На автомобилях установлены свинцовые аккумуляторные батареи типа 6-СТ-54-ЭМ. Номинальное напряжение батареи 12 в, емкость при 10-часовом режиме разряда 54 а-ч. Батарея расположена за сиденьем водителя и прикрыта крышкой. Для удобного доступа к ней нужно откинуть сиденье.
Аккумуляторная батарея состоит из шести последовательно соединенных аккумуляторов (элементов), каждый из которых имеет пять положительных и шесть отрицательных пластин, изолированных между собой при помощи сепараторов из микропористой пластмассы. Все шесть аккумуляторов размещаются в отдельных отсеках общего эбонитового бака.
Для подсоединения батареи в электрическую цепь служат полюсные клеммы двух крайних элементов, выполненные в форме усеченного конуса.
Каждый элемент батареи имеет отверстие, предназначенное для заполнения отсека электролитом и закрываемое резьбовой пробкой, а также вентиляционное отверстие, расположенное в пробке или специальном штуцере.
Электролит для заливки аккумуляторов приготавливают из смеси аккумуляторной серной кислоты (ГОСТ 667—53) с дистиллированной водой. Для получения электролита плотностью 1,270 необходимо 0,345 л серной кислоты на 1 л дистиллированной воды.
Электролит готовят в фаянсовой, керамической или эбонитовой посуде. В стеклянной посуде электролит готовить нельзя, так как стекло может лопнуть от высокой температуры. Кислоту тонкой струйкой вливают в воду, помешивая стеклянной или эбонитовой палочкой. Воду в кислоту вливать нельзя. Приготовленный раствор следует оставить на 15—20 ч в закрытой посуде, чтобы электролит остыл, а осадки выпали на дно; после этого можно заливать электролит в аккумуляторы.
Техническое обслуживание
При ТО-1 в объем проверки входят: наружный осмотр аккумуляторной батареи, очистка ее поверхностей от загрязнений и прочистка вентиляционных отверстий, а также замер уровмя электролита.
Если при наружном осмотре батареи будет обнаружено подтекание электролита через трещины в стенках бака, в крышках или в заливочной мастике, батарею снимают с автомобиля и отправляют в ремонт. Плохо закрепленные наконечники проводов нужно плотно укрепить на выводных штырях батареи, затянув до отказа открытым ключом гайки стяжных болтов.
От загрязнений, окислов и электролита батарею очищают ветошью, смоченной в 10-процентном растворе нашатырного спирта или кальцинированной соды. Наконечники проводов
после очистки следует смазать тонким слоем технического вазелина или маслом для двигателя.
Вентиляционные отверстия рекомендуется прочищать деревянной палочкой (спичкой). Использование для этих целей металлических предметов недопустимо во избежание загрязнения электролита солями металлов.
Уровень электролита лучше всего проверять стеклянной трубочкой диаметром 4—6 мм и длиной 150—180 мм. Трубочку опускают в каждый аккумулятор батареи до упора в щиток, лежащий над пластинами. Закрыв пальцем верхний конец трубочки, ее вынимают. По высоте столбика электролита в трубочке судят о его уровне в аккумуляторе. Уровень электролита должен быть на 10—15 мм выше пластины.
Понижение уровня электролита во время эксплуатации обычно происходит за счет испарения воды. Поэтому для пополнения электролита следует доливать в аккумуляторную батарею дистиллированную воду. Применение водопроводной воды категорически запрещается, так как в ней имеются вредные примеси (железо, хлор и др.), которые разрушают батарею.
При ТО-2, помимо работ, проводимых при ТО-1, проверяют плотность электролита, определяют степень заряженно-сти и исправность батареи нагрузочной вилкой и при необходимости подзаряжают.
Плотность электролита в каждом аккумуляторе батареи проверяют при помощи кислотомера-ареометра.
На новых автомобилях устанавливают аккумуляторные батареи с одинаковой в любое время года плотностью электролита, равной 1,270. В зависимости от климатического пояса, в котором эксплуатируют автомобиль, плотность электролита должна быть доведена до значений, указанных в табл. 35.
Если температура электролита выше или ниже 15 °С, то необходимо внести соответствующую поправку к показанию ареометра, пользуясь данными, приведенными ниже:
Выравнивание плотности электролита в аккумуляторах (если разница плотности электролита в разных аккумуляторах превышает 0,01) осуществляют доливкой электролита плотностью 1,4 или дистиллированной воды. Доливать электролит плотностью 1,4 можно только в том случае, если батарея полностью заряжена и плотность электролита достигла постоянства. В этом случае вследствие «кипения» электролита обеспечивается быстрое и надежное его перемешивание. Промежуток времени между доливами электролита или дистиллированной воды должен быть не менее 30 мин.
Измерять плотность электролита сразу после долива в него воды или после пуска двигателя стартером нельзя. В этих случаях батарею надо подвергнуть непродолжительной зарядке небольшим током или дать ей постоять 1—2 ч (без зарядки) для того, чтобы плотность электролита во всех аккумуляторах стала одинаковой.
Плотность электролита характеризует степень заряженности батареи.
Таким образом, зная исходную плотность электролита, можно приблизительно определить, на сколько процентов разряжена батарея.
Батарею, разряженную более чем на 25% зимой и более чем на 50% летом, необходимо поставить на подзарядку.
Степень заряженности и исправность батареи проверяют нагрузочной вилкой. Наиболее универсальна нагрузочная вилка, выпускаемая Новгородским заводом треста ГАРО модели ЛЭ-2. Два нагрузочных сопротивления величиной 0,019 и 0,011 ом позволяют создавать различные нагрузки в зависимости от номинальной емкости проверяемой батареи. Для проверки аккумуляторной батареи емкостью 54 а-ч включают сопротивление 0,019 ом, создающее нагрузку в 100 а.
Проверка аккумуляторной батареи под нагрузкой током большой силы позволяет выявить не только годность батареи, но и с достаточной точностью степень ее зарядки. Зависимость падения напряжения батареи от степени ее заряда приведена в паспорте, прилагаемом к нагрузочной вилке.
Оценка состояния аккумуляторной батареи по результатам проверки ее нагрузочной вилкой следующая.
Если напряжение каждого элемента батареи в течение 5 сек остается неизменным и составляет 1,7—1,8 в, то батарея исправна и полностью заряжена, а при напряжении 1,4—1,7 в требует зарядки.
Если напряжение всех элементов одинаково и находится в пределах 0,4—1,4 в, то батарея неисправна.
При отличии напряжения одного элемента от напряжения других элементов на 0,2 в или падении напряжения в течение 5 сек до 0,4—1,4 в батарея нуждается в заряде или ремонте.
Для удобства пользованием нагрузочной вилкой шкала вольтметра разделена на цветные зоны: зеленая — аккумулятор в хорошем состоянии, желтая — аккумулятор требует заряда и красная — аккумулятор требует ремонта.
При проверке состояния батареи нагрузочной вилкой наливные отверстия должны быть закрыты пробками, во избежание взрыва выделяющегося газа. Элементы, плотность электролита которых ниже 1,200, проверять нагрузочной вилкой не рекомендуется.
Разборка, ремонт и сборка аккумуляторной батареи
Для устранения таких дефектов, как короткое замыкание или сульфатация пластин, разрушение сепараторов и т. п., аккумуляторную батарею надо разобрать. Перед разборкой неисправной батареи ее надо разрядить, ибо губчатый свинец заряженных отрицательных пластин быстро окисляется на воздухе и пластины приходят в негодность. Разряжают батареи током, не превышающим 5 а, до напряжения 1,7 в на каждый аккумулятор. Разряжать можно только заряженные аккумуляторы, так как при наличии в батарее разряженных аккумуляторов их пластины будут переполюсованы током от соседних заряженных аккумуляторов,
В крайней необходимости батарею можно разбирать и без предварительного разряда, но тогда вынутые полублоки отрицательных пластин нужно немедленно ополоснуть дистиллированной водой и сохранять их погруженными в дистиллированную воду.
Если известно, что неисправен какой-нибудь один аккумулятор, то из бака извлекают только его, предварительно разрезав ножовкой (примерно посередине) соседние межэлементные перемычки. Если же неисправны все аккумуляторы (суль-фатация или замыкание пластин), то из бака извлекают все аккумуляторы единым блоком совместно с крышками.
Порядок разборки батареи следующий: слить электролит, нагретой металлической лопаткой удалить заливочную мастику с крышек, вынуть из бака блоки пластин всех элементов, осторожно удалить пинцетом сепараторы и промыть пластины проточной водой в течение 15—20 мин.
После просушки осмотреть детали и в зависимости от их состояния определить характер ремонта. При этом поврежденные сепараторы заменяются новыми или годными к употреблению старыми.
Пластины считают пригодными для дальнейшего использования, если целы решетки, а активная масса выпала не более чем из семи ячеек в разных местах пластины. Под ушком пластины допускается выпадение активной массы не более чем из двух ячеек. Активная масса должна прочно держаться в решетке, не иметь трещин, пузырей и налета крупнозернистого сульфата свинца. Активная масса положительных пластин должна быть коричневого цвета и бархатистой на ощупь. Активная масса отрицательных пластин должна быть светлосерого цвета и твердой на ощупь. Небольшой налет сульфата на пластинах удаляют ножом, а сильно засульфатированные пластины заменяют.
Если некоторые пластины окажутся непригодными, то проще всего заменить весь блок пластин, взяв его также из разобранной ранее аналогичной батареи (конечно, с заведомо исправными пластинами и сепараторами).
Если необходимо заменить одну или несколько пластин, вместо них следует ставить не новые, а бывшие в употреблении пластины, по своему состоянию приближающиеся к остающимся.
При подсборке отремонтированных аккумуляторов сепараторы ставят гладкой стороной к отрицательной пластине, ребристой — к положительной. Бак и крышки перед сборкой батареи тщательно очищают от мастики и кислоты. После установки блока или отдельного аккумулятора в бак края крышек заливают мастикой, нагретой до температуры 175—180 °С. Для получения ровной глянцевой поверхности затвердевшую мастику слегка прогревают пламенем паяльной лампы.
Перепиленные межэлементные соединения сваривают при помощи угольного стержня диаметром 6—7 мм, который соединяется с хорошо заряженной аккумуляторной батареей 3-СТ-135, 6-СТ-128 или двумя параллельно соединенными батареями типа 6-СТ-68. При сварке положительный полюс батареи подсоединяют к свариваемой детали, а отрицательный — к угольному электроду. Поверхности свариваемых перемычек зачищают до блеска. В качестве присадочного материала применяют свинец в прутках, флюсом служит стеарин.
После сборки аккумуляторную батарею заливают электролитом плотностью 1,125 для батарей с разряженными пластинами и 1,32 с заряженными. Затем проводят контрольно-тренировочный цикл для определения годности батареи.
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Аккумуляторная батарея автомобиля УАЗ"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы