Строительные машины и оборудование, справочник





Якоря и их применение

Категория:
   Такелажные приспособления


Якоря и их применение

Якорями называются неподвижные сооружения, способные воспринимать горизонтальные или вертикальные усилия. Якоря необходимы для крепления вант, расчалок, полиспастов, лебедок.

Якоря бывают постоянные и временные. Постоянные якоря, например для крепления вант высоких мачт линий электропередач, являются неотъемлемой частью самого сооружения.

В Зависимости от конструкции различают свайные, заглубленные, винтовые, наземные (поверхностные) якоря.



Свайные якоря (рис. 40, а) делают из бревен диаметром от 18 до 30 см. Забивка свай — очень трудоемкая работа, поэтому свайные якоря применяют на монтаже ограниченно. Если сваи забивают под углом, то их можно использовать для закрепления канатов, расположенных под углом к горизонтали.

Свайные якоря бывают одиночные и двойные. В одиночном якоре к свае прикрепляют поперечину. Грунт перед якорем должен быть уплотнен.

Свайные якоря широко применяют в районах Крайнего Севера. Они могут воспринимать усилия до 200 тс. Металлические сваи погружают в предварительно пробуренную скважину и затем грунт замораживают.

Заглубленный якорь (рис. 40, б) состоит из горизонтального бревна для крепления тяги и вертикальных бревен для крепления лебедки от горизонтального смещения. Для закрепления лебедки от опрокидывания устанавливают анкерное устройство. К лебедке идет канат 6 от полиспаста, который проходит через отводной блок. Для крепления отводного блока служит анкерное устройство. Такой якорь воспринимает усилия от 30 до 500 кН (3 до 50 тс). Для усилий 30—50 кН (3—5 тс) используют одно бревно диаметром 20 см, длиной 1,5—2 м, которое зарывают на глубину 1,5 мм. Для больших усилий вместо бревен применяют бетонные сваи.

Во время работы лебедки сила Q старается ее сдвинуть. Для предотвращения сдвига лебедки около точки А забивают вертикальную сваю. Но поскольку сила Q приложена на расстоянии h от земли, то возникает момент сил, который способствует повороту лебедки вокруг точки А. Сила G2, полученная от этого момента, стремится удержать конец рамы лебедки. Для предотвращения опрокидывания в точке В устанавливают анкерный болт, который закрепляют в железобетонном фундаменте.

Для восприятия усилий, направленных под различными углами к горизонту, применяют заглубленные горизонтальные якоря для переменного направления усилий (рис. 40, г). Такой якорь состоит из нескольких горизонтальных бревен, скрепленных хомутом, который через листовую фасоику соединен с тягой.

Чтобы предохранить тягу от смятия, под нее около наружной поверхности грунта укладывают горизонтальное бревно небольшой длины. Яму, в которую устанавливают основные горизонтальные бревна, заполняют засыпкой и утрамбовывают.

Винтовой якорь (рис. 40, д) состоит из винта, закрепленного на стержне. Вверху стержень заканчивается втулкой. На втулке надет ригель, который соединяется с втулкой пальцем, а с упором — посредством щек.

Канат закрепляют за якорь в верхней части ригеля за палец. За счет упора на стержень якоря в основном действуют вертикальные усилия. Винтовые якоря применяют на усилие 3, 5 и 10 тс.

Наземные якоря, как правило, изготовляют ин- пентарными и рассчитывают на многократное использование.

Якорь (рис. 41, а) представляет собой жесткую раму 3 из швеллеров, на которую устанавливают необходимое Количество железобетонных блоков. Рама состоит из двух половин. Между ними на оси 4 расположена тяга 1, к которой крепится полиспаст, ванта или необходимое приспособление.

Иногда на наземный якорь (рис. 41, б) устанавливают лебедку 5. Расположение шарнира по центру рамы создает благоприятные условия для работы всего якоря, так как якорь работает только на сдвиг, а не на опрокидывание. Наклонная сила Р в месте шарнира раскладывается на вертикальную Рв и горизонтальную Рг.

В инвентарном наземном якоре конструкции Гипро- химмонтажа на раме (рис. 41, в) сделаны шипы, за счет которых она лучше сцепляется с грунтом. Раму 6 выполняют из труб или из другого профильного металла. Шипы 7 изготовляют из листового металла, обрезков двутавров или любого другого профильного металла. В середине рамы сделана проушина S для крепления полиспаста, оттяжки, ванты или другого приспособления. Проушина располагается под углом 30° к горизонтали. Этот угол является оптимальным для инвентарных якорей, так как в процессе монтажа оборудования, как правило, углы наклона оттяжек или тяг изменяются от 0 до 45—50°. Размеры рамы (в плане) 3000×4600 мм. На ней можно установить монтажную лебедку и необходимое количество инвентарных железобетонных блоков.

Как и спаренные полиспасты, инвентарные рамы можно устанавливать по две и более штук с загруже- нием их грузами. Грузоподъемность якоря от 10 до 100 т зависит от количества уложенных на него инвентарных железобетонных блоков размером 900×900×4000 мм, массой 7,5 т.

На рис. 42, а — ж представлены схемы загружения инвентарных наземных якорей с различным количеством железобетонных блоков: одна рама с соответственной загрузкой двумя, тремя, четырьмя и шестью блоками (рис. 42, а — г), что соответствует грузоподъемности 10, 20, 30 и 40 т при различных максимальных углах наклона по горизонтали и по вертикали; спаренные рамы (рис. 42, д — ж) и схемы их загружения восьмью, двенадцатью и шестнадцатью блоками; грузоподъемность якорей соответственно 60, 80 и 100 т.

Рис. 41. Инвентарные наземные якоря

Для крепления оттяжек или вант к якорям применяют инвентарные витые стропы. Если нет лебеДок, ванты или оттяжки крепят непосредственно к раме якоря.

Рис. 43. Крепление ванты к инвентарному наземному якорю:
1 — рама якоря, 2 — строп для крепления клинового зажима, 3 —строп для крепления вспомогательного натяжного полиспаста, 4 —клиновой зажим, 5 — ванта, 6 — строп для крепления полиспаста к ванте, 7 — зажимы, Ь — подвижный блок вспомогательного полиспаста, 9 — канат вспомогательного полиспаста, 10 — неподвижный блок, 11 — сбегающая нить натяжного полиспаста

Предварительное натяжение вант создают винтовыми стяжками пли полиспастами. На рис. 43 показано крепление ванты к наземному якорю. Для создания предварительного натяжения вант применен вспомогательный натяжной полиспаст.

Для предварительного натяжения вант вначале вручную или ручной лебедкой натягивают ванту. К раме закрепляют стропы для крепления клинового зажима и неподвижного блока полиспаста. На определенном расстоянии к ванте при помощи зажимов крепят строп. К нему подвешивают подвижный блок вспомогательного полиспаста. Поскольку вспомогательный полиспаст, как правило, применяют незначительной грузоподъемности, то его предварительно запасовывают канатом. Сбегающую нить натяжного полиспаста крепят к лебедке и натягивают ванты с помощью полиспаста.

После создания необходимого натяжения ванту закрепляют в клиновом зажиме, а полиспаст убирают.

Вместо вспомогательного полиспаста может быть использована ручная рычажная лебедка необходимой грузоподъемности. Последовательность выполнения работ по предварительному натяжению ванты от этого не меняется.

Читать далее:

Категория: - Такелажные приспособления

Главная → Справочник → Статьи → Форум



Разделы

Строительные машины и оборудование
Для специальных земляных работ
Дорожно-строительные машины
Строительное оборудование
Асфальтоукладчики и катки
Большегрузные машины
Строительные машины, часть 2,
Дорожные машины, часть 2
Ремонтные машины
Ковшовые машины
Автогрейдеры
Экскаваторы
Бульдозеры
Скреперы
Грейдеры Эксплуатация строительных машин
Эксплуатация средств механизации
Эксплуатация погрузочных машин
Эксплуатация паровых машин
Эксплуатация экскаваторов
Эксплуатация подъемников
Эксплуатация кранов перегружателей
Эксплуатация кузовов машин
Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины