Строительные машины и оборудование, справочник



Категория:
   Машины для строительства цементобетонных дорожных покрытий

Публикация:
   Земляное полотно

Читать далее:




Земляное полотно

Земляное полотно (рис. 6) —один из основных конструктивных элементов автомобильной дороги, от устойчивости и прочности которого зависит срок службы дорожных одежд.

Рис. 6. Конструктивные элементы земляного полотна автомобильной дороги:
а — в насыпи, б —в выемке; 1 — боковой резерв, 2—берма, 3— откос, 4— бровка, 5 — проезжая часть, 6 — обочина, 7 — насыпь, 8 — кювет, 9— кавальер, 10— забанкетная канава, 11 — банкет

При сооружении земляного полотна глубину выемок и высоту насыпей устанавливают по продольному профилю дороги. Проезжую часть 5 и обочины 6 отделяют от прилегающей местности наклонными плоскостями — откосами, обеспечивающими устойчивость полотна.

Крутизна откосов зависит от вида грунта и характеризуется коэффициентом заложения, который определяют как отношение высоты откоса, принимаемой за единицу, к его горизонтальной проекции — заложению. Приняты следующие коэффициенты заложения откосов: насыпи высотой до 1,5 м на дорогах I—III категорий устраивают с откосами не круче 1 : 3; более высокие насыпи делают с крутыми откосами— 1 : 1,5. Откосам малых насыпей для возможности съезда автомобилей с дороги в аварийных случаях придают заложение 1 :3 и положе —до 1 : 5 и 1:6. Это уменьшает опасность заноса дороги снегом и повышает безопасность движения.

Учитывая, что грунт на откосах выемок больше подвержен переувлажнению, чем на откосах насыпей, крутизну заложения откосов 1зыемок в рыхлых грунтах принимают не менее 1 : 1,5, в щебенистых и гравелистых грунтах—от 1 : 1,4 до 1 : 1,5, в скальных породах — от 1 : 0,2 до 1 : 1,5. Мелкие выемки зимой заносит снегом. Для предотвращения этого выемки глубиной менее 1 м разделывают под насыпь или устраивают с пологими откосами крутизной от 1 : 4 — 1:6 до 1 : 10. В последнем случае выемки называют раскрытыми.

В средней части дорожного полотна вынутый грунт образует корыто, заполняемое основанием и покрытием дороги. С обеих сторон корыта оставляют обочины, а для осушения дороги и отвода от нее-воды устраивают кюветы. Кюветы имеют трапецеидальное или треугольное сечение. Если для сооружения насыпи недостаточно грунта, взятого из смежной выемки и из кюветов, то кюветы расширяют, превращая их в резервы, а грунт из резервов используют на возведение насыпи. Размеры резервов определяют, исходя из количества грунта, необходимого для отсыпки земляного полотна. Глубина резервов не должна превышать 1,5 м и быть менее 0,3 м. В зависимости от местных условий их располагают как с одной, так и с другой стороны дороги.

При высоте насыпи более 2 м между началом резерва и подошвой откоса насыпи оставляют полосу земли, называемую бермой. Ширину берм принимают не менее 2 м, устраивая их тем шире, чем выше насыпь. Бермы повышают устойчивость высоких насыпей и используются в период строительства насыпей для проезда дорожных машин и автомобилей. Берме придают поперечный уклон 20%0 в сторону резерва для стока воды.

При устройстве земляного полотна в выемке лишний грунт укладывают на обрезе дороги параллельно бровке выемки в валы — кавальеры, которым придают правильные геометрические очертания. Высота кавальера не должна превышать 3 м, а располагают его не ближе 5 м от внешней бровки откоса выемки.

Чтобы вода, выпадающая во время дождей или образующаяся при таянии снега, не стекала в выемку, между кавальером и откосом выемки отсыпают вал грунта высотой 0,6 м треугольного сечения, называемый банкетом. Поверхности банкета придают уклон 20— 40%о в сторону от выемки. Между банкетом и кавальером отрывают забанкетную канаву глубиной и шириной по дну не более 0,3 м.

Технология строительства земляного полотна включает в себя подготовительные и основные виды работ. К подготовительным относятся пилка и валка деревьев, вывозка леса; срезка кустарника и мелкого леса; корчевка пней, корней и валунов; снятие растительного слоя, планировка местности и разрыхление грунта.

Для валки деревьев используют специализированные машины — древовалы или бульдозеры. Обработанные деревья транспортируют трелевочными тракторами за пределы полосы отвода, а оставшиеся сучья собирают корчевателями-собирателями. Трассу очищают от

кустарника и мелкого леса кусторезами; пни, корни и камни удаля* ют специальными корчевателями или бульдозерами. Далее в пределах всей дорожной полосы снимают верхний растительный слой, для чего используют бульдозеры, скреперы или автогрейдеры. Для облегчения производства работ в тяжелых грунтовых условиях иногда применяют специальные навесные рыхлители грунта.

Основными видами работ по устройству земляного полотна и машинами для их выполнения являются следующие: – разработка выемок с транспортированием грунта в кавальеры скреперами, грейдер-элеваторами и одноковшовыми экскаваторами с автосамосвалами или спецальными землевозными тележками; – работы на склоне гор в полувыемках и полунасыпях бульдозерами и тяжелыми автогрейдерами; – возведение насыпей из боковых резервов экскаваторами, грейдер-элеваторами, автогрейдерами тяжелого типа, бульдозерами и скреперами (в качестве примера на рис. 7 показана схема движения скреперов); – возведение насыпей с одновременной разработкой выемок продольным перемещением грунта вдоль трассы (работы при устройст-. ве подходов к мостам) скреперами и бульдозерами; – планировка (отдельные срезки, подсыпка неровностей) и разравнивание грунта в насыпях после выгрузки из транспортных средств бульдозерами, автогрейдерами среднего и тяжелого типов; – устройство корыта в земляном полотне автогрейдерами среднего и тяжелого типов; – уплотнение земляного полотна катками статического действия (кулачковыми, на пневматических шинах), трамбующими или вибрационными машинами; – зачистка откосов откосниками автогрейдеров, бульдозеров и за-чистными планировочными машинами.

Рис. 7. Возведение насыпи скреперами из боковых резервов

Рекламные предложения:



Читать далее:

Категория: - Машины для строительства цементобетонных дорожных покрытий

Главная → Справочник → Статьи → Форум



Разделы

Строительные машины и оборудование
Для специальных земляных работ
Дорожно-строительные машины
Строительное оборудование
Асфальтоукладчики и катки
Большегрузные машины
Строительные машины, часть 2,
Дорожные машины, часть 2
Ремонтные машины
Ковшовые машины
Автогрейдеры
Экскаваторы
Бульдозеры
Скреперы
Грейдеры Эксплуатация строительных машин
Эксплуатация средств механизации
Эксплуатация погрузочных машин
Эксплуатация паровых машин
Эксплуатация экскаваторов
Эксплуатация подъемников
Эксплуатация кранов перегружателей
Эксплуатация кузовов машин
Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины

 



Остались вопросы по теме:
"Земляное полотно"
— воспользуйтесь поиском.

Машины городского хозяйства
Естественная история машин
Транспортная психология
Пожарные автомобили
Автомобили-рефрижераторы
Монтаж и эксплуатация лифтов
Тракторы

Небольшой рекламный блок


Администрация: Бердин Александр -
© 2007-2019 Строй-Техника.Ру - информационная система по строительной технике.

  © Все права защищены.
Копирование материалов не допускается.


RSS
Морская техника - Зарядные устройства