Строительные машины и оборудование, справочник




Задний ведущий мост трактора

Категория:
   Тракторы МТЗ-100 и МТЗ-102



Задний ведущий мост трактора

Задний мост предназначен для передачи крутящего момента от вторичного вала коробки передач через главную передачу и дифференциал к конечным передачам и полуосям. Он состоит из корпуса, дифференциала в сборе, конечных передач (шестерни), полуосей.

В корпусе заднего моста установлен задний ВОМ, справа и слева на хвостовиках ведущих шестерен конечных передач расположены тормоза, закрытые кожухами. С левой стороны (по ходу грактора) моста к кожуху тормоза прикреплена муфта блокировки дифференциала заднего моста, а с правой — стояночный тормоз.

Отличия заднего моста МТЗ-100 и МТЗ-102 ог заднего моста МТЗ-80 и МТЗ-82 следующие:
— правый конический роликовый подшипник 7215 корпуса дифференциала заменен на подшипник 7515;
— изменена конструкция сателлитов дифференциала и их опорных шайб;
— вместо внутренних подшипников полуосей поставлены подшипники 314;
— введена закалка полуосей по всей длине;
— усилены рукава цолуосей;
— установлена ли гая крышка заднего моста.




Главная передача заднего моста предназначена для передачи крутящего момента от коробки передач под углом 90° на ведущие шестерни конечных передач и состоит из нары конических шестерен со спиральным зубом.

Ведущая шестерня-вал установлена на роликовых подшипниках в корпусе коробки передач. Ведомая шестерня прикреплена к фланцу корпуса дифференциала 12-ю болтами, гайки которых для исключения самоотворачивания стопорят попарно оггибными пластинами.

Дифференциал образует корпус, крышка, крестовина, четыре сателлита, четыре сферических шайбы сателлитов и две опорные шайбы полуосевых шестерен.

Корпус и крышка дифференциала соединены восемью призонными болтами.

Отверстия под установку крестовины обрабатывают после сборки корпуса с крышкой дифференциала. Поэтому корпус и крышку дифференциала маркируют одним и тем же порядковым номером. При сборке необходимо совмещать эти номера на соединяемых деталях.

Полуосевые шестерни посредством шлицев соединены с ведущими шестернями конечных передач. Под торцами полуосевых шестерен установлены шайбы из твердой оловянистой бронзы, которые от проворачивания зафиксированы своими выступами в корпусе и крышке дифференциала.

Регулировка конических подшипников дифференциала и зацепления шестерен главной передачи. В процессе работы происходит нарушение регулировок конических роликовых подшипников дифференциала и зацепления зубьев конических шестерен главной передачи, в связи с чем возникает необходимость регулирования зазора в конических подшипниках и бокового зазора между зубьями в зацеплении шестерен. Внешнее проявление нарушения регулировки — повышенный шум в заднем мосту при работе трактора.

Осевой зазор в подшипниках дифференциала не допускается, натяг не должен превышать 0,1 мм, а боковой зазор в зацеплении шестерен главной передачи —0,25…0,55 мм.

Для проверки осевого зазора в конических роликовых подшипниках и бокового зазора в зацеплении конических шестерен главной передачи необходимо снять крышку заднего моста, установив индикатор головкой к ведомой шестерне и, перемещая монтировкой корпус дифференциала усилием 490…588 Н (50…60 кгс), замерить осевой зазор. Если он превышает 0,3 мм, подшипники регулируют в нижеприведенной последовательности.

1. Снимают стояночный и правый тормоз.

2. Отворачивают болты крепления стакана и, заворачивая их в демонтажные резьбовые отверстия во фланце стакана, выдвигают его настолько, чтобы можно было свободно снять регулировочные прокладки.

3. Добиваются необходимого натяга в подшипниках, уменьшая толщину набора прокладок под фланцем стакана. Усилие, приложенное к ведомой шестерне, для проворачивания корпуса дифференциала в подшипниках должно быть в пределах 29,4…49 Н (3…5 кгс) на плече, равном радиусу шестерни.

4. Проверяют боковой зазор в зацеплении конических шестерен главной передачи и устанавливают на место снятые сборочные единицы и детали.

5. Регулируют (при необходимости) зацепление конических шестерен. Изношенные шестерни заменяют только в паре.

Боковой зазор и пятно контакта в зубьях конических шестерен главной передачи зависят от взаимного расположения шестерен. Их необходимо располагать так, чтобы образующие их начальных конусов совпадали.

Положение ведущей шестерни вторичного вала коробки передач определяется размером 58 ±0,15 мм от задней стенки корпуса коробки передач до наружного торца шестерни. Этот размер обеспечивается изменением размера шайбы.

Положение ведомой шестерни изменяют прокладками, толщина которых 0,2 и 0,5 мм. В результате должен обеспечиться боковой зазор в зацеплении в пределах 0,25…0,55 мм. Это достигается переносом регулировочных прокладок из-под фланца стакана под фланец стакана без изменения их общего числа.

Боковой зазор в зацеплении проверяют индикатором не менее, чем в трех положениях ведомой шестерни. После регулировки этого зазора необходимо проверить зацепление шестерен главной пары по пятну контакта (на краску), которое должно быть не менее, чем на 50% поверхности зуба, и располагаться в средней части боковой поверхности зуба или ближе к вершине конуса. При неправильном расположении пятна контакта регулируют зацепление за счет взаимного смещения ведущей и ведомой шестерен, не нарушая при этом осевой зазор в конических подшипниках шестерен.

Конечные передачи предназначены для передачи крутящего момента от дифференциала к ведущим колесам трактора и состоят из двух пар прямозубых цилиндрических шестерен, расположенных с правой и левой сторон заднего моста.

Ведущие шестерни конечных передач выполнены заодно со шлицевыми валами и установлены на двух подшипниках в стаканах. Одним шлицевым концом эти шестерни соединены с полуосевыми шестернями дифференциала, а на другие концы установлены диски тормозов.

Ведомые шестерни конечных передач установлены на шлицах полуосей, каждая из которых смонтирована на двух шарикоподшипниках. От осевых перемещений полуоси зафиксированы крышками через подшипники, застопоренные на полуосях кольцами. Каждый из рукавов полуосей прикреплен к фланцу корпуса заднего моста шестью болтами и штифтом.

Тормоза на тракторах МТЗ-100 и МТЗ-102— дисковые, сухие. Их диски установлены на ведущих шестернях конечных передач и состоят из кожухов, дисков с накладками, нажимных дисков, шариков и стяжных пружин.

Управление тормозами. Привод тормозов— механический. Каждый тормоз управляется отдельной педалью, что позволяет затормаживать колеса раздельно, повышая тем самым маневренность тракторного агрегата. Предусмотрена блокировка педалей для одновременного торможения обоих колес.

Привод тормозов состоит из шпилек (рис. 61), заворачиваемых и фиксируемых в вилках. нажимных дисков тормозов контргаек, сферических гаек, рычагов тормозов, стержней с подушками педалей тормозов, стопорной планки 6 педалей, возвратных пружин и скоб.

При нажатии на педали тормозов усилие через двуплечий рычаг, сферическую гайку и шпильку передается на вилку привода нажимных дисков. При перемещении вилки нажимные диски поворачивают один навстречу другому. При этом шарики, перемещаясь по профильным канавкам дисков, раздвигают их, затормаживая диски тормозов и связанные с ними через ведущие и ведомые шестерни конечных передач ведущие колеса трактора.

Тормоза тракторов МТЗ-100 и МТЗ-102 унифицированы с тормозами МТЗ-80 и МТЗ-82.

Регулировка привода управления тормозами включает в себя следующие операции.

1. Отъединение вилки тяги от рычага.

2. Отворачивание контргайки.

3. Заворачивание или отворачивание регулировочных гаек для обеспечивания полного хода педалей в пределах 100… 125 мм. Если с помощью гаек нельзя выполнить регулировку, то изменяют длину шпилек 2.

4. Затягивание контргаек до упора.

Рис. 62. Стояночно-запасной тормоз:
1 — крестовина дифференциала; 2 — вал; 3 — ведущая шестерня; 4 — уплотнительное кольцо; 5 — контргайка; 6 — сферическая гайка; 7 — шпилька; 8 — кожух правого тормоза; 9 — кожух стояночно-запасного тормоза; 10— нажимные диски; 11 — шарик; 12 — тормозные диски.

При перемещении рычага управления стояночным тормозом на себя нажимные диски поворачиваются один навстречу другому. Шарики при этом, перекатываясь по наклонным профильным канавкам нажимных дисков, раздвигают их, заклинивая тормозные диски между рабочими поверхностями кожухов и нажимных дисков.

Привод управления. Стояночно-запасным тормозом управляют через рычаг (рис. 63), который установлен на правой стенке кабины и зафиксирован в затянутом положении подпружиненной «собачкой» на зубчатом секторе, тягой с регулировочной вилкой и двуплечим рычагом, установленным на кронштейне. К рычагу болтом прикреплен рычаг привода тормозного крана пневматической системы.

Техническое обслуживание стояночно-запасного тормоза аналогично обслуживанию основных тормозов трактора.

В процессе эксплуатации трактора из-за изнашивания накладок дисков тормозов увеличиваются зазоры в механизме привода управления ими.

Привод стояночно-запасного тормоза регулируют в следующем порядке:
— рычаг управления устанавливают в переднее положение;
— отворачивают контргайку регулировочной вилки;
— совмещают верхние точки паза рычага стояночного тормоза и паза рычага правой педали основных тормозов, для чего удлиняют или укорачивают тягу;
— отворачивают контргайку;
— ход рычага регулируют заворачиванием или отворачиванием гайки так, чтобы при усилии 196 Н (20 кгс) на рукоятке рычага «собачка» надежно удерживала рычаг на зубчатом секторе; — затягивают контргайку.

Рис. 63. Привод механизма управления стояночно-запасным тормозом:
1 — рычаг; 2 — «собачка»; 3 — сектор; 4 — тяга; 5 — регулировочная вилка; 6 — двуплечий рычаг; 7—кронштейн; 8 — болт; 9 — рычаг привода тормозного крана пневмосистемы; 10 — регулировочная гайка; 11 — сферическая гайка; 12 — шпилька.

Если после выполнения этих операций тормоз «не держит», проверяют состояние тормозных и нажимных дисков и в случае их повреждения заменяют новыми.

Муфта блокировки дифференциала (БД) заднего моста расположена в кожухе, который через корпус левого тормоза и стакан подшипников закреплен на корпусе заднего моста. Она состоит из вала, соединенного с крестовиной дифференциала, корпуса муфты, нажимного диска, опорного диска, диафрагмы, крышки, кольца, переходника и диска, установленных на шлицах ведущей шестерни конечной передачи.

При подаче масла под давлением, ограничиваемым редукционным клапаном распределителя блокировки дифференциала, в полость А диафрагма с опорным диском перемещаются, прижимая диски к опорным поверхностям корпуса муфты, промежуточного и нажимного дисков. Дифференциал заблокирован.

При повороте рулевой сошки на угол более 10… 12° от среднего положения клапан блокировки соединяет полость А со сливом (внутренней полостью механизма поворота), пружины разжимают диски муфты. Дифференциал разблокирован.

Привод блокировки дифференциала заднего моста — гидравлический и состоит из распределителя БД (рис. 64), установленного на кронштейне под щитком приборов, управляемого рукояткой из кабины; клапана блокировки, расположенного в крышке исполнительного механизма гидрообъемного рулевого управления; муфты блокировки, установленной на корпусе заднего моста.

Распределитель БД соединен трубопроводами с нагнетательной магистралью насоса гидрообъемного рулевого управления (ГОРУ), баком гидросистемы, муфтой блокировки дифференциала и каналом блокировки. В корпусе распределителя установлен золотник, прижимаемый пружиной к рычагу.

В прикрепленной к корпусу крышке размещен редукционный клапан. Шарик, поджатый пружиной, — это предохранительный клапан полости М.

На торце рычага имеются выемки для фиксации в среднем и одном из повернутых положений.

Редукционный клапан ограничивает давление в системе БД до 0,98±0,19 МПа (10±2 кгс/см2).

В среднем положении рукоятки управления, расположенной слева от щитка приборов, и связанного с ней рычага золотник занимает положение, при котором полость М не связана с подводящими каналами редукционного клапана и сообщена со сливной магистралью С.

Указанное положение рукоятки управления соответствует положению «Блокировка выключена». При перемещении рукоятки управления назад (по ходу трактора) рычаг займет положение, фиксируемое шариком золотника, который находится при этом против крайней выемки рычага, и золотник сместится вверх примерно на 2 мм. При этом полость М сообщается подводящими каналами с редукционным клапаном и магистралью Д клапана блокировки и уже не связана со сливной магистралью С. Это положение рукоятки соответствует позиции «Автоматическая блокировка дифференциала». В этом положении дифференциал блокируется или разблокируется клапаном блокировки в зависимости от угла поворота направляющих колес. Клапан установлен в крышке механизма поворота. При повороте сошки механизма поворота на угол до 10… 12° от среднего положения клапан удерживается в верхнем положении, при котором подводимая (от распределителя) магистраль разобщена со сливом. Муфта блокировки находится под давлением масла, поступающего от редукционного клапана, и дифференциал блокируется. При повороте сошки на угол, превышающий 10° от среднего положения, клапан, скользя по профилированной поверхности штока, опускается вниз. Соединенная с рапределителем магистраль через канал М сообщается с полостью механизма поворота, г. е. сливной, так как она сообщена магистралью с баком гидросистемы. При этом давление в рабочей Полости муфты блокировки падает до 0,049 МПа (0,5 кгс/см2) и меньше. Масло к муфте подводится от редукционного клапана через дроссельное отверстие диаметром 1 мм, а проходное сечение на сливе эквивалентно диаметру отверстия 5 мм.

Рис. 64. Распределитель блокировки дифференциала заднего моста:
1 — корпус; 2 — золотник; 3 — пружина; 4 — рычаг; 5 — крышка; 6 — редукционный клапан; 7 — предохранительный клапан; М — полость, соединенная с муфтой блокировки; С — сливная магистраль; Г и Е — подводящие каналы; Д — магистраль клапана блокировки.

При перемещении рукоятки управления вперед (по ходу трактора) золотник 2 перемещается вниз от среднего положения, сообщая полость М с подводящими каналами’ Д и Г от редукционного канала и отъединяя ее от сливной магистрали и магистрали клапана блокировки. Указанное положение рукоятки управления соответствует позиции «Принудительная блокировка дифференциала», при которой дифференциал блокируют независимо от угла поворота рулевой сошки. Это положение рукоятки не фиксируется, и после отпускания рукоятка возвращается в среднее положение, соответствующее позиции «Блокировка выключена». Принудительной блокировкой дифференциала пользуются кратковременно для повышения проходимости тракторного агрегата в условиях повышенного и неравномерного буксования ведущих колес трактора.

Автоматическую блокировку применяют только при выполнении сельскохозяйственных работ (пахота, сев, культивация и др.). Рукоятка управления может оставаться в положении «Автоматическая блокировка» в течение всего времени выполнения полевых работ.

При выполнении транспортных работ по дорогам с твердым покрытием в условиях хорошего сцепления ведущих колес с поверхностью дороги для исключения повышенного износа шин рукоятку управления устанавливают в положение «Блокировка выключена».

Задний вал отбора мощности предназначен для привода рабочих органов, агрегатируемых с трактором, мобильных или стационарных машин.

Независимый привод —от опорного диска сцепления через вал с двумя зубчатыми венцами, цилиндрические шестерни, зубчатую муфту, вал, внутренний вал КП, муфту (рис. 65) переключения привода и на планетарный редуктор.

Синхронный привод — от муфты переключения привода, соединяющей вал коронной шестерни планетарного редуктора с шестерней синхронного привода ВОМ и переднего ведущего моста.

Планетарный редуктор ВОМ расположен в корпусе заднего моста и состоит из ведущей коронной шестерни, соединенной шлицами с валом, находящейся с ней в зацеплении трех сателлитов, которые размещены на осях в водиле, выполненном заодно с тормозным барабаном и соединенном с валом.

Рис. 65. Редуктор заднего вала отбора мощности:
1 — муфта переключения привода; 2 — вал коронной шестерни; 3 — водило; 4 — ось сателлита; 5— коронная шестерня; 6 — сателлит; 7, 10, 11 и 14 — стяжки; 8 и 13 — рычаги; 9 и 12 — регулировочные винты; 15 — кривошипная ось; 16 — стопорная пластина съемного хвостовика; 17 — съемный хвостовик; 18— болт фиксации хвостовика; 19—задняя крышка; 20 — барабац включения; 21 и 22 — тормозные ленты; 23 — тормозной барабан; 24 — солнечная шестерня; 25 — вал ВОМ; 26 — гайка; 27— стопорная пластина; 28 — болт фиксации стопорной пластины.

Рис. 66. Привод управления задним валом отбора мощности:
1 — внутренний стакан; 2 — пружина; 3 — наружный стакан; 4 — упорный болт; 5 и 8 — рычаги; 6 — валик управления; 7 — регулировочный винт; У — вертикальная тяга; 10 — двуплечий рычаг; 11 — горизонтальная тяга.

Во внутреннюю расточку последнего устанавливают поочередно сменные хвостовики: либо «Тип 1» либо «Тип 2» в зависимости от скоростного режима приводимой сельскохозяйственной машины.

Крутящий момент от вала к хвостовику передается за счет шлицевого соединения. Пластиной и шестью болтами хвостовик фиксируют в валу. Здесь же на двух подшипниках установлен барабан включения, соединенный с солнечной шестерней планетарного редуктора.

Вал установлен на двух подшипниках, один из которых расположен в валу коронной шестерни, а другой — в крышке.

Для включения и остановки планетарного редуктора ВОМ используют два ленточных тормоза, в которых ленты с фрикционными накладками охватывают барабаны включения и тормозной барабан, причем каждая лента одним своим концом связана с рычагами, установленными на кривошипной оси и соединенными регулировочными винтами с валиком управления, а другим концом через стяжки,— с кривошипной осью. На последней расположен рычаг, что позволяет регулировать зазор между тормозной лентой и барабаном поворотом оси за хвостовик, выведенный наружу трактора и имеющий две лыски под ключ. От самопроизвольного поворота оси под нагрузкой предусмотрена ее фиксация съемной стопорной пластиной, устанавливаемой на лыски оси и закрепляемой болтом на крышке.

Вал отбора мощности включен, когда тормозная лента затянута, а тормозная лента отпущена. При этом барабан включения и соединенная с ним солнечная шестерня остановлены. Вращение от коронной шестерни через сателлиты, неподвижную солнечную шестерню передается на водило и вал.

Вал отбора мощности выключен, когда тормозная лента затянута, а отпущена. При этом тормозной барабан, водило и шлицевой хвостовик остановлены. Вращение от коронной шестерни через сателлиты, вращающиеся на неподвижных осях водила, передается на солнечную шестерню.

Привод управления задним валом отбора мощности. Переключают ВОМ с синхронного привода на независимый и выключают его рычагом, расположенным под сиденьем водителя.

Рычаг может быть зафиксирован в одном из трех положений: среднее —«ВОМ выключен»; крайнее правое —«Синхронный привод»; крайнее левое —«Независимый привод».

Перемещение муфты на шлицах вала позволяет соединять его с внутренним валом привода ВОМ (независимый привод) или через кулачки муфты —с шестерней (синхронный привод).

Планетарным редуктором вала отбора мощности управляют через рычажную систему, состоящую из рычага, расположенного на правом пульте управления, тяги, двуплечего рычага и тяги механизма включения (выключения).

Сервомеханизм состоит из внутреннего стакана, двух пружин, наружного стакана, упорного болта, рычага, валика управления и регулировочных винтов.

При установке рычага в переднее положение («ВОМ включен») шлицевой хвостовик вращается, в заднее («ВОМ выключен») шлицевой хвостовик заторможен.

Усилие затяжки ленты тормозов ВОМ создается пружинами. Рычагом управления меняют направление действия силы пружин, прикладываемой к концам тормозных лент пускового или остановочного тормозов. Наличие сервомеханизма в управлении ВОМ позволяет автоматически (без регулировок) выбирать зазор между лентами и барабанами по мере их износа в процессе эксплуатации и поддерживать практически постоянное усилие их затяжки. Правильность действия сервомеханизма определяется усилием, которое необходимо приложить к рычагу при переводе его из одного положения в другое.

Регулировка привода механизма управления задним валом отбора мощности. В процессе эксплуатации ВОМ необходимо поддерживать усилие на рычаге в пределах 118…147 Н (12… 15 кгс). При усилии ниже 118 Н возможно буксование ВОМ, выше 147 Н — снижается запас хода рычага. Рычаг должен иметь одинаковый ход на включение и выключение и четко фиксироваться в обоих положениях. Нечеткая фиксация рычага свидетельствует о возникновении дополнительного сопротивления перемещению тяг или рычагов управления, что снижает действие пружин на ленты тормозов и может стать причиной буксования ВОМ.

Ленточные тормоза (пусковой и остановочный) регулируют с помощью винтов, а положение рычага — изменением длины тяг. Эти операции проводят в такой последовательности.

1. Удлиняя или укорачивая тяги, устанавливают зону качания рычага на включение (выключение) в средней части прорези пульта.

2. Если рычаг во включенном положении касается краев прорези или зазор между ним и краем прорези менее 30 мм, то необходимо:

— вывернуть болт (см. рис. 65);
— снять пластину со шлицевого хвостовика на оси;
— ось повернуть по ходу часовой стрелки на угол 20…30°;
— пластину установить на место и завернуть болт 28;
— удлиняя (укорачивая) тяги, определить зону качания рычага на включение (выключение) в средней части пульта.

При замене лент тормоза, а также при монтаже (демонтаже) планетарного редуктора механизм управления регулируют в следующем порядке.

1. Ось устанавливают в исходное положение.
2. Снимают тягу.
3. Выворачивают болт с тем, чтобы освободить пружину. При разборке сервомеханизма болт должен находиться в постоянном контакте со стаканом до полного разжатия пружины.
4. Обеспечивают доступ к винтам. После этого полностью вывертывают и снимают винты, что требуется при демонтаже планетарного редуктора из корпуса заднего моста.
5. Рычаг фиксируют в положении для регулировки ленточных тормозов, для чего вставляют болт или стержень диаметром 10 мм в отверстие на рычаге и отверстие на корпусе заднего моста.
6. Винты завертывают до упора, поочередно прикладывая усилие 98 Н (10 кгс) на плече 100 мм.
7. Каждый винт отворачивают на два оборота.
8. Удаляют предмет (болт или стержень), удерживающий рычаг в положении для регулировки.
9. Болт заворачивают в рычаг, направляя его носок в углубление крышки стакана, до получения размера А =35 ±0,8 мм.
10. Рычаг переводят назад в положение «Вкл.».
11. Устанавливают тягу, обеспечивая перемещение рычага на включение (выключение) в средней части прорези пульта, для чего регулируют длину тяг.
12. Рычаг переводят несколько раз из положения «Вкл.» в положение «Выкл.», контролируя при этом его ход и усилие, необходимое для его перевода. Следует убедиться, что рычаг под действием пружины четко фиксируется в обоих положениях и зона перемещения остается неизменной.
13. Устанавливают на место стопорную планку винтов, снятые детали, законтривают вилки тяг, а также болт.

Реклама:


Читать далее:

Категория: - Тракторы МТЗ-100 и МТЗ-102

Главная → Справочник → Статьи → Форум



Разделы

Строительные машины и оборудование
Для специальных земляных работ
Дорожно-строительные машины
Строительное оборудование
Асфальтоукладчики и катки
Большегрузные машины
Строительные машины, часть 2,
Дорожные машины, часть 2
Ремонтные машины
Ковшовые машины
Автогрейдеры
Экскаваторы
Бульдозеры
Скреперы
Грейдеры Эксплуатация строительных машин
Эксплуатация средств механизации
Эксплуатация погрузочных машин
Эксплуатация паровых машин
Эксплуатация экскаваторов
Эксплуатация подъемников
Эксплуатация кранов перегружателей
Эксплуатация кузовов машин
Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины

 

Поиск по сайту:



Остались вопросы по теме:
"Задний ведущий мост трактора"
— воспользуйтесь поиском.


Машины городского хозяйства
Естественная история машин
Транспортная психология
Пожарные автомобили
Автомобили-рефрижераторы
Монтаж и эксплуатация лифтов
Тракторы