Строительные машины и оборудование, справочник





Захватные и концевые звенья

Категория:
   Такелажные работы



Захватные и концевые звенья

Недопустимые дефекты грузозахватных устройств

Захватными называются звенья, навешиваемые на грузозахватные устройства для обеспечения более удобной и безопасной строповки поднимаемого груза. Самыми распространенными из них являются захваты и скобы.

Захват для монтажа плит перекрытия грузоподъемностью 1;5 т предназначен для подъема в горизонтальном положении плит перекрытий крупнопанельных домов различных серий. Подъем плит производится с помощью шести захватов и шестиветвево-го стропа.

Вилочный захват грузоподъемностью 1 т применяют для строповки и монтажа лестничных маршей. В комплект для строповки входят два захвата и четырехветвевой строп с двумя ветвями по 4 м и двумя ветвями по 4,65 м. Для подъема маршей используются две ветви различной длины, что обеспечивает подачу конструкции к месту монтажа в необходимом положении.

Рис. 1. Захватные звенья грузозахватных устройств
а — захват для монтажа плит перекрытия; б — захват для монтажа лестничных маршей; в — захват для монтажа плит балконов и лоджий; г — захват для монтажа ограждений балконов; д — грузовая скоба; 1 — строповочное кольцо; 2 — палец; 3 — зажимной винт; 4 — шипы; 6 — кованая скоба; 5 — подвижная скоба; 7 — подпружиненный палец; 8 — болт

Для строповки и монтажа балконных плит и плит лоджий используют два захвата (рис. 37, в) и четырех-ветвевой строп с разностью длин между парами ветвей 600 мм.

Захват, изображенный на рис. 1, г, предназначен для монтажа ограждений балконов, не имеющих монтажных петель. Каждое балконное ограждение стропу-ется с помощью двух захватов, устанавливаемых от края изделия на расстоянии 1/4 его длины.

Грузовая скоба применяется при монтаже тротуарных плит размером 1,5×3 м, массой не более 2 т. Состоит она из двух скоб: кованой, навешиваемой на крюк стропа, и подвижной толщиной 6 мм, шарнирно соединенной с первой болтом. Подвижная скоба заводится в монтажную петлю тротуарной плиты с последующей фиксацией ее в кованой скобе подпружиненным пальцем.

Кроме грузовых скоб в строительстве широко применяются универсальные такелажные скобы, техническая характеристика которых приведена в табл. 22.

Концевыми называются звенья, являющиеся составной частью съемных грузозахватных устройств и служащие для навешивания последних на крюк крана и соединения их со строповочными устройствами на грузе.

Звенья типов Рт, Ров , Т, О и Ов служат для навешивания стропов на грузоподъемный орган крана и соединения частей грузозахватных приспособлений между собой. Звенья типов К,, К2, К3 и Кр используют для соединения стропов со специальными приспособлениями на грузе (петлями, рым-болтами и т.п.). От грузовых крюков, которыми снабжаются краны, они отличаются тем, что верхняя их часть имеет проушины для крепления к ветви стропа. Эти крюки изготовляются ковкой или штамповкой с расчетом на грузоподъемность 0,25…25 т. Для предупреждения самопроизвольного отцепления груза их снабжают предохранительными замками.

Рис. 2. Концевые звенья грузозахватных устройств а — разъемное треугольное Рт; 6 — разъемное овальное Ров; в — треугольные Т; г — овоидные 0;д — овальные Ов; е — карабин Кр; ж — крюк К]; з — крюк Kj; ч — крюк К3

Стропы грузозахватных устройств, захватные и концевые звенья необходимо очень внимательно осматривать перед работой с целью своевременного устранения недопустимых дефектов: изломов, узлов, обрывов прядей и барашков, выпадения коушей из петель. Соединение нескольких кусков стропа между собой связыванием, заплеткой или запрессовкой не разрешается.

Рис. 3. Недопустимые дефекты грузозахватных устройств а — дефекты стропа; б — дефекты крюка; в — дефекты карабина; г, д — дефекты концевых звеньев; 1 — неоклентованные концы; 2 — излом; 3 — барашек; 4 — обрыв пряди; 5 — узел; 6 — соединение каната связкой; 7 — износ; 8 — расконтривание гайки; 9 — надрывы и трещины; 10 — сварные швы; 11 — отгиб рога; 12 — неисправность защелки

При осмотре крюков (рис. 3, б) надо обращать внимание на то, чтобы износ проушины под коушем был не более 2 мм. Износ зева крюка больше, чем на 2 мм при грузоподъемности до 2,5 т и на 3 мм при грузоподъемности свыше 2,5 т, не допускается. Болты, крепящие защелку, должны быть плотно затянуты, а защелка прижата к рогу, при этом защелка не должна выскакивать из зева крюка. Нельзя пользоваться крюками без защелок; не допускается также разгибание крюка. Стропальщик обязан следить за тем, чтобы на теле крюка не было сварных швов. Наличие сварных швов свидетельствует о том, что крюк ремонтировался непосредственно на стройке, так как при заводском ремонте наплавленный металл зачищается заподлицо с телом крюка. Особое внимание надо обращать на то, чтобы на теле крюка не было трещин или надрывов.

При осмотре концевых звеньев типа Р, Ров, Т, О, Ов (рис. 3, г, д) необходимо обращать внимание на то, чтобы износ тела кольца под коушами или под грузовым крюком крана не превышал 1 мм. Гайки на звеньях типа Р, Ров должны быть плотно затянуты и законтрены отгибной шайбой. Сварные швы, трещины и надрывы не допускаются.

При осмотре захватов прежде всего необходимо проверить состояние рабочих поверхностей, т.е. поверхностей, соприкасающихся с грузом. Если на них имеется насечка, то затупление или выкрашивание зубчиков не допускается. Если рабочие поверхности снабжены мягкими прокладками (резина, дерево и т.п.), нужно проверять их состояние и прочность соединения с металлическими частями; трещины, надрывы, выкрашивание прокладок, а также их отслаивание от металла не допускаются.

Балки, распорки и рамы траверс обычно состоят из прямолинейных элементов, поэтому появление в них изгиба нужно расценивать как начало разрушения; стрела прогиба более 2 мм на 1 м длины не допускается. Разрушение металлоконструкций, имеющих сложную криволинейную форму, обычно начинается с появления трещин в местах резких перегибов или изменения сечения; даже малейшие трещины в этих местах недопустимы.

Разнообразие конструкций грузозахватных устройств столь велико, что невозможно перечислить все неисправности, с которыми можно встретиться при осмотре. Квалифицированный стропальщик должен уметь разобраться во взаимодействии всех частей грузозахватного устройства, оценить усилия, возникающие в них во время строповки и подъема груза и сознательно принять решение о пригодности этого устройства для работы. Если возникает хоть малейшее сомнение, надо прекратить работу и доложить об этом работнику, ответственному за безопасное производство работ по перемещению грузов кранами.


Читать далее:

Категория: - Такелажные работы





Главная → Справочник → Статьи → Форум



Разделы

Строительные машины и оборудование
Для специальных земляных работ
Дорожно-строительные машины
Строительное оборудование
Асфальтоукладчики и катки
Большегрузные машины
Строительные машины, часть 2,
Дорожные машины, часть 2
Ремонтные машины
Ковшовые машины
Автогрейдеры
Экскаваторы
Бульдозеры
Скреперы
Грейдеры Эксплуатация строительных машин
Эксплуатация средств механизации
Эксплуатация погрузочных машин
Эксплуатация паровых машин
Эксплуатация экскаваторов
Эксплуатация подъемников
Эксплуатация кранов перегружателей
Эксплуатация кузовов машин
Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины


Администрация: Бердин Александр -
© 2007-2017 Строй-Техника.Ру - информационная система по строительной технике.

  © Все права защищены.
Копирование материалов не допускается.


RSS