Машина КС-6 предназначена для выкоики и очистки от примесей корней сахарной свеклы, а также для погрузки их в транспортные средства.
Машина состоит из двигателя, ходовой части, подкапывающих рабочих органов, шнекового очистителя, продольного элеватора, ленточного транспортера, комко-дробителя и погрузочного элеватора. Двигатель СМД-64 такой же, как и у зернового комбайна СК-6 «Колос». Ходовая часть одинаковая по устройству с ходовой частью комбайна СК-5 «Нива».
При движении корнеуборочной машины диски копачей извлекают корни из почвы и битерами они перебрасываются на шнековый очиститель. Под действием вращающихся с различной скоростью шнеков ворох очищается от земли, растительных остатков и подается на продольный элеватор. Элеватор транспортирует корни в бункер, откуда они горизонтальным ленточным транспортером перемещаются на комкодробитель, кулачки которого разрушают и удаляют из вороха комки почвы.
Далее корни элеватором выгружаются в кузов рядом идущего транспорта.
Рис. 1. Корнеуборочная машина КС-6:
а — схема технологического процесса; 1 — продольный элеватор; 2 —ленточный транспортер; 3 — комкодробитель; 4 — погрузочный элеватор; 5 — кузов; б — шнековый очиститель; 7 —редуктор; 8, 9 — приводной и пассивный диски копачей; б — копач; 1 — конический редуктор: 2, 11 — приводной и пассивный диски копача; 3, 10 — регулировочные и защитные шайбы; 4, 5 — конические подшипники; 6 — изогнутая ось; 7 —стойка’ 8 — стопорная шайба; 9 — гайки
Когда в ворохе нет почвенных комков, направление движения ленты 2 изменяется и корни попадают на выгрузной элеватор, минуя комкодробитель. Для смены транспортных средств на ходу предусмотрена возможность кратковременного (20—30 с) отключения ленточного транспортера и погрузочного элеватора. При этом корни накапливаются в бункере. После смены транспорта все механизмы включаются в работу.
Копачи смонтированы на отдельной раме, навешенной на раме шасси посредством шарового шарнира и перемещаемой по высоте выносным гидроцилиндром. Каждый копач прикрепляется к переднему поперечному брусу подвижной рамы двумя хомутами. При необходимости копачи могут быть сдвинуты на поперечном брусе при расслабленных хомутах и установлены на заданную величину междурядий.
Узел копача состоит из двух дисков, смонтированных посредством конических подшипников на цапфах изогнутой оси, которая приварена к стойке.
Расположены диски под углом друг к другу, в результате чего сходящиеся кромки ободьев образуют зазор 30—45 мм. Регулировка зазора проводится в зависимости от размеров убираемых корней шайбами. На рисунке показана установка дисков с наибольшим зазором; шайбы расположены между корпусом конических подшипников и диском. Чтобы получить наименьшее расстояние, шайбы переставляют между диском и корпусом редуктора. Конический редуктор присоединен к одному из дисков и служит для принудительного вращения его. Он состоит из корпуса, вала-шестерни и венца ведомой шестерни, закрепленной болтами на ступице. Последняя установлена в корпусе на шарикоподшипниках и соединена шлицами с хвостовиком фланца. Фланец вместе с диском копача крепится болтами к корпусу конических подшипников. Контрольный размер (109+В) ±0,05 регулируется прокладками.
Величина В вытравлена на шестерне. Зазор между шестернями регулируется прокладками. Зазор в конических подшипниках дисков регулируется гайками, а фиксируется стопорными шайбами 8. Через каждые 30 ч работы проверяют и подтягивают гайки крепления дисков копачей.
Глубину хода копачей регулируют перестановкой штырей, ограничивающих опускание подвижной рамы. В зависимости от размера корней копачи устанавливают на глубину 8—10 см. В отдельных случаях ее уменьшают до 6 см. При этом уменьшаются количество земли в ворохе и нагрузка на очиститель. Однако следует учитывать, что при недостаточной глубине могут повреждаться корни.
При работе на тяжелой влажной почве для лучшего удаления земли между спицами дисков дополнительные пальцы снимают. На участках с легкими почвами и мелкими корнями для предотвращения потерь работают с дополнительными пальцами.
Битерное устройство состоит из четырех узлов, соединенных между собой цепными муфтами: редуктора, левого, среднего и правого битеров. Обе половинки каждого битера стягиваются болтами на квадратном валу. Одновременно с установкой копачей на требуемую величину междурядий битеры сдвигают вдоль квадратного вала при ослабленных болтах. При этом лопасти не должны задевать диски копачей.
Между половинками битера устанавливают прокладки. Число их подбирают так, чтобы до затяжки болтов 6 зазор между половинками битеров и прокладками составлял 1 мм. Этим обеспечивается надежное крепление битеров на валу и предотвращается чрезмерный изгиб соединяемых частей битеров. Длина лопастей регулируется в зависимости от условий работы перестановкой накладок вдоль лопастей, в которых имеются дополнительные отверстия под шпильки.
Валы битеров при монтаже поворачивают относительно друг друга на 30°. В результате этого лопасти вступают в работу поочередно и создают равномерную нагрузку на приводное устройство.
Для привода всех копачей и редуктора битеров на машине установлен цилиндрический редуктор. Валы привода имеют предохранительные муфты, которые в заводских условиях регулируются на нормальную нагрузку. Если в процессе работы муфты пробуксовывают, то через специальные люки затягивают круглые гайки не более чем на пол-оборота. Сильная затяжка может привести к поломке привода.
Шнеков ый очиститель состоит из четырех шнековых барабанов и двух вальцов. Все барабаны и вальцы вращаются в одном направлении — против хода движения комбайна.
При сборке очистителя нельзя допускать, чтобы витки шнеков касались друг друга. Вальцы перемещаются относительно шнеков по высоте путем перестановки их подшипников по дополнительным отверстиям. Более высокое расположение вальцов способствует задержке корней на очистителе и лучшей очистке их от примесей.
Это применяют при крупных корнях и влажной почве. Если корни мелкие, зазор между вальцами и шнеками уменьшается во избежание потерь.
Особое внимание уделяется контролю расстояния между поверхностью первого шнека очистителя и режущей кромкой дисков копачей. Оно должно быть 80±5 мм.
Рис. 2. Узлы корнеуборочной машины КС-6:
Привод к редукторам шнеков осуществляется от верхнего редуктора. Ведомый вал его снабжен предохранительной муфтой. Она состоит: из двух зубчатых шайб 8 шлицевой втулки, стержня, двух шайб двух пружин, регулировочной гайки, стопорной шайбы и контргайки. Необходимо тщательно регулировать муфту. Чрезмерная затяжка ее пружин, может привести к поломке эластичных муфт, соединяющих шнеки с нижними редукторами, или карданных валов трансмиссии. Недостаточная затяжка пружин вызывает частые забивания и остановки шнекового очистителя. Для этого следует отвернуть контргайку, снять стопорную шайбу и подтянуть гайку на пол-оборота. Затем установить на место стопорную шайбу и надежно затянуть контргайку.
Продольный элеватор состоит из двух шарнирно-связанных друг с другом частей. Верхняя часть крепится в одной точке шарнирно к основной раме и посредством защелки — к бункеру. Соединение нижней части с рамой выкапывающего устройства обеспечивается регулируемыми тягами. Изменением длины тяг регулируется зазор между вальцом очистителя и передаточным битером, закрепленным на нижней части элеватора.
Полотно элеватора собрано из крючковых прутков со скребками. Натяжение полотна регулируется снятием крючковых звеньев. При нормальном натяжении расстояние между верхней ветвью полотна и нижней в месте ее провисания составляет 310 мм.
Бункер корней сварен из труб и листовой стали. В нем смонтирован ряд узлов, обеспечивающих транспортировку и очистку корней от комьев земли. Задняя стенка бункера оборудована прорезиненным фартуком, который уменьшает повреждение корней. В средней части бункера расположен горизонтальный ленточный транспортер. Он подает корни на погрузочный элеватор или комкодробитель.
Погрузочный элеватор по устройству аналогичен продольному элеватору.
В рабочем положении продольный элеватор удерживается защелками. Когда рамка погрузочного элеватора поворачивается на определенный угол, защелка выводится из зацепления и под действием пружины верхняя часть элеватора отклоняется вперед, освобождая место в бункере для погрузочного элеватора. При переводе в рабочее положение погрузочный элеватор посредством механизма связи возвращает продольный элеватор в исходное положение.
Правильное взаимодействие элеваторов обеспечивается регулировкой длины тяги механизма связи в такой последовательности. Длину тяги делают наибольшей, а погрузочный элеватор переводят в рабочее положение. Затем укорачивают тяги до тех пор, пока закроются защелки.
Комкодробитель состоит из трех валов с набором трехлучевых кулачков и одного приводного вала с круглыми дисками. Комкодробящие валы вращаются с одинаковой частотой. Благодаря этому угол между прямолинейными гранями смежных валов сохраняется постоянным. От величины этого угла зависит качество работы комкодробителя. При малом угле возрастает повреждение корней, а при большом — ворох плохо очищается от комьев земли.
Конструкцией комкодробителя предусмотрена регулировка на четыре режима работы: I, II, III (угол между гранями 39, 42, 46°) — комкодробление; IV (угол между гранями 85°) — транспортирующий. При регулировке валы поворачиваются до тех пор, пока имеющиеся на приводных звездочках цифры не расположатся в верхнем положении. После этого одевают и соединяют приводные цепи.
В I, II, III режимах на приводном валу устанавливается звездочка с числом зубьев 28, а в IV — с числом зубьев.
Гидросистема корнеуборочной машины КС-6 состоит из двух независимых друг от друга систем, каждая из которых имеет свой насос.
Основная гидросистема предназначена для подъема и опускания копачей, погрузочного элеватора, включения и выключения его на время смены транспортных средств на ходу, для управления муфтой сцепления двигателя и вариатором ходовой части.
Основная система включает шестеренчатый насос НШ-32У, гидрораспределитель, масляный резервуар, гидроцилиндры подъема и опускания погрузочного элеватора, гидро-цилиндр включения и выключения погрузочного элеватора, гидроцилиндр управления вариатором ходовой части, гидроцилиндр подъема копачей, гидроцилиндр подъема копиров, гидроцилиндр управления муфтой сцепления двигателя, предохранительные клапаны, и систему маслопроводов. Все гидроцилиндры, кроме гидроцилиндра включения и выключения погрузочного элеватора,— поршневые, двустороннего действия.
Рис. 3. Основная гидросистема машины КС-6:
В гидросистеме применен пятисекционный гидрораспределитель, аналогичный по устройству и принципу действия распределителям зерновых комбайнов «Нива», «Колос».
Работает гидросистема следующим образом. Насос засасывает масло из резервуара и нагнетает его в гидрораспределитель. При нейтральном положении всех золотников масло по сливному трубопроводу и через фильтр возвращается в масляный резервуар. Когда золотник распределителя при помощи рукоятки выводится из нейтрального положения, открывается доступ маслу по напорной магистрали в полость поршня. Поршень, перемещаясь, вытесняет масло из другой полости в сливную магистраль.
При перемещении рукоятки распределителя в другую сторону меняется, соответственно, и направление движения поршня цилиндра. В исходное нейтральное положение золотник возвращается автоматически посредством пружины.
Принцип действия всех гидроцилиндров одинаковый, за исключением цилиндра включения и выключения погрузочного элеватора. В полости этого цилиндра со стороны поршня имеется сапун. В исходное положение шток возвращается при помощи пружины. Для снижения скорости подъема и опускания погрузочного элеватора, плавного изменения оборотов вариатора и плавного включения планетарного редуктора в гидрораспределителе имеются болты 8 с дроссельными отверстиями.
Для плавного опускания рабочих органов со стороны штока цилиндра установлен замедлительный клапан одностороннего действия.
Это дает возможность управлять гидроцилиндрами одной рукояткой распределителя.
Гидроцилиндр срабатывает после того, как гидроцилиндр поднимет или опустит копиры. Для позиционного управления муфтой сцепления двигателя имеется обратная связь, возвращающая золотник гидрораспределителя в нейтральное положение после того, как произойдет полное включение или выключение муфты. Необходимо помнить, что при неработающем двигателе муфтой сцепления управлять невозможно.
Гидросистема рулевого управления служит для облегчения ручного вождения и периодической корректировки направления движения при автоматическом вождении. В эту систему входят: насос марки НШ-10Л, распределитель, золотниковое устройство, запорное устройство, гидроци-линдр поворота, корректировочный гидроцилиндр, насос-дозатор, предохранительный клапан, а также системы трубопроводов и шлангов.
В случае автоматического вождения гидросистема работает следующим образом. Насос подает масло по трубопроводу к распределителю. От распределителя по шлангу масло поступает к золотниковому устройству. Если рядки прямолинейны, то копиры неподвижны. Золотниковое устройство находится в нейтральном положении, и масло по шлангу идет на слив. Как только копиры начнут поворачиваться при искривлении рядков свеклы, золотник выходит из нейтрального положения под воздействием рычага, связанного с копирами. Теперь масло по шлангам или через запорное устройство и распределитель поступает в одну из полостей гидроцилиндра поворота. Последний производит поворот управляемых колес в соответствии с искривлением рядков. Одновременно с поворотом колес рычаг через фрикционное устройство и рычаг перемещает корпус вслед за перемещением его золотника.
Как только копиры остановятся, корпус догонит золотник и восстановит нейтральное положение. Этим достигается согласованность между величиной искривления и поворотом колес.
Работу гидросистемы проверяют в полевых условиях. При работающем двигателе опускают копиры и сдвигают их вручную в сторону. Если колеса поворачиваются в противоположную сторону, то переставляют шланги гидроцилиндра поворота.
Ручная корректировка при автоматическом вождении осуществляется поворотом рулевого колеса. При вращении рулевого колеса насос-дозатор нагнетает масло по шлангам через распределитель к гидроцилиндру корректировки. Перемещение штока корректировочного гидроцилиндра вызывает смещение золотника, а следовательно, и поворот управляемых колес.
Ручное вождение возможно только с поднятыми копирами. При этом распределитель переключается в такое положение, при котором масло по шлангу поступает к насосу-дозару.
Рис. 4. Гидросистема рулевого управления:
Следящее устройство имеет регулировку чувствительности системы автоматического вождения. Если тягу переставлять по отверстиям кривошипа в сторону уменьшения радиуса кривошипа, то потребуется более крутой поворот колес, чтобы через следящее устройство возвратить золотник в нейтральное положение.
Если применять больший радиус кривошипа, то корнеуборочная машина будет меньше реагировать на искривление рядков. При уборке прямолинейных посевов следует применять больший радиус кривошипа.
Длина троса фрикционного устройства регулируется так, чтобы при рабочем положении копиров он слегка провисал, а в транспортном положении полностью выключал сцепление.
Взаимное расположение секции копиров регулируется вращением стяжных винтов. Вращая эти винты, можно изменить длину поперечной тяги, связывающую три секции копиров. Поводки лап должны быть параллельны продольным грядилям рамы, а расстояние между носками лап устанавливается 45 см.
Глубина хода копиров в почве поддерживается не более 3 см с помощью изменения длины верхней тяги параллелограммной подвески. Очень важно отрегулировать зазор между перьями копиров, где проходят головки корней. Расстояние от головок корней до перьев должно быть 1—1,5 мм. Оно регулируется раздвиганием перьев. Зазоры между перьями копиров должны находиться против русел копачей. Эту регулировку проводят смещением всей рамы копачей относительно основной рамы машины.
Универсальная система автоматического контроля и сигнализации (УСАК-13) предназначена для автоматического контроля рабочих органов машин, перемещения и снижения скорости их движения, а также сигнализации (визуальной и звуковой одновременно) о возникновении нарушений в том или ином узле с указанием его месторасположения.
Система УСАК-13 состоит из блока управления, датчиков и индикатора. Блок управления крепится к рулевой колонке. В кабине также устанавливается индикатор. Датчики импульсов, состоящие из электромагнита и магнитного шунта, устанавливаются около контролируемого узла.
Источником питания служит аккумулятор. Если возникает неисправность, подаются световой и звуковой сигналы.
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Корнеуборочная машина самоходная, шестирядная КС-6"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы