При сооружении колодцев, свайных оснований трубопроводов, фундаментов зданий, опор энергомагистралей и линий связи применяются самоходные бурильно-крановые машины, оснащенные бурильным и грузоподъемным (крановым) оборудованием. Бурильное оборудование таких машин предназначено для проходки вертикальных и наклонных скважин большого диаметра (от 0,3 Д° 0>8 м) способом вращательного бурения в талых, мерзлых и вечномерзлых грунтах на глубину до 8 м, крановое — для установки в пробуренные скважины блоков колодезных облицовок, свай, столбов и других элементов массой до 1500 кг.
Рис. 9.5. Бурильно-крановая машина с поворотным рабочим оборудованием: а — общий вид; б —кинематическая схема
Бурильно-крановые машины монтируются на грузовых автомобилях нормальной и повышенной проходимости, пневмоколесных и гусеничных’ тракторах. У некоторых типШ бурильно-крановых машин на базе автомобиля рабочее оборудование размещается на поворотной платформе и приводится в действие от самостоятельного двигателя, установленного там же. Поворотное в плане рабочее оборудование (угол поворота составляет ±90°) обеспечивает бурение нескольких скважин с одной прзиции машины, что существенно повышает ее производительность. Неповоротное рабочее оборудование монтируется на специальной раме сбоку или сзади базовой машины и приводится в действие от ее силовой установки. Бурильно-крановые машины .на базе гусеничных тракторов могут иметь навесное бульдозерное оборудование с гидравлическим управлением для выполнения предварительных планировочных работ на участках бурения и обратной засыпки скважин. Основным рабочим органом машин служат лопастные и шнековые буры, режущие кромки которых оснащены резцами с твердосплавными пластинами.
Бурение Скважины происходит- при сообщении буру одновременно вращательного и поступательного (вдоль оси) движений, а также дополнительного осевого усилия напора. Частота вращения бура может быть постоянной и переменной. Для удаления разрушенного грунта из скважины бур периодически поднимают на дневную поверхность; грунт разбрасывается вращающимися лопастями в сторону от скважины.
У машин с глубиной бурения до 3 м подача бура в забой и его подъем осуществляются гидроцилиндром двустороннего действия, с большей глубиной бурения — подача посредством гидроцилиндров и гидропатрона, подъем с помощью фрикционной лебедки и каната. Каждая машина оборудована лебедкой и полиспастом с крюковой подвеской для подъема-опускания грузов. Буровое и грузоподъемное оборудование монтируется на мачте, установка которой в рабочее и горизонтальное транспортное положение производится гидроцилиндрами. Устойчивость машин при работе обеспечивается выносными опорами с гидроприводом.
Рассмотрим в качестве примера конструкцию самоходной бу-рильно-крановой машины с поворотным в плане рабочим оборудованием, предназначенным для бурения скважин диаметром 0,3 и 0,4 м на глубину до 6 м.
Базой для машины служит трехосный автомобиль (рис. 9.5), на раме которого вместо кузова укреплено опорно-поворотное устройство с поворотной платформой. На поворотной платформе размещены дизельный двигатель, трансмиссия привода, буровое и крановое оборудование, а также кабина машиниста.
Рабочий орган машины — шнековый бур, механизмы его привода и подачи, а также крановое оборудование смонтированы на четырехгранной трубчатой мачте. Сверху к мачте прикреплен гусек с блоками для грузового каната. Нижний конец мачты шарнирно установлен в проушинах поворотной платформы. Подъем мачты в вертикальное (рабочее) и опускание ее в горизонтальное (транспортное) положения относительно оси поворота, производятся двумя гидроцилиндрами двустороннего действия.
Буровой инструмент крепится к нижнему концу буровой штанги квадратного сечения, свободно пропущенной через квадратные отверстия в механизме зажима и подачи и в ступице ведомой цилиндрической шестерни редуктора вращателя. Верхний конец штанги шарнирно закреплен в вертлюге. Вертлюг подвешен на канате, сходящем с барабана Б для подъема штанги двухбарабанной фрикционной лебедки. Грузовой барабан А лебедки служит для подъема грузов, установки свай, столбов и оболочек с помощью крюковой подвески и каната, образующего двукратный полиспаст. Привод двухбарабанной лебедки, а также механизма вращения поворотной платформы производится от редуктора отбора мощности через цепную передачу, промежуточный вал, реверс я шестеренчатую распределительную передачу.
Вращение штанги с буровым инструментом осуществляется от дизельного двигателя через механическую трансмиссию, в состав которой входят карданный вал, коробка передач, поворотный редуктор и вращатель. Механическая коробка передач обеспечивает шесть скоростей вращения бура в диапазоне от 28 до 259 об/мин.
Принудительная подача бурового инструмента в забой производится гидравлическим механизмом зажима и подачи штанги, основным узлом которого является четырехкулачковый гидравлический патрон, подвешенный к штокам двух гидроцилиндров двустороннего действия. В процессе бурения патрон зажимает штангу, а гидроцилиндры подают ее в забой. Скорости подачи и вращения бура меняются в зависимости от физико-механических свойств разрабатываемого грунта. При работе машина дополнительно опирается на два гидравлических аутриггера.
Гидравлическая система машины обслуживается шестеренным насосом. Производительность машины 120—130 м/смен при бурения скважин диаметром 0,400 м на глубину 6 м в мерзлых и вечномерзлых грунтах.
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Бурильно-крановые машины"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы