Строительные машины и оборудование, справочник







Зажимные грузозахватные устройства

Категория:
   Строповка грузов


Зажимные грузозахватные устройства

Зажимные грузозахватные устройства в зависимости от конструктивного исполнения захватных органов могут удерживать грузы различной геометрической формы. В зависимости от способа захвата и удерживания груза их разделяют на опорно-зажимные и фрикционно-зажимные.

Рис. 1. Зажимные грузозахватные устройства: а — клещевые для рельсов: б — сдвоенные на траверсе для балок; в — сдвоенные для труб и круглого проката; г — одинарные для труб и круглых изделий; д — для подъема и транспортирования балок металлоконструкций; в — для грузов со свободным опиранием на лапы; ж — самозажимное; з — фрикционные с зажимом кулисным; и — то же, канатно-рычажным; к — то же, надувным; л — то же, эксцентриковым; 1 — навесное звено; 2 — цепная ветвь: 3 — скоба; 4 — захватные рычаги; 5. 10. 12, 14 — оси; 6 — гайка; 7 —съемная опора; 8, 13 — упорные рычаги; 9 — фиксирующий рычаг; 11 — рычаг; 15 — лапа

Опорно-зажимные грузозахватные устройства выполняют как клещевые рычажные системы, свободные концы рычагов охватывают груз или его элементы.

Во фрикционно-зажимных грузозахватных устройствах груз удерживается силой трения, возникающей от его сжатия или распора прижимными подвижными элементами. Наибольшее распространение получили рычажно-клещевые, рычажно-канатные, эксцентриковые, клиновые (цанговые), а также комбинированные грузозахватные устройства, сочетающие в себе элементы различных типов грузозахватных устройств.

Зажимные грузозахватные устройства по сравнению с механическими устройствами других типов в наибольшей степени приспособлены для механизации и автоматизации перегрузочных работ. Фрикционно-зажимные грузозахватные устройства выполняют самозажимными и приводными. В первых усилия зажатия создаются за счет сил тяжести груза и грузозахватных устройств, которые передаются на зажимные органы при помощи электромеханического, гидравлического или пневматического приводов.

Схемы рычажных самозажимных грузозахватных устройств (систем) могут быть различными. Важную роль при конструировании фрикционно-зажимных грузозахватных Устройств имеет выбор оптимального передаточного отношения. В одних случаях получение требуемого передаточного отношения зависит от необходимости получения большого хода зажимных органов, в других — больших усилий для обжатия груза. Схемы и оптимальные передаточные отношения рычажных и других передач выбирают в каждом конкретном случае, в том числе с учетом требований техники безопасности.

Фрикционно-зажимные грузозахватные устройства с гидравлическим и пневматическим приводом иногда выполняют безрычажными, что значительно облегчает их и удешевляет, они широко применяются при оперировании с грузами прямоугольной формы и гладкими боковыми поверхностями: балками, перемычками, блоками, прогонами, трубами и др.

Управление приводными зажимными грузозахватными устройствами может быть дистанционным, оно пригодно для оперирования грузами, имеющими широкий диапазон размеров. Регулирование размером зева для определенного груза так же, как его захват или освобождение, может осуществляться непосредственно оператором крана.

Зажимные грузозахватные устройства могут быть выполнены и в виде эластичной емкости (колец, труб и т. п.), форма которой определяется типом груза. Управляемое усилие сжатия создается путем надувания емкости, расположенной внутри или снаружи груза. Когда надутые пневматическим или гидравлическим способом емкости расширяются, их закрепляют на грузе.

Клещевые грузозахватные устройства выполняют как рычажные системы в виде ножниц, рычаги которых имеют свободные концы, охватывающие какой-либо выступающий элемент груза, например полку балки, головку рельса и т. п.

Для захвата и транспортирования длинномерных грузов несколько грузозахватных устройств монтируют на траверсе. Для удержания грузозахватных устройств в раскрытом положении применяют защелки, связывающие рычаги грузозахватных устройств между собой и управляемые вручную или автоматически, самовыключающиеся при упоре Грузозахватного устройства в груз. Фиксирующее устройство полуавтоматических устройств, шарнирно связанное с одной из захватных лап и упора, расположенного с внутренней стороны другой лапы, обеспечивает свободный съем и заводку грузозахватного устройства перед подъемом изделия без участия строполыцика.

Клещевое грузозахватное устройство широко применяют для перегрузки и транспортирования труб. Оно состоит из корпуса, двух рычагов и двухветвевого стропа. Грузозахватное устройство снабжают защелкой, которая автоматически фиксирует его в открытом состоянии и обеспечивает раскрытие рычагов при опускании трубы на опоры. Для захвата труб разного диаметра имеются сменные колодки.

Автоматизированные рычажные фрикционные самозажимные грузозахватные устройства выполняют в виде рычажных систем, рычаги которых несут на свободных концах захватные органы, например шарнирно-прикрепленные башмаки, которыми зажимается груз, удерживаемый в грузозахватном устройстве силой трения. Грузозахватные устройства этого типа применяют для оперирования с грузами прямоугольной и цилиндрической формы (блоками, болванками, ящиками, рулонами и др.). Груз зажимается как путем стягивания хвостовых плеч рычагов, так и путем распора их хвостовых плеч.

Для обеспечения свободной посадки грузозахватных устройств на груз используют приспособление, удерживающее его в раскрытом состоянии и выполненное в виде пружин, размыкающих грузозахватные устройства, или управляемое сцепляющее приспособление в виде рычагов с защелками.

Грузозахватное устройство, приведенное на рис. 51, снабжено приспособлением для автоматического съема груза и предназначено для перегрузки рулонов листовой стали и т. д. Оно имеет сдвоенную клещевину, шарнирно соединенную с одинарной П-образной скобой, одинарной клещевиной и также сдвоенной П-образной скобой. Обе скобы связаны между собой штрифом и могут незначительно смещаться по имеющемуся пазу. К верхним концам клещевин шарнирно прикреплены сдвоенная и одинарная тяги, которые соединены со скобой штырем. На штыре свободно подвешена защелка, колебания которой ограничиваются направляющей планкой. К нижним концам клещевин шарнирно подвешены башмаки, скобы и упоры, которые ограничивают перемещение П-образных скоб при подъеме порожнего грузозахватного устройства.

Рис. 2. Рычажно-фрикционные самозажимные грузозахватные устройства: а, б — стягиваемое для узких и широких грузов; в, г — распорное для узких и’широких грузов; д — со стягиваемой рычажной системой; е — то же, с совмещенными средними шарнирами: ж — для стальных рулонов; з — с распорной рычажной системой и управляемым сцепляющим устройством для удержания в раскрытом положении; 4 — сдвоенная П образная скоба; 2 — упор; 3 и 4 — одинарная клещевина и тяга; 5 — скоба; 6 — штырь; 7 —сдвоенная тяга; 8 — защелка; 9 — направляющая планка; 10 — сдвоенная клещевина; 11 — скоба; 12— П-образная скоба; 13 — штифт; 14 — башмаки

Скобой грузозахватное устройство навешивают на крюк крана. При этом маятниковая защелка прижимается к штифту и между П-образными скобами и башмаками создается зазор, необходимый для установки грузозахватного устройства на рулон. При дальнейшем опускании крюка крана верхняя часть грузозахватного устройства опускается и защелка прутком выводится из зацепления со штифтом. Затем поднимается рулон, который прочно зажат между П-образными скобами и башмаками. Для освобождения груза верхнюю часть грузозахватных устройств опускают до тех пор, пока зев маятниковой защелки не окажется ниже штифта. При повторном подъеме груза зев защелки автоматически упирается в штифт, клещевины и скобы остаются разжатыми.

Рис. 3. Схемы (a—s) сжатия

В рычажных фрикционных самозажимных грузозахватных устройствах захватные органы сжимают боковую по-верность груза и удерживают его силой трения. Зажимное устройство обеспечивает необходимую силу сжатия для надежного удержания груза в захватах (рис. 3).

Рычажно-канатные самозажимные грузозахватные устройства содержат канат, огибающий блоки, установленные на зажимных рычагах. Наличие горизонтальной ветви каната (затяжки) способствует повышению силы сжатия груза. Использование для стягивания канатного полиспаста, ветви которого огибают блоки рычагов, обеспечивает значительное увеличение силы сжатия груза. Такие устройства широко применяют при перегрузке тарно-штучных грузов, имеющих значительный диапазон габаритных размеров.

Захватные органы (прижимы) фрикционно-зажимных грузозахватных устройств выполняют в виде прижимных лап, башмаков или пластин.

Конструкции захватных органов приведены на рис. 4. В зависимости от транспортируемого груза их выполняют жесткими, полужесткими и мягкими. Жесткие прижимы изготовляют из высокоуглеродистой стали с шипами, насечкой и гладкие с термообработкой. Полужесткие прижимы выполняют из металла с накладкой из толстой резины или конвейерной ленты, а мягкие — из металла с накладкой из пористой резины и других аналогичных материалов. Конструкцию прижимов выбирают в зависимости от формы, конструкции, размеров и способа обработки груза. Основными требованиями к форме и материалу прижимных элементов являются обеспечение высокого коэффициента трения между контактирующими поверхностями, сохранности поверхности поднимаемого груза, длительного срока службы и неповреждаемости поверхности прижима, особенно если она выполнена с насечкой. С этой целью рекомендуется насечки прижимов для транспортирования твердых материалов выполнять заостренными и несимметричного профиля с передним углом заточки ~5°, из низкоуглеродистой стали 15 или 15Х с цементацией на глубину 0,8 м. Возможна также поверхностная либо объемная закалка с последующим низкотемпературным отпуском в случае применения стали маоок 45 или 45Х.

Рис. 4. Захватные органы зажимных грузозахватных устройств: а — гладкая металлическая; б —с насечкой; в —с шипами; г —с накладкой из толстой резины; б — то же. с шипами внутри; е — в виде кулачков на пружине; ж — с накладкой из пористой резины, обтянутой конвейерной лентой; з —с накладкой из стальных канатов; и — профильные насечки на поверхности контакта; к—жесткое крепление; л — балансирное крепление

Читать далее:

Категория: - Строповка грузов





Главная → Справочник → Статьи → Форум



Разделы

Строительные машины и оборудование
Для специальных земляных работ
Дорожно-строительные машины
Строительное оборудование
Асфальтоукладчики и катки
Большегрузные машины
Строительные машины, часть 2,
Дорожные машины, часть 2
Ремонтные машины
Ковшовые машины
Автогрейдеры
Экскаваторы
Бульдозеры
Скреперы
Грейдеры Эксплуатация строительных машин
Эксплуатация средств механизации
Эксплуатация погрузочных машин
Эксплуатация паровых машин
Эксплуатация экскаваторов
Эксплуатация подъемников
Эксплуатация кранов перегружателей
Эксплуатация кузовов машин
Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины

 

Поиск по сайту:


Статьи по теме::
Организация безопасного труда стропальщика
Требования безопасности при погрузке и выгрузке лесоматериалов
Требования безопасности при переработке тяжеловесных грузов и контейнеров
Требования безопасности при переработке навалочных (кусковых, сыпучих) материалов
Правила транспортирования грузов
Требования безопасности при перемещении вагонов, открывании у вагонов дверей, бортов и люков
Безопасность работы на автопогрузчиках
Безопасность труда при погрузочно-разгрузочных работах
Обеспечение благоприятных санитарно-гигиенических условий труда
Рациональные методы труда стропальщика


Остались вопросы по теме:
"Зажимные грузозахватные устройства"
— воспользуйтесь поиском.


Машины городского хозяйства
Естественная история машин
Транспортная психология
Пожарные автомобили
Автомобили-рефрижераторы
Монтаж и эксплуатация лифтов
Тракторы