Строительные машины и оборудование, справочник





Задачи технического прогресса гидротранспорта в промышленности строительных материалов

Категория:
   Непрерывный транпорт


Задачи технического прогресса гидротранспорта в промышленности строительных материалов

Гидротранспорт является неотъемлемой частью в технологических схемах комплексной гидромеханизации при добыче и переработке нерудных строительных материалов, при гидротехническом, транспортном и мелиоративном строительстве, при намыве территорий под объекты промышленного и гражданского строительства и т. д. Дальнейший рост объемов перевозок трубопроводным транспортом и повышение его эффективности могут дать значительный экономический эффект народному хозяйству.

Основными факторами, влияющими на технический прогресс гидротранспорта в промышленности строительных материалов, являются:
– ухудшение географического расположения сырьевых баз;
– постепенное исчерпание сырьевых запасов месторождений с благоприятными горно-геологическими условиями и удовлетворительным качеством сырья;
– сокращение резервов рабочей силы в зонах строительства предприятий.

В таких условиях обеспечение технического прогресса промышленного гидротранспорта в строительстве требует создания и внедрения новых технических средств:
– гидротранспортного оборудования, позволяющего увеличить глубину разработки и подачи материала из забоев до 35 м и даже более;
– оборудования для разработки и транспортирования валун-но-галечных материалов производительностью 1000—1500— 2000 тыс. м3 по промышленной продукции;
– систем автоматической стабилизации процесса гидротранспортирования по трубопроводам песчано-гравийных смесей;
– загрузочных аппаратов для подачи крупнофракционных материалов и гидросмесей большой абразивности в транспортный трубопровод без прохождения их через насосы;
– автоматического управления и регулирования систем и установок гидротранспорта.



Рассмотрим основные положения технического развития гидротранспорта в строительстве.

Гидротранспорт песчаных и песчано-гравийных материалов из обводненных месторождений к объектам строительного произв‘одства совмещен с процессом их добычи из подводных забоев. В связи со все возрастающими объемами строительства запасы песчано-гравийных материалов в месторождениях неглубокого залегания непрерывно сокращаются. Уже сейчас остро стоит вопрос дефицита таких месторождений и необходимость доставки материалов из забоев с глубины 20—35 м и более.

Применяемое оборудование для добычи и гидротранспорта грунта и песчано-гравийных материалов (земснаряды) может обеспечить осуществление технологического процесса в забоях глубиной 10—15 и. При более глубоких забоях концентрация транспортируемой пульпы резко снижается, порой транспортируется только балластная (в данном случае) вода, что приводит к большим трудовым и энергетическим затратам при низкой отдаче по производительности гидроустановок.

Увеличение глубины разрабатываемых забоев наряду с рациональным использованием запасов месторождений нерудных материалов позволяет сократить разработку земельных угодий, необходимых сельскому хозяйству, и способствует охране окружающей среды.

В последние годы осуществляются различные технические решения по совершенствованию процессов добычи и гидротранспорта нерудных материалов из глубоких забоев обводненных месторождений. Это включение в гидротранспортную систему земснаряда вспомогательной (бустерной) гидротранспортной установки на всасывающей линии, применение погружных грунтовых насосов и другие способы подачи песчано-гравийных материалов.

Над созданием технических средств и разработкой новых способов, обеспечивающих добычу и транспортирование песчано-гравийных материалов земснарядами из глубоких забоев, работает ряд научно-исследовательских, проектных и производственных организаций. Промтрансниипроектом обобщены результаты этих работ и проведены технико-экономические исследования эффективности различных способов.

Исследования вопроса об оптимальной схеме гидротранспортирования погружными установками показывают большие области возможного применения как одноступенчатой схемы с достаточно высоким напором, так и двухступенчатой, в том числе с автономной плавучей перекачной станцией в качестве II ступени, что определяет необходимость в параллельном создании и совершенствовании таких схем.

На предприятиях нерудной промышленности и во многих областях строительства разрабатываются карьеры со значительным содержанием крупных камней, валунов, которые, попадая в трубопроводы и насосы, застревают там; это приводит к значительным простоям земснарядов (до 30% рабочего времени на некоторых карьерах уходит на удаление застрявшего негабарита). Удаляют камни вручную; работы эти трудоемки. Попадание негабарита в рабочее колесо вызывает сильную вибрацию насоса за счет дисбаланса. Имеют место обрушение забоев, обвалы их на всасывающую трубу и, как следствие, кавита‘ционные режимы работы, срывы всасывания и остановки. В итоге кавитация и вибрационные нагрузки приводят к преждевременному износу всей машины, большим затратам на ремонт оборудования и потерям рабочего времени. По указанным причинам участки месторождения с большим содержанием негабарита приходится иногда оставлять неразработанными.

Оборудование земснарядов системами автоматической стабилизации гидротранспортирования позволило бы повысить производительность, облегчить условия труда обслуживающего персонала, уменьшить износ оборудования и содействовать более рациональному использованию природных ресурсов.

Создать такую систему, работающую с достаточной надежностью,— задача сложная. Разработкой и внедрением устройств защиты и систем стабилизации гидротранспортирования песчано-гравийных материалов по трубопроводам занимаются проектно-конструкторские и производственные объединения, выполняющие гидромеханизированные строительные работы, добычу и транспортирование строительных материалов. Пром-трансниипроектом в течение ряда лет были проведены работы по созданию и внедрению устройств для стабилизации работы гидротранспортных установок. По их результатам на основе ряда авторских свидетельств института разработана и создана система для автоматической стабилизации процесса гидротранспортирования грунта при разработке засоренных и сложных забоев земснарядами 350—50Л (система АСТ-600).

Как известно, гидравлическое транспортирование грунта земснарядами получило широкое распространение при инженерной подготовке территорий под гражданское и промышленное строительство на пойменных землях. При проектировании работ по намыву территорий в расчетах производительность принимается по средней дальности транспортирования на намываемой площади. В процессе производства работ на ближних к земснаряду участках намываемой площади дальность транспортирования грунта минимальна, поэтому увеличивается подача гидросмеси и возможны кавитационные режимы и срывы работы. На дальних же участках, когда длина трубопроводов максимальна, земснаряды работают с низкой производительностью, при которой возможны заиление трубопроводов и их аварийная закупорка. В таких условиях внедрение систем автоматического управления приобретает особое значение для повышения эффективности гидротранспортных работ.

Для развития гидротранспорта в строительстве важными факторами являются обеспечение возможности гидротранспорта по трубопроводам крупнофракционных материалов и уменьшение абразивного износа оборудования. В этом отношении внедрение загрузочных аппаратов для транспортирования высокоабразивных смесей, а также крупнофракционных материалов открывает перспективы расширения объемов применения гидротранспорта при производстве строительных работ.

Рассматривая перспективы расширения объемов гидротранспорта в строительстве, следует особо остановиться на вопросе доставки отходов промышленного производства к заводам стройиндустрии.

Как известно, применение трубопроводного транспорта обеспечивает выдачу и доставку материалов от поставщика к потребителю единым, непрерывным технологическим потоком, при котором погрузочно-разгрузочные работы сводятся к минимуму, исключаются перегрузки и создаются благоприятные условия с точки зрения охраны окружающей среды. Все это относится в первую очередь к выдаче и доставке утилизируемых отходов производства, а именно золы, шлака и золо-шлаковых смесей к предприятиям для частичной замены в растворах и бетонах цемента, извести, песка и т. п.

На тепловых электростанциях внешний отбор отходов (золы и шлака) производится обычно по трубопроводам гидравлическим способом в виде золовой или золошлаковой гидросмеси. Доставляются же эти материалы на предприятия-потребители автомобильным или железнодорожным транспортом, хотя в целом ряде производств строительных материалов золошлаковая смесь идет в технологический процесс в виде шламов-растворов с водой, что создает благоприятные возможности применения трубопроводного гидротранспорта и создания единой транспортной схемы от поставщика до потребителя с единым технологическим процессом.

Являясь отходами тепловых электростанций и доменного производства, золошлаковые материалы и гранулированные шлаки в то же время представляют собой ценное сырье для цементной промышленности, для производства железобетонных изделий и многих видов строительных материалов. Так, в 1985 г. цементной промышленностью использовано в качестве добавок при производстве цемента свыше 35 млн. т отходов других отраслей промышленности, главным образом золы и шлаков ТЭС.

Строительством утилизируется ежегодно свыше 40 млн. т гранулированных доменных шлаков.

Наиболее благоприятные условия применения гидротранспорта имеются при новом строительстве предприятий. Технико-экономические расчеты показали, что транспортирование золо-шлаковых смесей по трубопроводам экономичней автомобильного.

Читать далее:

Категория: - Непрерывный транпорт

Главная → Справочник → Статьи → Форум



Разделы

Строительные машины и оборудование
Для специальных земляных работ
Дорожно-строительные машины
Строительное оборудование
Асфальтоукладчики и катки
Большегрузные машины
Строительные машины, часть 2,
Дорожные машины, часть 2
Ремонтные машины
Ковшовые машины
Автогрейдеры
Экскаваторы
Бульдозеры
Скреперы
Грейдеры Эксплуатация строительных машин
Эксплуатация средств механизации
Эксплуатация погрузочных машин
Эксплуатация паровых машин
Эксплуатация экскаваторов
Эксплуатация подъемников
Эксплуатация кранов перегружателей
Эксплуатация кузовов машин
Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины

 

Поиск по сайту:


Статьи по теме::
Технико-экономические показатели непрерывного транспорта
Перспективы применения канатно-подвесного транспорта
Развитие канатно-подвесного транспорта в промышленности строительных материалов
Опыт проектирования и эксплуатации канатно-подвесного транспорта
Расчет и выбор параметров грузовых подвесных канатных дорог
Устройство и схемы кольцевых ГПКД
Основные параметры и схемы канатно-подвесного транспорта
Перспективы развития конвейерного транспорта
Мероприятия по улучшению эксплуатации конвейерных лент
Нормирование расхода конвейерных лент


Остались вопросы по теме:
"Задачи технического прогресса гидротранспорта в промышленности строительных материалов"
— воспользуйтесь поиском.


Машины городского хозяйства
Естественная история машин
Транспортная психология
Пожарные автомобили
Автомобили-рефрижераторы
Монтаж и эксплуатация лифтов
Тракторы