Строительные машины и оборудование, справочник



Категория:
   Бульдозеры, рыхлители

Публикация:
   Экономическая эффективность эксплуатации бульдозеров и рыхлителей

Читать далее:




Экономическая эффективность эксплуатации бульдозеров и рыхлителей

Для оценки эффективности внедрения новой техники рассчитывают экономическую эффективность машины. Во всех расчетах экономическую эффективность определяют сопоставляя приведенные затраты на выполнение одного и того же технологического процесса с помощью новой и сравниваемой машины. По разности приведенных затрат сравниваемых машин рассчитывают экономический эффект.

Экономический эффект определяют путем последовательного нахождения основных экономических показателей. К ним относятся годовая эксплуатационная производительность, капитальные вложения, связанные с приобретением и эксплуатацией машин, текущие затраты, а также ряд других показателей — трудоемкость, материалоемкость, энергоемкость продукции, вырабатываемой машиной, надежность и эргономические показатели.

Если длины рабочего и холостого ходов неизвестны, то в расчете их принимают в пределах 15—70 м, а рабочую скорость равной первой скорости трактора при номинальной частоте вращения вала двигателя. Скорость холостого хода для тракторов с механической трансмиссией принимают равной наивысшей скорости заднего хода трактора, но не более 11 км/ч, а для тракторов с гидромеханической трансмиссией не более 9 км/ч.

Производительность новых и модернизированных бульдозеров общего назначения следует оределять в полевых условиях. Техническую производительность необходимо устанавливать для двух бульдозеров однотипного управления при основном рекомендуемом заводом-изготовителем угле резания на разработке траншей на ровном горизонтальном участке с уклоном не более 0,5%. Рекомендуется разрабатывать грунт суглинок I—II категории прочности с объемной массой 1,8—2,0 г/см3 и влажностью 10—20%. Разработку грунта производят на рабочей передаче переднего хода, а обратный ход — на максимальной передаче заднего хода. Траншеи разрабатывают с отсыпкой грунта в кавальер по единообразной схеме выполнения работ для перемещения грунта на расстояния: 15—25; 30—50 и 60—100 м с шестикратной повторностью.

Время разработки траншей должно быть одинаковым для обоих сравниваемых бульдозеров и выбирают его из расчета получения траншеи шириной на 0,1—0,2 м больше ширины отвала и глубиной не менее высоты отвалов.

При разработке каждой траншеи должны определять число циклов; время, затрачиваемое на каждый элемент цикла (рабочий ход, холостой ход, остановка после рабочего и холостого ходов); длину рабочего и холостого ходов в каждом цикле; время, затрачиваемое на включения всех рычагов управления бульдозером по выборочным измерениям за 30 мин работы.

По окончанию разработки траншеи должны определять размеры траншеи и кавальера (через 2 м), а также размеры боковых валиков грунта и плотность грунта на дне траншеи (через 2—4 м).

Данные хронометража, полученные при разработке траншеи, должны заносить в соответствующие формы. По хронометражным данным и результатам измерений должны вычислять среднее время циклов и его элементов; среднюю скорость рабочего и обратного ходов; объем разработанного грунта в плотном теле (объем траншеи), в валиках и перемещенного; часовую производительность, м3/ч; средний объем призмы волочения, м3; часовой и удельный расход топлива; среднюю дальность перемещения; коэффициенты загрузки двигателя машины по расходу топлива и эффективности бульдозера.

Бульдозеры с поворотными отвалами должны дополнительно подвергать испытаниям на определение производительности при засыпке траншей и разработке террас на косогорах. Основной целью таких испытаний является выявление эффективности перемещения грунта бульдозером, отвал которого установлен под углом в плане.

При засыпке траншеи бульдозер должен осуществлять перемещение грунта двумя способами: продольным движением вдоль траншеи с отвалом, установленным под углом в плане; косыми проходами поперек траншеи с прямо установленным отвалом и отвалом, установленным под углом в плане. Длина засыпаемых траншей должна быть не менее 30-кратной длины отвала.

Разработка террас на косогорах также осуществляется при двух установках отвала: под углом в плане и при прямой установке. Косогор должен иметь угол не менее 12°, длина террасы — не менее 30-кратной длины отвала, ширина — не менее чем на 0,5 м больше ширины отвала.

Перспективным развитием конструкции бульдозеров является оснащение универсального бульдозера отвалом с гидроприводом поворота в плане. Достигаемая этим возможность управления положением отвала в плане без остановки машины и выхода машиниста из кабины существенно повышает производительность бульдозера в результате сокращения рабочего цикла и усовершенствования технологии земляных работ.

Рабочий цикл такого универсального бульдозера не содержит холостого хода, так как в конце хода производится разворот машины в обратном направлении, совмещаемый с перестановкой отвала, и возвращающийся в забой бульдозер совершает также рабочий ход. Особенно существенно возрастает производительность такого бульдозера при длинных ходах (свыше 60 м). Оснащение универсального бульдозера гидроприводом поворота отвала обеспечивает повышение его производительности на 18—60% в зависимости от условий производства земляных работ.

Подобный эффект может быть достигнут при использовании бульдозера с гидравлическим поворотом отвала в плане также и на работах по возведению насыпи, планировке и засыпке траншей.

Производительность рыхлителя при рыхлении горных пород и мерзлых грунтов зависит от объема разрыхленного грунта, скорости передвижения рыхлителя при рабочем и холостом ходах, времени на развороты и опускание зуба рыхлителя, а также от применяемой схемы рыхления. Объем одновременно разрыхляемого грунта зависит от глубины рыхления, шага между зубьями, глубины рыхления и длины заезда.

Под эффективной глубиной рыхления принято принимать толщину разрушенного слоя грунта без каких-либо гребешков нетронутого материала, который без затруднений можно разрабатывать машинами, работающими после рыхления.

Экономическая эффективность применения рыхлителей для разработки горных пород целиком зависит от прочности разрабатываемого материала и мощности базового трактора. Навесными рыхлителями на базе гусеничных промышленных тракторов мощностью 184—294 кВт можно рыхлить почти все трещиноватые и выветренные породы, за исключением прочных монолитов, мощность залегания которых превышает 30—40 см. Механическое рыхление особенно эффективно на осадочных породах (известняк, песчаник, мергель) и некоторых типах трещиноватых пород метаморфического происхождения с малым сопротивлением сжатию и с пониженной твердостью.

Для определения экономической рациональности использования рыхлителя того или иного класса на конкретном объекте необходимо заранее установить прочностные характеристики породы. Распространенные методы оценки физико-механических свойств горных пород, основанные на определении их сопротивляемости различным видам нагрузок, не дают полного представления о состоянии массива, в частности, о его трещиноватости и слоистости. Последние факторы наряду с прочностью являются основными показателями, определяющими рыхлимость горной породы. Кроме того, при разработке карьеров и строительстве инженерных сооружений на горных породах необходимо знать прочность материала по всей глубине разработки, так как с изменением глубины изменяются прочностные характеристики материала и поэтому трудно заранее составить оптимальные технологические схемы ведения работ.

Быстрое и сравнительно дешевое получение необходимой информации о рыхлимости массива обеспечивают сейсмические методы исследования. С помощью портативной аппаратуры сейсмический способ позволяет в полевых условиях определить степень рыхлимости породы на глубину в десятки метров и сделать вывод о целесообразности применения рыхлителя данного класса или буровзрывного способа.

Исследованиями установлено, что скорость распространения сейсмических волн хорошо коррелируется с прочностью и трещиноватостью массива и может служить обобщенным показателем, учитывающим изменение этих факторов. С увеличением прочности горной породы скорость распространения сейсмических волн возрастает, а с увеличением трещиноватости — уменьшается. Сейсмический способ основан на регистрации скорости распространения сейсмических волн, зависящих от плотности горной породы и изменяющихся от 6100 м/с в плотных породах до 300 м/с в рыхлых суглинистых грунтах.

Отечественной промышленностью – для определения скорости прохождения сейсмических волн в породе выпускается установка ОСУ-1.

В зависимости от скорости распространения сейсмической волны породы по разрыхляемости разделяют на слабые (до 900 м/с), средние (900—1200 м/с), крепкие (1200—1500 м/с). При разработке слабых пород, характеризуемых скоростью сейсмической волны 300 м/с, рыхления не требуется, при 600 м/с производительность рыхлителя (дреднего/тяжелого) составляет 1800/2600; при 900—900/1500; при 1200—400/750; при 1500—190/370; при 1800— 75/200 м3/ч. При разработке очень крепких пород, характеризуемых скоростью сейсмической волны, равной 2100, 2400 м/с, производят буровзрывные работы.

При рыхлении горных пород рыхлителем ДП-9С его производительность можно ориентировочно определить по шкале разрыхляемости, приведенной в инструкции по эксплуатации рыхлителя.

Рыхлитель ДП-9С можно эффективно использовать для разработки горных пород с коэффициентом крепости до 12 (по шкале проф. М. М. Протодьяконова), характеризуемых скоростью прохождения сейсмической волны до 1600 м/с. Опыт эксплуатации подтверждает, что рыхлители на базе гусеничных тракторов являются очень эффективными машинами для разработки мерзлых и вечномерзлых грунтов.

При рыхлении мерзлых пород наиболее эффективная работа обеспечивается при использовании однозубого рыхлителя на базе тракторов высокого класса. Так, при рыхлении вечномерзлого валунно-галечного материала (10% валунов со средним размером— 8—10 мм, 75% гальки средним размером 2—3 мм и 15% глинистых включений) средняя техническая производительность рыхлителя 9В (фирмы «Катерпиллер») составила около 700 м3/ч при глубине рыхления 0,6—0,8 м [10].

Эксплуатационные испытания, проведенные в зимнее время в Магаданской области, рыхлителя ДП-29ХЛ с бульдозером ДЗ-124ХЛ на базе трактора Т-330 подтвердили высокую эффективность агрегата. При температуре воздуха минус 23—43 °С разрабатывали блоки мерзлых галечно-эфельных и торфяных грунтов влажностью 10% и температурой минус 23—24 °С с примесью песчано-илистого и песчано-глинистого материала. При определении технической производительности бульдозера с рыхлителем разрабатывали блоки мерзлого грунта длиной 60 м и шириной 20 м. Послойное рыхление осуществляли продольно-поворотным и перекрестным резами двух слоев с уборкой каждою слоя разрыхленного грунта бульдозером и отсыпкой в отвал трапецеидальной формы. Продольное рыхление осуществляли смежными кольцевыми заездами с поворотом трактора в конце реза, а перекрестное рыхление выполняли поступательными заездами с движением трактора назад холостым ходом. При рыхлении средняя длины шага продольно-поворотного рыхления составила 0,83—1 м и перекрестного 0,9—1,3 м, причем больший шаг — для верхнего слоя и меньший —для нижнего. Одновременно в аналогичных условиях был испытан бульдозер с рыхлителем на тракторе D9H фирмы «Катерпиллер».

Проведены эксплуатационные испытания рыхлителя ДП-9ВХЛ на сезонно-мерзлых грунтах, промерзших на глубину до 1,6 м. Производили послойное рыхление мерзлых грунтов — песка, супеси и суглинка. Наличие механизма дистанционного регулирования максимальной глубины рыхления обеспечило получение наиболее рациональной схемы разработки мерзлых грунтов разной прочности для сплошного разрушения массива и дальнейшей его разработки обычным землеройным оборудованием.

Рис. 1. Шкала разрыхляемос-ти горных пород рыхлителем ДП-9С

Пластично-мерзлые грунты (С=30-?40) рыхлили с наибольшим вылетом зуба на полную глубину промерзания. В этих условиях шаг рыхления составил 1,2—1,4 м, а техническая производительность достигала 1200—1707 м3/ч.

При рыхлении твердомерзлых грунтов (С=50-?100) использовали сначала продольно-поворотную схему работы: рыхление параллельными резами на глубину 0,7 и 0,95 м с шагом рыхления 0,7 и 1,0 м. Окончательно ослабленный грунт рыхлили в поперечном направлении на глубину 0,7—0,95 м с шагом 1,2 м. Техническая производительность при рыхлении составила 218— 291 м3/ч.

Рыхление наиболее прочных мерзлых грунтов (С>100) осуществляли продольно-перекрестным методом на глубину 0,3—0,7 м и шагом рыхления не менее 0,5—0,8 м, так как при уменьшении

шага рыхления возможны боковые уводы рыхлителя в предыдущий рез в момент скола целика грунта. Техническая производительность в этих условиях составила 45—196 м3/ч.

Эксплуатационными испытаниями рыхлителя ДП-9ВХЛ установлено, что использование механизма изменения вылета стойки зуба позволило повысить техническую производительность рыхлителя на, 15—30% на грунтах с различными физико-механическими характеристиками.

Рыхление и последующее перемещение бульдозером разборных скальных грунтов траншейным способом производили при разработке траншей длиной 40 м и шириной 10 м. Средняя техническая производительность составила 292 м3/ч.

Оснащение рабочего органа рыхлителя уширителями с оптимальными параметрами позволяет повысить производительность рыхлителя и снизить энергоемкость процесса рыхления. Производительность при использовании уширителей в зависимости от класса машины и способа рыхления возрастает в 1,2—1,5 раза.

Рекламные предложения:



Читать далее:

Категория: - Бульдозеры, рыхлители

Главная → Справочник → Статьи → Форум



Разделы

Строительные машины и оборудование
Для специальных земляных работ
Дорожно-строительные машины
Строительное оборудование
Асфальтоукладчики и катки
Большегрузные машины
Строительные машины, часть 2,
Дорожные машины, часть 2
Ремонтные машины
Ковшовые машины
Автогрейдеры
Экскаваторы
Бульдозеры
Скреперы
Грейдеры Эксплуатация строительных машин
Эксплуатация средств механизации
Эксплуатация погрузочных машин
Эксплуатация паровых машин
Эксплуатация экскаваторов
Эксплуатация подъемников
Эксплуатация кранов перегружателей
Эксплуатация кузовов машин
Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины

 



Остались вопросы по теме:
"Экономическая эффективность эксплуатации бульдозеров и рыхлителей"
— воспользуйтесь поиском.

Машины городского хозяйства
Естественная история машин
Транспортная психология
Пожарные автомобили
Автомобили-рефрижераторы
Монтаж и эксплуатация лифтов
Тракторы

Небольшой рекламный блок


Администрация: Бердин Александр -
© 2007-2019 Строй-Техника.Ру - информационная система по строительной технике.

  © Все права защищены.
Копирование материалов не допускается.


RSS
Морская техника - Зарядные устройства