО-2 (желательно при подготовке к зимней эксплуатации) снять с двигателя прерыватель-распределитель, разобрать и произвести осмотр подшипника подвижного диска, рычажка прерывателя, валика и кулачка. Собрать прерыватель-распределитель и проверить на стенде угол замкнутого состояния контактов прерывателя, угол чередования искрообразования, бесперебойность ценообразования, работу центробежного вакуумного автомата опережения зажигания, а затем установить прерыватель-распределитель на двигатель.

Производится проверка приборов освещения и сигнализации, крепления и действия подфарников, ламп, щитка приборов, задних фонарей и стоп-сигнала, указателей поворотов и звукового сигнала, а также установки крепления и действия фар, при необходимости регулировка направления светового потока фар, очистка от грязи поверхности и клемм ножного переключателя света и включателя стоп-сигнала.

К смазочно-очистным работам относятся следующие: смазка узлов трения автомобиля в соответствии с картой смазки, проверка уровня масла в топливном насосе высокого давления и регуляторе числа оборотов коленчатого вала, слив отстоя из корпуса масляных фильтров, очистка и промывка клапана вентиляции картера двигателя, промывка фильтрующего элемента воздушного фильтра двигателя и компрессора, замена в них а также в картере двигателя масла, промыть при этом фильтрующий элемент грубой очистки и заменить фильтрующий элемент тонкой очистки масла или очистить центробежный фильтр.

Кроме того, надо снять и промыть фильтры насоса гидроусилителя рулевого управления и гидровакуумного усилителя тормозов, прочистить сапуны, долить их маслом или заменить масло в картерах двигателя, агрегатах гидропривода в соответствии с картой смазки. Два раза в год при замене сортов масел (в зависимости от времени года) промыть систему смазки двигателя, а при подготовке к зимней эксплуатации отключить масляный радиатор, снять топливный фильтр-отстойник и промыть его. У автомобилей с дизельным двигателем снять и промыть корпусы фильтров предварительной и тонкой очистки топлива и произвести замену фильтрующих элементов.

Осмотреть и очистить отстойник топливного насоса от воды и грязи, слить отстой из топливного бака (у автомобилей с карбюраторным двигателем два раза в год) один раз в год, при подготовке к зимней эксплуатации произвести промывку топливного бака. Два раза в год при снятии топливного насоса и регулятора числа оборотов коленчатого вала двигателя следует заменить в них масло, промыть фильтрующий элемент влагомаслоотделителя, проверить и промыть противозамораживатель и заправить его жидкостью.

После ТО-2 необходимо проверить работу агрегатов, узлов и приборов автомобиля на-ходу.

У автомобилей-самосвалов и тягачей дополнительно производится проверка действия подъемного устройства платформы, исправности его предохранительного упора, состояния узлов и деталей крепления платформы и ее подъемного устройства, а также держателя запасного колеса, состояния трубопроводов, шлангов и герметичности соединений гидравлической системы подъемного устройства платформы. Производится слив отстоя из корпуса гидроподъемника, промывка фильтрующего элемента масляного бака, проверка уровня масла в нем (при необходимости залить или заменить его с учетом времени года). У автомобилей-тягачей надо проверить состояние и крепление опорно-сцепного устройства или буксирного прибора.

У автобусов и легковых автомобилей дополнительно контролируется состояние деталей основания кузова, шпангоутов, боковин, облицовки салона, перегородок, дверей, направляющих роликов дверей, ступенек подножек, пола, рам окон, (делений, потолочных вентиляционных люков и поручней, антикоррозийных защитных покрытий и окраски кузова. Место коррозии надо зачистить и нанести защитное покрытие или покрасить. Затем проверяются си-Денье водителя и механизм регулировки его положения, дверки люка маршрутного указателя и створки капота или дверки моторного отсека, действие приборов освещения салона, а также систем вентиляции и отопления. При подготовке к зимней эксплуатации промыть и очистить от накипи систему охлаждения, проверить действие механизмов открытия дверей, замков, петель капота и крышки багажника. Кроме того, надо закрепить узлы и детали подвески стабилизатора поперечной устойчивости, а также произвести дезинфекцию салона автобуса и мойку теплой водой и моющим составом стен, потолка, поручней, окон, дверей.

Техническое обслуживание автомобиля имеет цель предупредить возникновение неисправностей, то есть является профилактическим мероприятием. Это значит, что все работы, предусмотренные по каждому виду технического обслуживания, нужно производить в полном объеме и в положенные сроки независимо от технического состояния автомобиля. Каждый водитель обязан помнить, что регулярное и полное проведение всех работ отдаляет сроки ремонта, обеспечивает безопасность дорожного движения и увеличивает срок службы автомобиля.

Техническое обслуживание прицепного состава

При ежедневном, первом и втором технических обслуживаниях прицепов и полуприцепов выполняются операции по обслуживанию кузовов, ходовой части, тормозной системы, приборов освещения и сигнализации, аналогичные операциям по обслуживанию соответствующих узлов и систем автомобилей. Обслуживание прицепного состава, как правило, производится совместно с автомобилем, с которым он работает в сцепке.

Ремонт

Ремонтом называется выполнение работ по устранению неисправностей и восстановлению работоспособности автомобиля. Ремонты, в соответствии с действующим положением, по назначению и характеру выполняемых работ подразделяются на капитальный (КР), производимый на специализированных ремонтных предприятиях, и текущий (TP), выполняемый в автотранспортных предприятиях или на станциях технического обслуживания. Ремонты, как правило, выполняются только по потребности.

Ремонт включает в себя контрольно-диагностические, разбороч-ные, сборочные, регулировочные, слесарные, механические, медницкие, кузнечные, сварочные, жестяницкие, обойные, электротехнические, шиноремонтные, малярные и другие работы, а также замену неисправных узлов и агрегатов на исправные.

Ремонт, связанный с заменой или разборкой агрегатов и узлов, должен выполняться по результатам предварительной диагностики.


Читать далее:

Категория: - 1Отечественные автомобили





Главная → Справочник → Статьи → Форум



Разделы

Строительные машины и оборудование
Для специальных земляных работ
Дорожно-строительные машины
Строительное оборудование
Асфальтоукладчики и катки
Большегрузные машины
Строительные машины, часть 2,
Дорожные машины, часть 2
Ремонтные машины
Ковшовые машины
Автогрейдеры
Экскаваторы
Бульдозеры
Скреперы
Грейдеры Эксплуатация строительных машин
Эксплуатация средств механизации
Эксплуатация погрузочных машин
Эксплуатация паровых машин
Эксплуатация экскаваторов
Эксплуатация подъемников
Эксплуатация кранов перегружателей
Эксплуатация кузовов машин
Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины