Строительные машины и оборудование, справочник



Категория:
   Устройство автомобиля

Публикация:
   Жидкостная система охлаждения

Читать далее:




Жидкостная система охлаждения

Во время работы двигателя температура в течение рабочего процесса изменяется от минимальной 80—120 °С в конце впуска до максимальной 2000—2200 °С в конце сгорания смеси. Если не охлаждать двигатель, то от действия газов будут сильно нагреваться стенки цилиндров и камер сгорания, головка цилиндров, поршни и клапаны. В этих условиях возможно преждевременное воспламенение рабочей смеси (в карбюраторном двигателе) или заклинивание деталей, т. е. выход двигателя из строя. При высокой температуре уменьшается вязкость масла и оно плохо удерживается на рабочей поверхности цилиндров, поршневых колец и поршней. В результате увеличивается трение и износ трущихся поверхностей взаимно сопрягаемых деталей. Из-за сильного нагрева деталей уменьшается наполнение цилиндров смесью или воздухом и снижается мощность двигателя.

Для того чтобы избежать отрицательных явлений, вызываемых перегревом двигателя, его необходимо охлаждать, для чего служит система охлаждения. Нормальная работа системы охлаждения способствует получению наибольшей мощности двигателя, уменьшению расхода топлива и увеличению срока службы двигателя без ремонта.

Чрезмерное охлаждение двигателя также нежелательно, так как оно вызывает перерасход топлива. Горючая смесь, поступающая в цилиндр, частично конденсируется на холодных стенках цилиндра, стекает по ним и смывает смазку. Часть топлива в жидком виде проникает в картер и разжижает масло. Качество масла при этом ухудшается и сроки смены его сокращаются. Трение и износ деталей возрастают, а мощность двигателя снижается.

Система охлаждения предназначена для отвода от деталей двигателя лишнего тепла и передачи его окружающему воздуху, благодаря чему создается определенный температурный режим, при котором двигатель не перегревается и не переохлаждается. Система охлаждения поглощает 25—35% тепла, выделяющегося во время сгорания топлива. Температура воды, находящейся в рубашке блока цилиндров, должна быть в пределах 80—90 °С. Этот температурный режим является наивыгоднейшим, обеспечивающим нормальную работу двигателя, и он не должен изменяться в зависимости от температуры окружающего воздуха и нагрузки двигателя.

Рис. 1. Жидкостная система охлаждения:
а — принципиальная схема, С — схема системы охлаждения двигателя М-2); 1—трубки радиатора; 2 — водяная рубашка; 3 — насос; 4 — радиатор; 5 — вентилятор; 6 и 17 — отводящий и подводящий патрубки; 7 — термостат; 8 — водораспределительная труба; 9 — отверстия; 10 — головка цилиндров; 11 — прокладка; 12 — блок цилиндров; 13 и 15 — сливные краники; 14 — крыльчатка водяного насоса; 16 — нижний бачок радиатора; 18 — перепускной канал; 19 — верхний бачок радиатора

Большинство отечественных автомобильных двигателей имеет жидкостную (водяную) систему охлаждения.

Жидкостные системы могут быть открытыми и закрытыми. В настоящее время преимущественное распространение получили закрытые системы охлаждения, у которых водяное пространство сообщается с окружающим воздухом периодически через специальный клапан. У двигателей М-21, ГАЭ-53А, ЗИЛ-130, ЯАЗ-М204, ЯМЗ-236 и др. применяется жидкостная система охлаждения с принудительной циркуляцией воды, обеспечиваемой водяным насосом.

Система охлаждения состоит из водяных рубашек блока и головки цилиндров, соединительных патрубков, радиатора, водяного насоса, вентилятора, термостата.

Вода, находящаяся в водяной рубашке блока цилиндров и головки, во время работы двигателя нагревается и поступает в радиатор, где она охлаждается и затем снова подается в водяную рубашку блока цилиндров. Для бесперебойной работы двигателя вода должна постоянно циркулировать по замкнутому кругу: двигатель — радиатор — двигатель. Для увеличения производительности насоса он устанавливается на входе холодной воды из радиатора в рубашку охлаждения двигателя.

На рис. 1, б изображена схема системы охлаждения двигателя М-21.

Водяная рубашка двигателя состоит из водяной рубашки блока цилиндров и водяной рубашки головки цилиндров, соединенных между собой отверстиями в прокладке, установленной между головкой и блоком цилиндров. В передней части двигателя установлен вентилятор, а перед ним — радиатор, который при помощи двух гибких шлангов и патрубков (отводящего и подводящего) соединен с водяной рубашкой двигателя. Крыльчатка водяного насоса и вентилятор приводятся в действие клиноременной передачей.

При работе двигателя вода в системе охлаждения может циркулировать по малому кругу, минуя радиатор (непрогретый двигатель, термостат закрыт), или по большому кругу, поступая в радиатор (прогретый двигатель, термостат открыт). Направление движения воды показано на рисунке стрелками.

При вращении крыльчатки насоса вода нагнетается в водораспределительную трубу, расположенную в головке цилиндров. Через отверстия в трубе вода направляется к патрубкам выпускных клапанов, благодаря чему достигается охлаждение наиболее нагретых частей головки. Из водораспределительной трубы вода поступает также к верхней части цилиндров. Нагретую воду насос подает к верхнему отводящему патрубку. Если термостат закрыт, то вода по перепускному каналу снова поступает к водяному насосу. При открытом термостате вода проходит в верхний бачок радиатора, откуда по трубкам перетекает в нижний бачок. Вода, протекая по трубкам, отдает свое тепло воздуху, проходящему между ними. Охлажденная в радиаторе вода по нижнему подводящему патрубку поступает к водяному насосу.

Краники служат для слива воды из системы охлаждения.

На рис. 2 показана система охлаждения V-образного двигателя ЗИЛ-130.

Водяной насос двумя патрубками соединен с водяными рубашками обоих рядов цилиндров. Водяные рубашки головок цилиндров сообщаются каналами с общим патрубком, внутри которого помещен термостат.

Во время прогрева двигателя охлаждающая жидкость циркулирует по водяной рубашке двигателя и компрессора, минуя радиатор. При открытом термостате охлаждающая жидкость по гибкому шлангу отводится в верхний бачок радиатора, проходит в нижний бачок и по подводящему патрубку поступает к водяному насосу.

Радиатор отопителя соединяется с системой охлаждения двигателя трубопроводами. При открытом кране горячая вода поступает в отопитель.

У двигателя ГАЗ-бЗА система охлаждения по своему устройству в основном аналогична системе охлаждения двигателя ЗИЛ-130.

Рис. 2. Система охлаждения двигателя ЗИЛ-130:
1 — водяная рубашка блока цилиндра; 2 — подводящий патрубок; 3 — нижний бачок радиатора; 4 — водяной насос; 5 — верхний бачок радиатора; 6 — компрессор; 7 — гибкий шланг; 8 — отводящий патрубок; 9 — термостат; 10 — канал; 11 — кран; 12 — трубопроводы; 13 — водяная рубашка головки цилиндров

На рис. 3 изображена система охлаждения дизеля ЯМЗ-236.

Особенностью системы охлаждения дизеля ЯМЗ-236 является расположение водяного насоса и его привод, не объединенный с вентилятором, как у большинства двигателей. Кроме того, каждая головка цилиндров имеет верхний трубопровод с отдельным термостатом. Коробки термостатов левого и правого трубопроводов соединены между собой трубой.

Если двигатель не прогрет, то жидкость, подаваемая насосом, поступает в правую нижнюю часть крышки распределительных шестерен, откуда она по каналам подается в рубашки правого и левого рядов цилиндров и головок цилиндров и выходит по двум каналам в верхние трубопроводы. Из них охлаждающая жидкость по соединительной и перепускной трубам возвращается в насос.

При открытых термостатах охлаждающая жидкость двумя потоками поступает в верхний бачок радиатора.

В систему охлаждения необходимо заливать чистую мягкую воду, не содержащую известковых солей. При использовании жесткой воды в радиаторе и водяной рубашке откладывается большое количество накипи, приводящей к перегреву двигателя и снижению его мощности.

В холодную погоду в систему охлаждения лучше заливать специальную жидкость (антифриз), имеющую низкую температуру замерзания. Наибольшее распространение получили жидкости М-40 и М-65. Первая не замерзает до температуры минус 40 °С, а вторая до минус 65 °С. Эти жидкости представляют собой смесь этиленгликоля и воды. Для защиты металла от коррозии, вызываемой действием этиленгликоля, в жидкости, замерзающие при низкой температуре, добавляют специальную присадку.

Рис. 3. Система охлаждения дизеля ЯМЭ-236:
1 — водяной насос; 2 — верхний трубопровод; 3 — термостат; 4 — труба; 5 — перепускная труба; в — вентилятор

Эти жидкости ядовиты, поэтому обращаться с ними нужно очень осторожно. При попадании их в человеческий организм возможна потеря зрения и сильное отравление со смертельным исходом.

Воду в систему охлаждения заливают через горловину радиатора, закрываемую пробкой. Для слива воды из системы служат краники, расположенные в самом низком месте.

В жидкостной системе охлаждения применяются один или два термостата, жалюзи и утеплительные чехлы. Жалюзи, установленные перед сердцевиной радиатора, позволяют регулировать количество воздуха, проходящего между трубками радиатора. Они представляют собой вертикальные или горизонтальные шторки, приводимые в действие гибким тросом от рукоятки, расположенной на переднем щитке кабины. Таким образом, температурный режим двигателя можно регулировать- автоматически (термостатом) и вручную (при помощи жалюзи).

Температура воды в системе охлаждения контролируется с помощью дистанционного термометра, приемник которого расположен на щитке приборов, а датчик ввернут в наружную стенку (справа по ходу автомобиля) водяной рубашки впускного трубопровода (двигатель TA3-53A) или в полость кронштейна водяного насоса (двигатель М-21).

Если температура воды в системе охлаждения становится выше определенной величины, то на щитке приборов загорается сигнальная лампочка, например, зеленая на щитке автомобиля М-21 «Волга» при температуре воды 92—98 °С и красная у автомобиля TA3-53A при температуре воды 105 °С.

В жидкостной системе охлаждения избыточное тепло отводится от стенок цилиндров и камеры сгорания жидкостью, заполняющей рубашку охлаждения блока и головки цилиндров. Циркулируя в системе, нагретая жидкость поступает в теплообменный аппарат (радиатор), где отдает полученное тепло окружающему воздуху. Отечественные автотракторные двигатели имеют закрытую (без непосредственного сообщения с атмосферой) жидкостную систему охлаждения с принудительной циркуляцией жидкости под действием водяного насоса.

Рис. 4. Закрытая система жидкостного охлаждения

Устройство такой системы охлаждения показано на рис. 38. Охлажденная жидкость из нижнего резервуара радиатора через патрубок и резиновые шланги поступает к центробежному насосу, а затем — в водяную рубашку блока цилиндров, омывая наружные поверхности гильз цилиндров. Через отверстие жидкость поступает в водяную рубашку головки блока, где охлаждает гнезда клапанов, затем проходит в полость впускного коллектора и подогревает горючую смесь, поступающую в цилиндры двигателя. Далее через патрубок, открытый клапан термостата и патрубок жидкость поступает в верхний резервуар радиатора. Под действием потока воздуха, усиливаемого вентилятором, жидкость в радиаторе охлаждается и проходит в нижний резервуар. После этого процесс циркуляции повторяется.

Термостат, установленный в верхнем патрубке, пропускает воду в радиатор только при нагреве ее до 70 °С и выше. При более низкой температуре вода из полости впускного коллектора, минуя радиатор, поступает через шланг в водяную полость компрессора, насос и в рубашки охлаждения цилиндров. Благодаря этому прогрев двигателя ускоряется. Когда температура жидкости достигает необходимой величины, клапан термостата открывается, и вода проходит в радиатор. Обогрев кабины водителя осуществляется движением жидкости по шлангам через кран.

Рекламные предложения:



Читать далее:

Категория: - Устройство автомобиля

Главная → Справочник → Статьи → Форум



Разделы

Строительные машины и оборудование
Для специальных земляных работ
Дорожно-строительные машины
Строительное оборудование
Асфальтоукладчики и катки
Большегрузные машины
Строительные машины, часть 2,
Дорожные машины, часть 2
Ремонтные машины
Ковшовые машины
Автогрейдеры
Экскаваторы
Бульдозеры
Скреперы
Грейдеры Эксплуатация строительных машин
Эксплуатация средств механизации
Эксплуатация погрузочных машин
Эксплуатация паровых машин
Эксплуатация экскаваторов
Эксплуатация подъемников
Эксплуатация кранов перегружателей
Эксплуатация кузовов машин
Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины

 



Остались вопросы по теме:
"Жидкостная система охлаждения"
— воспользуйтесь поиском.

Машины городского хозяйства
Естественная история машин
Транспортная психология
Пожарные автомобили
Автомобили-рефрижераторы
Монтаж и эксплуатация лифтов
Тракторы

Небольшой рекламный блок


Администрация: Бердин Александр -
© 2007-2019 Строй-Техника.Ру - информационная система по строительной технике.

  © Все права защищены.
Копирование материалов не допускается.


RSS
Морская техника - Зарядные устройства