Медицинская служба — одна из старейших профессий автомобиля. Так, например, с этой целью они применялись на маневрах французской армии уже в 1890 г. Громадную роль сыграли автомобили-санитары в период первой мировой войны. В английской армии ими было перевезено 6,5 млн раненых, а во французской — более 10 млн.
Перед Великой Отечественной войной множество машин с красными крестами на бортах — «карет скорой помощи», как их тогда-по старинке называли,— трудились по всей нашей стране, сохраняя жизнь и здоровье советских людей. А когда грянула война, эти машины, призванные в армию, продолжали, по сути, выполнять ту же благородную работу.
Красные кресты стали рисовать на них и сверху — огромные, на всю крышу. Это был знак для самолетов — по общепринятым международным нормам противник не имел права ни бомбить, ни обстреливать санитарные машины. Но фашистским воздушным пиратам было давно наплевать на все международные нормы. И наивные красные кресты с крыш пришлось убрать. Вместо этого водители санитарных автомобилей научились маскировать свои машины ветвями берез и хвойными лапами, прятать их за кустами и в тени строений, ловко маневрировать под огнем, обманывая гитлеровских стервятников.
Работа водителей санитарных автомобилей была трудна и опасна. Ветераны 87-го Отдельного танкового Житомирского Краснознаменного полка М. М. Тур-ченко и О. Я. Фридман вспоминают один из эпизодов славного боевого пути, который прошла санитарная машина их части: «Она прибыла в часть под Харьковом в сентябре 1941 г. Первым ее водителем был сержант П. А. Галатов. В июле 1942 г. под Касторной он подо
брал на поле боя шестерых тяжелораненых и, несмотря на бомбежку, вывез их на этой машине. Пунктом назначения был Воронеж. Путь лежал через районы, где происходили активные военные действия. Медработников с ними не было — только водитель да раненые. В Землянске во время бомбежки спустили три ската. Галатов одно колесо заменил, а два передних чинить было некогда — в город уже входили гитлеровцы. Так, с поврежденными передними скатами, он вывел машину из опасной зоны. В конце концов Галатов добрался до Воронежа, где в последний санитарный поезд сдал всех раненых»*.
Война не обходится без потерь. И специально оборудованных санитарных машин, к сожалению, не хватало. Так, в начале операций по освобождению Левобережной Украины некомплект автомашин в санитарных ротах армий Степного фронта превышал 40%. Поэтому для эвакуации раненых широко использовали обратные рейсы (порожняк) автотранспорта подвоза. Во время боев на Курской дуге таким способом эвакуировали за пределы госпитальной базы: в 13-й армии — более 42 % всех раненых, в 70-й армии — 71 %, в 60-й армии — до 80 %.
Способы санитарной эвакуации с использованием обычных грузовых автомобилей были разработаны у нас еще перед войной. Суть их сводилась к тому, чтобы по возможности уменьшить нежелательную тряску. Поскольку рессоры грузовиков работали мягче под нагрузкой, рекомендовалось насыпать в кузов слой песка толщиной несколько сантиметров (балласт), а сверху класть солому или другое мягкое покрытие. По этой же причине считалось, что машину нужно загружать не только лежачими, но и дополнительно сидячими ранеными (так называемая комбинированная загрузка). Были разработаны и различные конструкции нар, устанавливаемых в кузов. Впрочем, они распространения не получили. А простые необорудованные полуторки и трехтонки возили раненых всю войну.
Во фронтовых условиях для эвакуации раненых с поля боя нередко использовались также мотоциклы с коляской, «джипы», тягачи и другой транспорт.
В годы войны в Красной Армии появились отдельные роты медицинского усиления, сокращенно ОРМУ. Они предназначались для приближения скорой квалифицированной медицинской помощи к раненым. ОРМУ имели в своем штате хирургов различных специальностей (общие, нейро, глазные, отоларингологи и др.) и благодаря собственному автотранспорту обладали высокой маневренностью. Бывший начальник ОРМУ-28 майор медицинской службы П. И. Долгин вспоминает: «Там, где шли бои, где лилась кровь, где было много раненых, там были и ОРМУ. Чаще всего наша ОРМУ придавалась медсанбатам, реже — полевым госпиталям. В ОРМУ было 16 групп усиления. Все—на автомашинах. В каждой группе два хирурга, три сестры, два санитара. Водитель машины, если в том была нужда, также подключался к санитарам. Такая группа при хорошей организации могла обработать за сутки раны у 150— 180 человек»*.
Медицинская служба Красной Армии использовала также ряд специальных машин (автодушевые, дезинфекционные камеры для обмундирования, лаборатории и т. д.)
Кто подсчитал, сколько жизней спасли за четыре года войны советские медики? Назвать абсолютно точную цифру, конечно, нет возможности. Но тем не менее есть достоверные данные, позволяющие судить о масштабах этой гигантской работы. В период Великой Отечественной войны наши солдаты в белых халатах вернули в строй 78 % всех раненых и 96 % больных. Немалый вклад в это благородное дело внесли и фронтовые шоферы — водители видавших виды армейских санитарных машин.
Сегодня военно-медицинская служба Советской Армии хорошо оснащена в техническом отношении, в том числе и самой разнообразной автомобильной техникой. Она имеет новые средства розыска и обнаружения, сбора и эвакуации раненых, обеспечена специальными гусеничными транспортерами, санитарными автомобилями и автобусами.
В распоряжении военных медиков имеются современные лаборатории, стерильно-дистилляцион-ные и дезинфекционно-душевые установки, средства для хранения и транспортировки медицинских препаратов, системы для переливания крови в полевых условиях и другое новейшее оборудование, смонтированное или перевозимое на автомобилях.
Современная военно-медицинская служба — служба моторизованная.
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Автомобили с красным крестом"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы