Производительность изготовления железобетонных изделий значительно повышается за счет сокращения сроков их твердения. Основные способы ускорения твердения бетона — применение быстротвердеющих цементов повышенных марок, введение добавок-ускорителей, тепловая обработка паром и электропрогрев. Наилучшие технико-экономические показатели наблюдаются при применении тепловой обработки бетона паром, позволяющей сократить срок твердения бетона с 28 сут (при твердении в естественных условиях) до 6—8 ч и менее. Это дает возможность довести оборачиваемость камер твердения и форм до двух, а иногда до трех раз в сутки. Обычно тепловую обработку ведут до достижения бетоном прочности в размере 70% проектной. При этой прочности разрешается расформовывать даже предварительно напряженные конструкции и изделия и монтировать их с таким расчетом, чтобы к моменту полного загруже-ния конструкций прочность их достигала проектной. В естественных условиях изделия достигают 70%-ной прочности за 8—10 сут.
Сущность тепловлажностной обработки бетонных и железобетонных изделий в камерах пропаривания заключается в выдерживании изделий в камере, заполненной насыщенным паром или паровоздушной смесью, при оптимальных для ускоренного твердения бетона температуре и влажности среды до достижения бетоном заданной прочности. Режим пропаривания в камерах характеризуется продолжительностью подъема температуры, выдержкой при максимальной температуре и продолжительностью охлаждения, а также наибольшей температурой в период изотермического прогрева. В зависимости от свойств цемента и его вида, свойств бетонной смеси (жесткая или подвижная), вида бетона (тяжелый или легкий), размеров изделий (тонкие или массивные) режимы пропаривания бывают самые разнообразные.
Температуру в камере пропаривания следует повышать плавно (во избежание возникновения значительных перепадов в изделии) со скоростью 10—35 град/ч. Чем массивнее изделия, тем скорость повышения температуры должна быть меньше. Снижение температуры в камере после отключения подачи пара по тем же причинам, что и при разогреве, не должно превышать 30— 40 град/ч. При изготовлении изделий, к которым предъявляются требования по морозостойкости, скорость повышения и снижения температуры должна быть в 2 раза меньше обычной. Температура при выгрузке изделий из камеры должна быть такой, чтобы перепад между температурами окружающей среды и изделия не превышал 40—50 °С. Изотермическая выдержка продолжается 6—8 ч при максимальной температуре 80—90 °С. Таким образом, общая продолжительность пропаривания для изделий на обыкновенном портландцементе в среднем составляет 12—15 ч. Перед загрузкой в камеру изделия после формования должны выдерживаться в течение 2—4 ч и более при обычных температурах, что благотворно сказывается на прочностных характеристиках бетона в последующем.
Рис. 168. Камеры пропаривания системы проф. Л. А. Семенова а — периодического действия; б — непрерывного действия
Камера пропаривания периодического действия (рис. 168, а) выполняется в виде ямы глубиной 2 м. Внутреннюю поверхность ямы облицовывают кирпичными или бетонными стенками, выступающими на 0,5 м над уровнем пола цеха. Сверху яма закрыта теплоизолирующей крышкой, не допускающей просачивания пара в цех. Для герметизации крышек в месте примыкания их к стенам сверху по периметру устраивают гидравлический затвор. Затвор образуется вследствие входа выступов крышки в канавку, заполненную песком или водой. Вверху и внизу камеры установлены перфорированные парораспределительные трубы, в которые пар поступает из магистрального паропровода. Для равномерной подачи пара по всей площади камеры в трубах через каждые 150—200 мм просверлены отверстия диаметром 3—4 мм.
Изделия в камеру загружают сверху краном и устанавливают в несколько рядов по высоте. После установки крышки в камеру через нижние пароподводящие трубы подают пар, в камере образуется паровоздушная смесь, и происходит постепенный подъем температуры. При достижении температуры 80—90° С нижнюю разводку отключают и пар подают только сверху. Так как чистый пар легче паровоздушной смеси, он распространяется по всей площади камеры, вытесняя паровоздушную смесь по обратной трубе. Удаляемый из камеры пар проходит через конденсатор с холодильником, в котором конденсируется. После определенной выдержки изделия из ямы поднимают краном и отправляют потребителю.
Среди камер пропаривания непрерывного действия заслуживают внимания вертикальные камеры башенного типа (см. рис. 168,6). В нижнюю часть двухветвевоя шахты с одной стороны через определенный промежуток времени загружают сформованное изделие при одновременной выгрузке готового изделия с противоположной стороны. Гидроподъемником изделие постепенно перемещается вверх, затем по горизонтали передается на другую ветвь шахты и опускается вниз. Достигнув пола камеры, изделие выгружается из нее. Насыщенный пар подается через перфорированные трубы под самый потолок камеры и, как наиболее легкий компонент, распространяется по всей поверхности и вытесняет вниз паровоздушную смесь, удалению которой содействуют специальные отсасывающие устройства. В зоне изотермического прогрева обработка ведется в чистой паровой среде с температурой, близкой к 100°С, при 100%-ной относительной влажности воздуха. В камере одновременно подвергаются тепловой обработке от 10 до 20 изделий, расположенных на одинаковом расстоянии друг от друга.
В настоящее время начинают применять метод горячего формования бетона, позволяющий резко сократить время тепловой обработки. При этом методе бетонные смеси предварительно разогревают электрическим током до температуры 75—80 °С. Свежесформованные горячие изделия укрывают от потерь тепла в термос и оставляют на 4—6 ч, в течение которых бетон набирает необходимую прочность. Время прогрева электротоком не превышает 8—12 мин.
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Камеры пропаривания"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы