Строительные машины и оборудование, справочник





Заглаживающая машина


Категория:
   Ручные машины для строительных работ


Заглаживающая машина

Машина СО-170 (ТУ 22-3083—74) предназначена для заглаживания бетонных поверхностей после обработки их виброрейками при устройстве бетонных полов в промышленном и гражданском строительстве в соответствии с требованиями строительных норм и правил по устройству полов.

Машина должна подключаться к трехфазной сети переменного тока напряжением 380 В и частотой 50 Гц с глухозаземленной нейтралью через ЗОУ ИЭ-9813. Пределы отклонения параметров питающей сети от номинальных значений: частоты ±2,5%, напряжения ±10%.

По способу защиты человека от поражения током машина относится к классу I.



Рис. 1. Устройство заглаживающей машины СО-170
1 —ограждение; 2 — лопасти; 3 — механизм регулирования угла наклона лопастей; 4 — привод; 5 — рукоятка; 6 — электрооборудование

Машину эксплуатируют в закрытых помещениях с естественной вентиляцией без искусственно регулируемых климатических условий при температуре воздуха —5…+30 °С и относительной влажности воздуха не более 80% при 20 °С и при более низкой температуре (без конденсации влаги).

Устройство машины СО-170 (рис. 1). Машина состоит из привода, рукоятки, электрооборудования, ограждения, рабочих органов (лопастей и затирочного диска) и механизма регулировки угла наклона лопастей.

Привод состоит из двухскоростного электродвигателя, закрепленного на кронштейне, и червячного редуктора.

Привод червячного редуктора осуществляется от электродвигателя через клиноременную передачу, натяжение которой регулируется винтом. Клиноременная передача защищена ограждением.

Для управления машиной имеется рукоятка, в верхней части которой находится блок управления с микропереключателем.

На тихоходном валу редуктора закреплена планшайба с лопастями. В планшайбе имеется механизм изменения угла наклона лопаток.

Принцип работы машины СО-170. Рабочим органом машины, производящим заглаживание бетонных полов, являются лопасти, положение которых регулируется. Включение электродвигателя производится через блок управления машиной.

Вращение вала электродвигателя передается через клиноременную передачу на редуктор. Тихоходный вал редуктора вращает планшайбу с лопастями и тем самым производит заглаживание бетонной поверхности.

Проверка исправности и подготовка машины к работе.

Перед началом работы при получении машины СО-170 со склада проверяют:
- целостность цепи зануления машины;
- отсутствие замыкания на корпус;
- целостность оболочки питающего кабеля;
- правильность подключения нулевого защитного провода переносного питающего кабеля к нулю питающего пункта;
- исправность защитных отключении;
- затяжку резьбовых соединений;
- крепление лопастей и диска;
- направление вращения планшайбы с лопастями (лопасти и диск должны вращаться по часовой стрелке).

Перед началом работы на машине СО-170 необходимо изучить меры безопасности при работе с машиной.

На машине, бывшей в эксплуатации, но затем длительное время постоявшей на складе, необходимо проверить наличие смазки в редукторе, исправность крепления деталей рабочих органов, надежность затяжки всех резьбовых соединений и натяжение ремней ременной передачи.

Рукоятка должна быть переведена из транспортного положения в рабочее, установлена и зафиксирована по высоте в соответствии с ростом оператора и удобством работы.

Приступая к работе, необходимо проверить соответствие напряжения сети рабочему напряжению электродвигателя установки. Затем следует подсоединить машину к устройству защитного отключения, которое, в свою очередь, подключается к электросети.

Затем машину проверяют на холостом ходу. Для этого устанавливают под ограждением параллельные деревянные брусья так, чтобы лопасти не касались пола, и включают машину поочередно на каждой из скоростей. Цель такого пуска — убедиться в исправности механической части машины и правильности направления вращения рабочих органов. Направление вращения — по часовой стрелке, независимо от установленной скорости вращения. Направление вращения вала электродвигателя указано стрелкой на ограждении клиноременной передачи.

После пробного пуска машины на холостом ходу ее отсоединяют от сети и устраняют замеченные недостатки.

Затем устанавливают на лопасти затирочный диск, проверяя при этом правильность его центровки (конусная головка болта, установленного на валу редуктора, должна войти в отверстие кронштейна диска). Вновь машину присоединяют к сети и производят ее пробный пуск на ровной твердой поверхности.

Приемы и порядок выполнения работы машиной СО-170. Приступать к заглаживанию бетонных поверхностей следует после того, как поверхность разровнена и уплотнена виброрейкой, а бетон начинает «схватываться».

Предварительное заглаживание поверхностей осуществляется диском. В этом случае рукоятка переключателя скорости устанавливается в положение «Вкл. диск», что соответствует частоте вращения 60 мин-1.

Запрещается производить заглаживание диском с частотой вращения 120 мин-1 в положении переключателя «Вкл. лопасти». Несоблюдение этого требования влечет за собой перегрев и выход из строя электродвигателя.

Взявшись обеими руками за ручки машины, с помощью ручной педали управления производят запуск электродвигателя и вращение диска.

Машина будет работать устойчиво на одном месте, не перемещаясь, если рукоятка управления удерживается в нейтральном по высоте положении. Для перемещения машины вправо рукоятку управления слегка опускают, для перемещения влево — слегка поднимают.

Окончательное заглаживание поверхностей осуществляется лопастями после снятия с машины диска. Высокое качество поверхности при этом достигается правильным подбором угла наклона лопастей. Выбор необходимого угла наклона зависит от состояния поверхности и от опыта работающего.

Величину наклона лопастей устанавливают рукояткой управления путем наклона ее, нажатия и проворачивания ее по часовой стрелке (для увеличения наклона) или против часовой стрелки (для уменьшения наклона). После установки требуемого наклона лопастей нужно убедиться, что рукоятка управления наклоном вновь зафиксирована, т. е. отжата пружиной в верхнее положение.

Для остановки машины опускается рукоятка включения. При снятии или установке диска, при проверках качества обрабатываемой поверхности необходимо после остановки машины устанавливать переключатель скоростей в положение «Откл.».

При всех прочих остановках (проверки состояния машины, обнаружении неисправностей, отключении электроэнергии, устранении мелких неполадок и т. п.) машина должна быть отсоединена от сети.

В процессе работы необходимо вести наблюдение за работой машины:
периодически проверять нагрев электродвигателя (температура нагрева наружных поверхностей не должна превышать 70 °С);
периодически проверять нагрев корпуса редуктора, в том числе в месте установки подшипников (температура нагрева не должна превышать 85 °С).
При обнаружении нагрева, превышающего допустимый уровень, а также при появлении необычного шума или стука, повышенной вибрации машину следует остановить до выявления и устранения причин неполадок.

По окончании работы машина должна быть отключена от сети, после чего проводится техническое обслуживание в объеме ежесменного технического обслуживания.

Меры безопасности при работе с машиной СО-170. К работе с машиной допускаются лица, прошедшие инструктаж и обучение безопасным методам труда, проверку знаний правил безопасности и инструктаж в соответствии с занимаемой должностью применительно к выполняемой работе с присвоением соответствующей квалификационной группы по технике безопасности и не имеющие медицинских противопоказаний, установленных Министерством здравоохранения CCCP.

Работать с машиной для заглаживания бетонных поверхностей разрешается только в резиновых перчатках, галошах или сапогах при наличии надежного защитного заземления машины.

Подключать машину к питающей сети разрешается только через защитно-отключающее устройство ИЭ-9813 с помощью штепсельного соединения, имеющего защитный заземляющий контакт.

При эксплуатации ЗОУ должно устанавливаться ста-ционарно в вертикальном положении. Перед подключением машины необходимо проверить исправность ЗОУ при разомкнутом штепсельном соединении.

Перед началом работы необходимо проверить:
- целостность цепи зануления машины;
- отсутствие замыканий на корпус;
- целостность оболочки питающего кабеля, резиновых перчаток, галош или сапог;
- правильность подключения нулевого защитного провода переносного питающего кабеля к нулю питающего пункта;
- исправность защитного отключения;
- затяжку резьбовых соединений;
- крепление лопастей и диска;
- направление вращения планшайбы с лопастями (лопасти, диск должны вращаться по часовой стрелке).

Все виды ремонта электрической части машины, уст» ройства защитного отключения, а также измерения и проверки сопротивления изоляции электрооборудования относительно корпуса машины, защитных средств и заземляющего устройства должны производиться квалифицированным персоналом.

При перерывах в работе, производстве ремонта, прекращении подачи электроэнергии машину следует отключать от сети, для чего необходимо повернуть ручку переключателя в положение «Отключено», нажать кнопку «Стоп» защитно-отключающего устройства, а затем рассоединить штепсельное соединение, отключив вилку питающего кабеля машины от розетки.

Во время работы с машиной необходимо не допускать:
- скручивания, натяжения, крутых изгибов кабеля;
- попадания кабеля в рабочие органы машины;
- попадания пыли и влаги в защитно-отключающее устройство, в штепсельное соединение и в другие части электрооборудования машины.

Категорически запрещается:
- продолжительное нажатие кнопки «Пуск» в случае срабатывания защиты на отключение;
- включать защитно-отключающее устройство после срабатывания защиты, не устранив повреждение;
- работать со снятым ограждением ременной передачи;
- работать на открытых площадках во время выпадения атмосферных осадков;
применять искусственные устройства, фиксирующие ручную педаль управления машины в нажатом положении;
- устранять неисправности во время работы машины;
- переносить машину, подключенную к питающей сети;
- включать и отключать вилку питающего кабеля под нагрузкой.

При проведении работ с целью обеспечения их безопасности должны предусматриваться и выполняться соответствующие организационные и технические мероприятия согласно требованиям ГОСТ 12.1.019—79

«Электробезопасность. Общие требования», а также соблюдаться правила, изложенные в гл. 4 «Техника безопасности в строительстве» СНиП Ш-4-80.

Техническое обслуживание и смазывание машины. Техническое обслуживание машины СО-170 включает в себя следующие виды обслуживания: ежесменное техническое обслуживание и периодическое техническое обслуживание.

Ежесменное техническое обслуживание выполняется по окончании смены и после отсоединения машины от сети и включает в себя следующие работы:
- очистку кабеля от грязи, протирку его и сматывание;
- очистку машины от грязи, бетона, при этом обращается особое внимание на чистоту диска, лопастей, деталей механизмов вращения и наклона лопастей;
- подтяжку крепежных соединений;
- обнаружение течи масла из редуктора, выявление и устранение причин течи;
проверку уровня масла в редукторе и при необходимости доливку его.

Периодическое техническое обслуживание проводится через каждые 100 ч работы машины, но не реже 1 раза в 2 мес.

Оно включает:
- проведение работ ежесменного технического обслуживания;
- проверку состояния ременной передачи и при необходимости регулировку натяжения ремней;
- проверку состояния лопастей и диска, при необходимости проводится их рихтовка, при предельном износе лопастей и диска, влияющем на качество обрабатываемой поверхности, производится перестановка лопастей и замена диска (для перестановки лопастей необходимо снять их с поворотной оси и вновь установить, повернув их на 180° так, чтобы рабочей гранью лопасти стала неизношенная грань), после износа обеих граней лопасти заменяются;
- проверку правильности установки лопастей и при необходимости их регулировку. Регулировку производят на специальном столе с горизонтальной плоской поверхностью. В машине, устанавливаемой на столе, с помощью рукоятки управления наклоном лопастей отводят нажимной диск максимально вверх, ослабляют крепление лопастей на осях и, установив упоры в вертикальное положение, затягивают крепление лопастей, а также подводят нажимной диск к упорам. При этом нужно убедиться, что нажимной диск касается сразу трех упоров. Если это не происходит, производится подрегулировка установки упоров;
- проверку натяжения и при необходимости регулировку тросика управления включением машины. Для регулировки натяжения тросика откручивают контргайку и винт, расположенные на ручной педали управления машины, вытягивают тросик и вновь закрепляют винтом и контргайкой;
- замену смазки в редукторе. Первую смену смазки в редукторе производят через 200 ч работы, последующие смены смазки производят один раз в шесть месяцев в соответствии со схемой смазки;
- восстановление лакокрасочного покрытия в местах его повреждения.

Для обеспечения сохранности машины при транспортировании и хранении масло сливают из редуктора.

Периодическое техническое обслуживание проводят только в мастерских.

Техническое обслуживание электрооборудования включает в себя: ежесменное техническое обслуживание и периодическое техническое обслуживание.

Ежесменное техническое обслуживание электрооборудования включает в себя следующие работы:
- очистку от грязи всех наружных поверхностей электрооборудования и питающего кабеля по окончании работы;
- проверку надежности соединения контактов заземления;
- проверку целостности оболочки питающего кабеля;
- проверку степени нагрева подшипников электродвигателя.

Периодическое техническое обслуживание электрооборудования выполняется через 100 ч работы и включает в себя:
- комплекс работ по ежесменному техническому обслуживанию;
- осмотр контактных систем и электрических соединений в переключателе, микропереключателе, магнитном пускателе, штепсельных соединениях и между контактными зажимами, устранение неисправностей, плотную затяжку всех винтовых соединений.

Периодическое техническое обслуживание электродвигателя производится не реже одного раза в год в ремонтных мастерских, при этом производится разборка и внутренняя чистка электродвигателя.

Читать далее:

Категория: - Ручные машины для строительных работ

Главная → Справочник → Статьи → Форум



Разделы

Строительные машины и оборудование
Для специальных земляных работ
Дорожно-строительные машины
Строительное оборудование
Асфальтоукладчики и катки
Большегрузные машины
Строительные машины, часть 2,
Дорожные машины, часть 2
Ремонтные машины
Ковшовые машины
Автогрейдеры
Экскаваторы
Бульдозеры
Скреперы
Грейдеры Эксплуатация строительных машин
Эксплуатация средств механизации
Эксплуатация погрузочных машин
Эксплуатация паровых машин
Эксплуатация экскаваторов
Эксплуатация подъемников
Эксплуатация кранов перегружателей
Эксплуатация кузовов машин
Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины