Строительные машины и оборудование, справочник




Заправка тракторов охлаждающей жидкостью

Категория:
   ТО трактора



Заправка тракторов охлаждающей жидкостью

Для охлаждения дизелей тракторов часто применяют воду, так как она наиболее доступна (менее дефицитна) по сравнению с другими охлаждающими жидкостями и обладает лучшей охлаждающей способностью. Однако воде присущ ряд недостатков, затрудняющих применение ее в зимних условиях: высокая температура замерзания со значительным увеличением объема (до 10% при 0 °С); сравнительно низкая температура кипения; наличие солей жесткости, образующих на поверхности нагрева накипь и, следовательно, ухудшающих теплоотдачу от этих поверхностей.

Воду из естественных водоемов следует очищать и умягчать. Колодезную и ключевую воду умягчают кипячением или добавлением 2 г на 1 л воды соли тринат-рийфосфата с последующим отстаиванием и фильтрованием.

В зимнее время в качестве охлаждающих жидкостей можно применять антифризы (жидкости, застывающие при низких температурах). Наиболее эффективным антифризом является этиленгликолевая охлаждающая жидкость.




Этиленгликолевые охлаждающие жидкости представляют собой смеси технического этиленгликоля с водой. Эти жидкости выпускают двух марок — 40 и 65 (ГОСТ 159—52). Так как этиленгликоль обладает коррозионной агрессивностью, в жидкость добавляют антикоррозионную присадку, в состав которой входит 2,5… 3,5 г/л динатрийфосфата и 1 г/л декстрина первого сорта. Присадку предварительно растворяют в воде, подогретой до 60 … 70° С, после чего смешивают с этилен-гликолевой жидкостью в необходимых пропорциях. Антифриз марки 40 замерзает при температуре не выше минус 40 °С, а антифриз марки 65 — при температуре не выше минус 65 °С.

Изменяя концентрацию этиленгликоля, можно получить охлаждающие жидкости с различной температурой замерзания.

Повышать концентрацию этиленгликоля более 66% нецелесообразно, так как это влечет за собой повышение температуры замерзания раствора. Наряду с охлаждающими жидкостями промышленность выпускает концентрированный этиленгликоль марки 40К ГОСТ 6367—52. Растворы необходимой концентрации в зависимости от климатических условий из этой жидкости приготовляют на месте.

При отсутствии антифризов многие хозяйства в зимнее время применяют для охлаждения дизелей тракторов зимнее дизельное топливо.

Охлаждающая способность жидкости определяется коэффициентом теплоотдачи, который зависит от удельной теплоемкости, удельной теплоты парообразования и температуры кипения. Дизельное топливо по сравнению с водой имеет намного меньшие значения удельной теплоемкости и удельной теплоты парообразования, а следовательно, и меньший коэффициент теплоотдачи.

При охлаждении дизеля водой по мере его прогрева около стенок цилиндров возникает пузырчатый режим кипения, при котором теплоотдача от стенок цилиндров весьма интенсивна.

Как видно из формул, при замене воды другой жидкостью эффект охлаждения сохраняется только тогда, когда эта жидкость по своим физическим свойствам не будет существенно отличаться от воды.

С увеличением центров парообразования теплоотдача от стенок цилиндров возрастает. При этом коэффициент теплоотдачи увеличивается в несколько десятков раз, благодаря чему обеспечивается нормальное тепловое состояние дизеля. При охлаждении же дизеля дизельным топливом пузырчатый режим кипения может возникнуть только при значительно более высокой температуре стенок цилиндров, так как температура начала кипения даже легких фракций примерно в два раза выше, чем температура кипения воды. Тяжелые фракции дизельного топлива кипят при температуре 300 °С и выше.

Таким образом, при охлаждении дизельным топливом тепло от стенок цилиндров в охлаждающую среду передается главным образом посредством теплопроводности.

Теплопроводность у дизельного топлива в несколько раз меньше, чем у воды, причем с повышением температуры теплопроводность дизельного топлива снижается, а теплопроводность воды, наоборот, возрастает. Толщина пограничного слоя при охлаждении топливом оказывается больше, так как оно имеет повышенную по сравнению с водой вязкость.

При положительных температурах вязкость дизельного топлива изменяется в незначительных пределах (начиная от 15… 20 °С и выше она практически остается постоянной). Теплопроводность же с ростом температуры уменьшается по прямолинейному закону. Поэтому по мере прогрева дизеля величина отношения коэффициента теплопроводности к толщине пограничного слоя становится меньше; при охлаждении водой она, наоборот, увеличивается.

Следовательно, при замене воды дизельным топливом коэффициент теплоотдачи от стенок в охлаждающую жидкость значительно снижается, причем по мере прогрева дизеля указанная разница возрастает. Поэтому при охлаждении форсированных дизелей, работающих при относительно высоких нагрузках, дизельным топливом (или другими жидкостями с низкими значениями теплоемкости и теплопроводности и высокой температурой кипения) возможен значительный перегрев рабочих поверхностей гильз цилиндров и днищ ка-

сгорания По этой причине неизбежны резкое ухудшение условий смазки трущихся поверхностей и качест-а картерного масла, повышение лакообразования и за-коксовывания поршневых колец. Вероятны также слу-чаи потного выгорания и испарения масляной пленки и появления молекулярно-механического изнашивания в местах наибольшего нагрева гильз цилиндров.

Чтобы обеспечить нормальный тепловой режим дизеля, охлаждающие л<идкости следует подбирать с таким расчетом, чтобы температура их кипения, удельная теплоемкость и удельная теплота парообразования мало отличались от значений соответствующих параметров воды. При соблюдении этих условий охлаждающая жидкость может иметь более низкий коэффициент теплопроводности по сравнению с водой.

Как следует из формулы, низкий коэффициент теплопроводности ускоряет процесс аккумулирования тепла дизелем, а следовательно, сокращает время его прогрева. От этого в значительной мере зависит интенсивность изнашивания деталей цилиндро-поршневой группы, особенно при работе на сернистом топливе.

При небольших нагрузках дизеля (например, на транспортных перевозках) температура охлаждающей воды на выходе часто не превышает в зимнее время 50—60° С. В таких условиях смеси, застывающие при низких температурах с относительно небольшим коэффициентом теплопроводности, могут оказаться весьма эффективными, так как они будут способствовать снижению коррозионного изнашивания деталей цилиндро-поршневой группы при одновременном повышении механического КПД дизеля, а также предотвращению шламообразования и повышению срока службы картерного масла.

Однако и в этом случае для обеспечения нормальных условий охлаждения и повышения надел<ности и долговечности дизеля указанные смеси по другим основным физическим свойствам (температура кипения, удельная теплоемкость и удельная теплота парообразования) не должны в значительной степени отличаться от воды.

В случае использования для охлаждения дизельных двигателей жидкости, отличающейся от воды несколько более высокой температурой кипения (антифриза, ди-зельного топлива и т. д.) и сравнительно низкими значениями других параметров, температуру охлаждающей жидкости на выходе, как правило, следует поддерживать ниже оптимальной температуры воды, указанной в руководстве по эксплуатации трактора. Этого можно достичь более полным открытием шторки или жалюзи.

Порядок заправки трактора охлаждающей жидкостью следующий. Очищают наружную поверхность пробки и горловины радиатора от грязи. Снимают пробку и заливают через воронку с сеткой и фильтрующим материалом охлаждающую жидкость до полного объема. При использовании антифриза его объем в холодном состоянии должен быть на 6…7% меньше емкости системы охлаждения.

Во время длительных стоянок при низких температурах воздуха охлаждающую жидкость необходимо сливать. Перед пуском дизеля жидкость, предназначенную для заправки трактора, подогревают до 90… 100 °С. При кратковременных стоянках следует закрывать шторку или жалюзи и клапан утепляющего чехла, а также следить за температурой охлаждающей жидкости. При снижении температуры ниже 50 °С необходимо пустить и прогреть дизель.

Предназначенное для заправки дизельное топливо рекомендуется предварительно нагреть до 150°С, опустить в него небольшое количество латунной или медной стружки, после чего, помешивая жидкость, охладить ее и залить в систему охлаждения трактора. После раскисления топливо обессмоливают, добавив в него 4… 5% серной кислоты, перемешивают и выдерживают 2 ч. Затем в топливо добавляют 10% кальцинированной соды и два-три раза промывают систему охлаждения водой. После промывки для удаления из топлива остатков воды его нагревают до 100 °С.

Реклама:


Читать далее:

Категория: - ТО трактора

Главная → Справочник → Статьи → Форум



Разделы

Строительные машины и оборудование
Для специальных земляных работ
Дорожно-строительные машины
Строительное оборудование
Асфальтоукладчики и катки
Большегрузные машины
Строительные машины, часть 2,
Дорожные машины, часть 2
Ремонтные машины
Ковшовые машины
Автогрейдеры
Экскаваторы
Бульдозеры
Скреперы
Грейдеры Эксплуатация строительных машин
Эксплуатация средств механизации
Эксплуатация погрузочных машин
Эксплуатация паровых машин
Эксплуатация экскаваторов
Эксплуатация подъемников
Эксплуатация кранов перегружателей
Эксплуатация кузовов машин
Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины

 

Поиск по сайту:



Остались вопросы по теме:
"Заправка тракторов охлаждающей жидкостью"
— воспользуйтесь поиском.


Машины городского хозяйства
Естественная история машин
Транспортная психология
Пожарные автомобили
Автомобили-рефрижераторы
Монтаж и эксплуатация лифтов
Тракторы