На строительстве лесовозных дорог используют автомобили (самосвальные и кузовные) заводов ЗИЛ и МАЗ, тракторы общего назначения (ДТ-75, Т-100М, Т-100МГП, ДЭТ-250 и др.) и трелевочные (ТДТ-55, ТДТ-75, ТТ и др.). Автомобили предназначены для перевозки дорожно-строительных материалов и грунтов, тракторы служат для буксировки прицепных машин и базовыми тягачами для навесных орудий.
—
Для транспортирования строительных грузов применяется транспорт: рельсовый (.вагоны и платформы) и безрельсовый (грузовые автомобили и тракторы).
Автомобили грузовые характеризуются значительными скоростями движения, хорошей маневренностью, пригодностью для преодоления сравнительно крутых уклонов и небольшим радиусом поворота. Различают автомобили бортовые, самосвалы и специализированные (цементовозы, лесовозы, цистерны и др.).
Грузовые бортовые автомобили отечественного производства имеют грузоподъемность 2; 2,5; 3; 4; 4,5; 6; 12 тс. Разновидностью бортового автомобиля является седельный тягач, на который ‘опирается полуприцеп, что увеличивает сцепной вес автомашины и дает возможность более полно использовать тяговое усилие ее двигателя.
Автосамосвалы выпускаются в СССР грузоподъемностью 2,25; 3; 3,5; 5; 6; 10; 25 и 40 тс. Они могут работать с самосвальными прицепами и разгружаться либо на обе стороны, либо назад.
Для перевозки цемента в стране выпускаются автоцементовозы грузоподъемностью 7, 8; 12 и 24 тс. Разгрузка их обычно производится в результате самотека аэрированного цемента. Для аэрации выгружаемого цемента под мелкопористую продольную перегородку в нижней части цистерны подается сжатый воздух от компрессора, установленного на автотягаче. Возможна также подача цемента сжатым воздухом по трубопроводам на высоту до 20 м или по горизонтали на расстояние до 50 м при производительности до 30 т/ч.
Авто лесовозы выпускаются грузоподъемностью до 15 гс и предназначены для перевозки бревен, но используются также для перевозки труб, балок и других длинномерных грузов.
Автоцистерны на строительстве применяют для транспортирования горюче-смазочных материалов, воды и известкового молока. Емкость их 2000, 3000, 4000 и 5000 л.
Автомобили используются в строительстве также и в качестве базы для различных строительных машин: автокранов, экскаваторов, ямобуров и др.
Автомобиль состоит из шасси и кузова. Шасси включает двигатель, силовую передачу, ходовую часть и устройства для управления (рулевая система и тормоза). Крутящий момент, развиваемый двигателем, дисковым фрикционным сцеплением передается коробке передач. Нажатием на педаль можно выключить сцепление и работающий двигатель отключить от силовой передачи. В коробке передач имеется ряд шестерен, позволяющих, увеличивая передаточное число, уменьшать число оборотов ведущих колес, что, в свою очередь, увеличивает крутящий момент на них. Это необходимо для преодоления подъемов и в тяжелых дорожных условиях, а также при трогании автомобиля с места. Коробка передач позволяет при включенном оцеплении отключить двигатель от силовой передачи, а также получить задний ход автомобиля.
От коробки передач крутящий момент передается главной передаче с помощью карданного вала. Карданные сочленения обеспечивают передачу крутящего момента под меняющимся углом от коробки передач, укрепленной на раме, к подрессоренному заднему мосту. В состав главной передачи, изображенной на схеме, входят две конические шестерни. Большая, коническая шестерня присоединяется к дифференциалу, обеспечивающему качение ведущих колес автомобиля с разным числом оборотов при движении на поворотах. Главная передача, полуоси (валы), на которых закреплены ведущие колеса, и дифференциал заключены в кожух и носят название заднего ведущего моста 6. Для поворота автомобиля направо и налево служит рулевой механизм, поворачивающий передние колеса. Остановка автомобиля обеспечивается вмонтированными в тормозные барабаны колес тормозами, управление которыми производится с помощью педали или рычага.
Рис. 1. Схемы силовых передач
а — автомобиля; б — гусеничного трактора; в — колесного трактора
Автомобили оснащаются обычно шинами высокого давления 5—7 кГ/см2. При работе в тяжелых дорожных условиях все оси автомобиля выполняются ведущими и несут на себе шины низкого давления 1,5—2,5 кГ/см2 с увеличенной опорной поверхностью, что повышает проходимость машины. Наиболее высокой проходимостью обладают автомобили на арочных шинах.
Тракторы гусеничные мощностью от 54 до 250 л. с. используются для перемещения в пределах строительной площадки различных тяжеловесных грузов и для работы с бортовыми саморазгружающимися прицепами и прицепными землеройными машинами. На тракторах также монтируется навесное строительное оборудование: бульдозеры, корчеватели, краны и т. п.
Основными частями трактора являются: двигатель, рама, силовая передача, ходовая часть и механизмы управления.
На рис. 1, б показана кинематическая схема гусеничного трактора, а на рис. 1, в — колесного. От двигателя крутящий момент передается коробке передач. Сцепление позволяет отсоединять двигатель от силовой передачи. Коробка передач служит для изменения скорости, направления движения трактора (вперед, назад) и тягового усилия. От коробки передач через главную передачу, бортовые многодисковые фрикционы и бортовые передачи 10 вращение передается на ведущие звездочки гусеничного хода.
Поворот трактора производится отключением и торможением одной из гусениц. Для более крутого разворота трактора одновременно с поворотом на себя рычага включения бортового фрикциона нажимают на педаль соответствующего тормоза. На колесном тракторе вращение на ведущие колеса передается через дифференциал. Передние колеса являются поворотными.
При работе трактора с навесным или прицепным оборудованием (бульдозер, скрепер и др.) на нем устанавливается лебедка или гидропривод, которые приводятся в движение от вала отбора мощности.
Пневмоколесные тракторы по сравнению с гусеничными имеют более высокие скорости, повышенную мягкость хода и меньше утомляют водителя.
Гусеничные тракторы вследствие своего значительного веса имеют большую силу сцепления гусениц с грунтом и поэтому развивают большое тяговое усилие и обладают высокой проходимостью.
Дальнейшее развитие оборудования безрельсового транспорта идет по пути увеличения грузоподъемности машин и мощности их двигателей. В настоящее время в СССР начат серийный выпуск тяжелых автосамосвалов грузоподъемностью 27, 40 тс и подготавливаются к изготовлению машины грузоподъемностью 80 и 100 тс.
Намечается выпуск тракторов мощностью 220, 330 и 540 л. с.
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Автомобили и тракторы, применяемые на строительстве лесовозных дорог"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы