Строительные машины и оборудование, справочник



Категория:
   Портовые подъемно-транспортные машины

Публикация:
   Зубчатые, червячные и цепные передачи подъемно-транспортных машин

Читать далее:




Зубчатые, червячные и цепные передачи подъемно-транспортных машин

В механизмах подъемно-транспортных машин широко используются как открытые, так и закрытые (редукторы) передачи.

Зубчатые передачи

Техническое обслуживание зубчатых передач включает осмотр зубьев с целью выявления повреждений и износа, проверку правильности зацепления зубьев, регулировку радиальных и боковых зазоров и периодическую смазку. В открытых передачах параллельность валов проверяют штангенциркулем или штихмасом, а перпендикулярность — рейсмусом, закрепленным на одном из проверяемых валов, и струной, натянутой параллельно другому валу.

Рекламные предложения на основе ваших интересов:






Рис. 1. Схемы проверки зацепления зубьев:
а — проверка параллельности валов; б — проверка перпендикулярности валов

Правильность зацепления зубьев проверяют на краску. Этот способ заключается в том, что несколько зубьев в четырех местах по окружности шестерни покрывают тонким слоем краски. При проворачивании передачи на зубьях остаются отпечатки краски; по этим отпечаткам судят о правильности зацепления зубьев. При правильном положении осей валов длина отпечатков должна быть не менее 70% длины зубьев и занимать не менее 60% их высоты, у конических колес начало отпечатков должно находиться у внешнего края зубьев.

Рис. 2. Контроль пробы на краску правильности зацепления зубьев:
а — правильное зацепление; б — валы лежат в одной плоскости, но не параллельны друг другу; в — валы лежат в разных плоскостях

В случае если валы лежат в одной плоскости, но оси их не параллельны между собой, рабочее пятно будет выглядеть так, как показано на рис. 2, б.

В случае, когда валы лежат в разных плоскостях, рабочее пятно при изменении направления нагрузки меняет свое положение, расположено у правого или левого конца зуба.

При контроле зубчатых передач необходимо обращать внимание на состояние рабочей поверхности зубьев. Оставляемые при обработке зубьев риски — надрезы на поверхности — являются первой причиной образования и развития усталостных трещин при циклических нагрузках колес. Трещины, как правило, появляются у ножки зуба. Развиваясь, они приводят к поломкам зуба. Причиной усталостного разрушения зубьев являются также динамические нагрузки, возникающие при торможении механизма. Износ зубьев зависит от качества их смазки. Ненадежная смазка приводит к полусухому и даже сухому трению, что, в свою очередь, приводит к быстрому износу.

Зубчатые передачи должны работать без торцевого биения, отсутствие которого проверяют индикатором.

При нормальной работе зубчатых передач прослушивается однообразный шум. Изменяющиеся шум, треск и удары свидетельствуют о неисправности передачи. Необходимо выявить причины и устранить неисправность в передаче.

Червячные передачи

В подъемно-транспортных машинах применяются червячные передачи — редукторы с горизонтальным расположением валов червяка и червячного колеса и с вертикальным расположением вала червячного колеса (например, в механизме поворота крана).

Дли нормальной работы червячной передачи имеет большое значение .положение рабочего пятна на зубьях колеса. Контактное пятно на зубьях колеса не должно выходить на боковые кромки зуба.

При переменном вращении передачи рабочее пятно должно располагаться посередине зуба (рис. 15), для нормального поступления смазки в зацепление длина рабочего пятна должна быть меньше длины зуба (60—70% длины зуба).

В зацеплении червяка с колесом работа сил трения преобразуется в тепло, вследствие этого все детали передачи нагреваются, а валы удлиняются. Это обстоятельство необходимо учитывать при регулировке зазоров в опорах передачи.

Осевой зазор в каждой паре конических роликоподшипников должен находиться в пределах 0,1—0,25 мм.

Рис. 3. Контроль пробой на краску правильности зацепления червячной пары:
а — колесо излишне смещено влево; б — колесо излишне смещено вправо; в — нормальное положение колеса

В процессе эксплуатации надо периодически, но не реже чем раз в год, контролировать величину этого зазора. Необходимо также проверять состояние червячного зацепления. На поверхности червяка могут появиться следы намазывания бронзы, которые удаляют тонкой наждачной бумагой. Если при этом на поверхности зубьев будут обнаружены задиры, их снимают шабром и наждачной бумагой.

После устранения обнаруженных дефектов необходимо проверить прилегание зубьев по краске. В реверсивном редукторе проверку пятен касания производят с обеих сторон каждого зуба.

Цепные передачи

Цепи, применяемые в подъемно-транспортных машинах, по роду выполняемой работы делятся на приводные и тяговые.

Приводные цепи осуществляют передачу движения с одного вала на другой. Могут работать с большими скоростями (30—35 м/сек). Тяговые цепи служат для перемещения грузов посредством несущих рабочих органов. Применяются в элеваторах, конвейерах и других транспортирующих машинах. Выполняются с диапазоном шагов от 60 до 1250 мм. Скорость движения цепей этой группы обычно не превышает 3 м/сек.

Техническое обслуживание цепных передач заключается в проверке стрелы провисания и регулировании ее натяжения, в проверке степени увеличения шага цепи, а также правильности расположения звездочек. Цепь выходит из строя вследствие того, что ее шаг, непрерывно увеличиваясь, в процессе работы достигает величины, при которой нарушается зацепление и начинает наблюдаться соскакивание цепи со звездочек. Увеличение шага происходит вследствие износа в шарнирах цепи.

Одна из причин нарушения нормальной работы цепной передачи — провисание холостой ветви цепи, являющееся (результатом ее удлинения вследствие износа звеньев.

Время от времени следует проверять натяжение цепи и в случае необходимости подтягивать ее с помощью натяжных приспособлений; при чрезмерной вытяжке цепи удалить одно звено при наличии переходных звеньев и два — при отсутствии их. Однако полная ликвидация провисания невозможна и вредна, так как излишнее натяжение резко увеличивает трение в шарнирах цепи и в подшипниках звездочек. Излишне натянутая цепь работает жестко, с характерным стуком. Некоторая слабина цепи позволяет ее звеньям занимать при работе наиболее благоприятное положение на зубьях звездочек, смазка в шарнирах не выдавливается.

Контроль натяжения цепи осуществляется замером стрелы провисания ее холостой ветви. С этой целью по касательной к звездочкам передачи прикладывают линейку или протягивают шнур, а затем замеряют стрелу провисания масштабной линейкой. Стрела провисания должна составлять 0,02 межцентрового расстояния для горизонтальных передач и 0,002—0,006 — для передач с углом наклона более 30°. Чаще всего пластины цепей и зубья звездочек изнашиваются вследствие неправильно произведенного монтажа передачи (перекосы и торцевое биение то,рцевых поверхностей звездочек).

Рис. 4. Определение стрелы провисания цепи

Рис. 5. Схема проверки расположения звездочек в одной плоскости

Правильность положения ведущей и ведомой звездочек в одной плоскости проверяют линейкой; при этом линейка должна одновременно касаться торцевых плоскостей звездочек в точках А, В, С и Ль Ви С\,

Особое внимание следует обратить на качество смазки трущихся поверхностей. При консистентной смазке шарниров снятую цепь нужно очистить металлической щеткой и промыть в керосине. После сушки цепь обильно смазывают путем погружения в горячую разжиженную смесь.

Рекламные предложения:







Читать далее:

Категория: - Портовые подъемно-транспортные машины

Главная → Справочник → Статьи → Форум



Разделы

Строительные машины и оборудование
Для специальных земляных работ
Дорожно-строительные машины
Строительное оборудование
Асфальтоукладчики и катки
Большегрузные машины
Строительные машины, часть 2,
Дорожные машины, часть 2
Ремонтные машины
Ковшовые машины
Автогрейдеры
Экскаваторы
Бульдозеры
Скреперы
Грейдеры Эксплуатация строительных машин
Эксплуатация средств механизации
Эксплуатация погрузочных машин
Эксплуатация паровых машин
Эксплуатация экскаваторов
Эксплуатация подъемников
Эксплуатация кранов перегружателей
Эксплуатация кузовов машин
Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины

 



Остались вопросы по теме:
"Зубчатые, червячные и цепные передачи подъемно-транспортных машин"
— воспользуйтесь поиском.


Машины городского хозяйства
Естественная история машин
Транспортная психология
Пожарные автомобили
Автомобили-рефрижераторы
Монтаж и эксплуатация лифтов
Тракторы


Администрация: Бердин Александр -
© 2007-2019 Строй-Техника.Ру - информационная система по строительной технике.

  © Все права защищены.
Копирование материалов не допускается.



RSS
Морская техника