Строительные машины и оборудование, справочник





Жидкости для гидравлических и тормозных систем подъемно-транспортных машин

Категория:
   Портовые подъемно-транспортные машины


Жидкости для гидравлических и тормозных систем подъемно-транспортных машин

Основные требования к жидкостям для гидравлических и тормозных систем, являющихся рабочим телом различных механизмов и устройств ПТМ (механизмов вылета кранов, электрогидравлических толкателей, тормозных устройств и т. п.), вытекают из конструктивных и эксплуатационных особенностей их использования.

Эти жидкости должны обладать высокими смазывающими и антикоррозионными свойствами, обеспечивающими долговечность пар трения рабочих органов и распределительных устройств, незначительной сжимаемостью, определяющей скорость быстродействия системы и зависящей от количества смешанного с жидкостью и нерастворенного в ней воздуха; стабильностью, обеспечивающей постоянство свойств жидкости при эксплуатации, а следовательно, и достаточно большую продолжительность использования без замены; иметь высокий индекс вязкости и низкую температуру застывания, характеризующие способность прокачивания жидкостей через трубопроводы в условиях значительного перепада температур, но не должны образовывать пены при резких перепадах сечений трубопроводов.

Перегрузочные машины используют в различных климатических зонах, имеющих в течение года перепады температур от +35 до —35 °С в средней полосе, до —55 °С в северных и до +50 °С в южных районах страны. Поэтому с учетом дополнительного нагревания жидкости в процессе работы диапазон изменения ее температуры может достигать 150—160°С, а кинематическая вязкость колебаться от 1—2 до (5—10)103 мм2/с.



С другой стороны, для обеспечения герметизации зазоров вязкость не должна быть меньше 3—4 мм2/с, а для нормальной про-качиваемости — более 1500 мм2/с. При вязкости более 5000мм2/с (при низких температурах) затрудняется запуск гидросистемы.

Для обеспечения нормальной работы ПТМ жидкости для гидросистем следует подбирать в зависимости от условий эксплуатации.

При положительных температурах окружающего воздуха и давлениях в системе до 7 МПа следует применять минеральные масла с диапазоном вязкости vso = 20—40 мм2/с, при давлениях 7—20 МПа — V50 — (60—100) мм2/с, так как более вязкие жидкости обеспечивают лучшую герметичность системы. Это глубоко-очищенные легированные индустриальные масла марок ИГП-18; -38; -72; -91 и -114 с повышенными эксплуатационными свойствами: термоокислительной стабильностью, несклонностью к пенооб-разованию, влагостойкостью, а также масла марок ИГСП-18 и -38, отличающиеся от масел серии ИГП наличием противозадирной присадки.

Для гидросистем, эксплуатирующихся в широком диапазоне температур, целесообразно использовать сезонные жидкости. Однако в связи с трудоемкостью их замены часто используют всесе-зонные жидкости.

При отрицательных температурах до —20°С применяют веретенное масло АУ, АУП, до — (40—50) °С — масла АГМ, ГМ-50И; 132-10 и приборное марки МВП, в диапазоне ±60 °С .— масло АМГ-10.

Хорошей морозостойкостью обладает также трансформаторное масло, но оно агрессивно к резиновым уплотнениям.

Пары трения гидравлических систем изготовляют с высокой точностью и шероховатостью поверхности по наивысшим классам. Поэтому особые требования предъявляются к наличию в жидкостях механических загрязнений. Степень загрязненности опенивают классом чистоты жидкости. Для гидросистем ПТМ применяют жидкости классов 13—17, в соответствии с которыми массовое содержание посторонних частиц не должно превышать 0,063% массы жидкости, а их количество в 100 см3 жидкости (с размерами частиц 100—200 мкм) должно лежать в пределах 200—3150.

Особенность гидротормозных систем — в наличии уплотнений рабочих цилиндров в виде резиновых манжет или колец. При агрессивном воздействии гидротормозной жидкости они постепенно набухают, теряют эластичность и прочность. Поэтому тип жидкости должен соответствовать материалу уплотнений.

Важным эксплуатационным свойством гидротормозных жидкостей является их температура кипения. При невысоком ее значении частое использование тормоза, вызывающее интенсивное нагревание деталей тормозной системы, приводит к обильному газовыделению и образованию паровых пробок. Сжимаемость жидкости увеличивается, что ведет к уменьшению скорости срабаты-вания и отказу тормозов.

В настоящее время выпускают 2 принципиально различных типа гидротормозных жидкостей.

Жидкости на гликолевой основе «Нева» (желтого цвета) W ГТЖ-22М (зеленого цвета) наиболее отвечают современным требованиям: температура кипения 190°С, температура застывания ниже минус 40 °С, вязкость vioo = (1,8—2) мм2/с. Недостаток этих жидкостей — их гигроскопичность. При негерметичных системах в течение первого года эксплуатации они поглощают из воздуха водяные пары до 2% соответственного объема, в течение второго — 3,5 и третьего — до 4,5%- Температура кипения таких увлажненных составов снижается до 145 °С.

Тормозные жидкости разных марок во избежание их расслоения на фракции нельзя смешивать между собой. При необходимости заполнения тормозной системы жидкостью другой марки систему следует предварительно продуть, а затем промыть свежими порциями аналогичной жидкости. При работе с гидротормозными жидкостями необходимо соблюдать меры предосторожности, так как они ядовиты. Для автопогрузчиков и грузового транспорта допускается применять любую из названных выше жидкостей.

Читать далее:

Категория: - Портовые подъемно-транспортные машины

Главная → Справочник → Статьи → Форум



Разделы

Строительные машины и оборудование
Для специальных земляных работ
Дорожно-строительные машины
Строительное оборудование
Асфальтоукладчики и катки
Большегрузные машины
Строительные машины, часть 2,
Дорожные машины, часть 2
Ремонтные машины
Ковшовые машины
Автогрейдеры
Экскаваторы
Бульдозеры
Скреперы
Грейдеры Эксплуатация строительных машин
Эксплуатация средств механизации
Эксплуатация погрузочных машин
Эксплуатация паровых машин
Эксплуатация экскаваторов
Эксплуатация подъемников
Эксплуатация кранов перегружателей
Эксплуатация кузовов машин
Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины