Буровые машины для образования шпуров и скважин в талых и мерзлых грунтах изготовляют на базе колесных или гусеничных тракторов. Основными видами рабочего инструмента этих машин являются винтовой бур, ударно-поворотное долото и шарошечное долото. Винтовой бур (рис. 203, а, б) представляет собой буровую штангу с наваренной на ней винтовой спиралью, нижняя кромка которой, имеющая контакт с забоем, оснащена зубками из твердых сплавов. Торец штанги заправлен под перо.
При вращательном бурении скважин в более твердых породах применяют шарошечное долото (см. рис. 203, г).
Шарошечное долото состоит из корпуса с тремя лапами, в которых вделаны цапфы с роликовыми опорами. На цапфах насажены конические шарошки, удерживаемые против смещения на цапфе штифтами. Шарошки делают цельными из одного куска легированной стали с Фрезерованием зубков или из поделочной стали с вставками зубков из твердого сплава.
Ударно-поворотное долото представляет собой массивный цилиндрический стержень с внутренним каналом Для прохода воды или воздуха. На торце стержня размещена рабочая часть долота или одноперая или крестообразная (для трещиноватых пород). Рабочую часть долота изготовляют из легированной стали.
Рис. 203. Виды бурового инструмента
а, б —винтовые буры; в — ударное долото; г —шарошечное долото: 1 — ровая штанга; 2 — винтовая спираль; 3 —зубки; 4 — перо; 5 —рабочая 6 — стержень; 7 — корпус; 8 — лапы; 9— роликовые опоры; 10 — копнч шарошки; 11 — штифты
Рис. 204. Буровая двухшпиндельная машина на базе колесного трактора
1 — буровая штакга; 2 — напорный гидроцилиндр; 3 —каретка; 4 — редуктор; 5 — гидромотор; 6 — рама
Рис. 205. Буровая машина БТС-150 ни базе гусеничного трактора
1 — трактор; 2 — гидравлический домкрат; 3 — карданный вал; 4 —буровая рама; 5 — ротор; в—верхняя траверса; 7 — штанга-вращатель; 8— нижняя траверса; 9 — коробка передач; 10 — буровой став; 11— гидроцилиндры
При проходке скважин в мягких и мерзлых грунтах шарошка заменяется штангой — шнеком.
Буровое навесное оборудование на тракторе состоит из буровой рамы с двумя гидроцилиндрами, верхней 6 и нижней 8 траверсами и ротора, приводимого во вращение от вала отбора мощности трактора через коробку передач и карданный вал. Через штангу-вращатель ротор приводит во вращение буровой став с частотой 60 или 120 мин~>. Верхний конец штанги крепится в опорном подшипнике.
Гидравлическая система, осуществляющая подачу бурового инструмента на забой, состоит из насоса, масло-распределителя, бака и маслопровода. Для выравнивания машины в рабочем положении служат гидравлические домкраты.
При шнековом бурении применяют буровой снаряд, который состоит из отдельных винтовых конвейеров, соединяемых муфтами с замковой резьбой, при бурении шарошечным инструментом — из труб с приваренными мУфтами с такой же резьбой.
Рис. 208. Бурильная краиован машина БМ-802С на базе автомобиля КрАЗ-257
а —общий вид машины; б — кинематическая схема; 1 — автомобиль; 2 — поворотная платформа; 3 —мачта; 4 — бур; 5—кабина управления оборудованием; 6 — выносные опоры; 7 — двигатель; 8 — редактор отбора мощности; 9 — коробка передач; 10 — канат; 11 — штанга; 12 — вращатель; 13 — конический редуктор; 14 — лебедка; 15 — шестеренный насос
Бурильно-крановая машина СБКМ на базе автомобильного шасси КрАЗ-257 имеет значительное преимущество перед другими буровыми машинами благодаря своей маневренности и универсальности (рис. 206). Машина кроме бурового, оборудования имеет грузоподъемное устройство. Такого типа машины широко применяют в строительстве, особенно линейном, и на рассредоточенных работах: при сооружении свайных оснований под фундаменты зданий, опор линий электропередач, линий связи, сооружении колодцев и других работах.
Рабочее оборудование машины и автономный двигатель смонтированы на поворотной платформе, установленной на раме автомобиля. Система привода обеспечивает независимую передачу к буровому рабочему органу или крановому оборудованию. Гидравлическая система машины обеспечивает подъем и опускание бура, принудительный напор на него при бурении, выдвижение четырех выносных опор и вращение поворотной платформы. Управление бурильно-крановым оборудованием сосредоточено в кабине оператора, находящейся на поворотной платформе машины. Машина обеспечивает бурение скважины диаметром 0,3, 0,4 и 0,8 м, глубиной до 8 м и установку свай массой до 3 т.
Машины ударно-канатного бурения. При ударно-канатном бурении скважин для взрывных работ в карьерах с твердыми горными породами (рис. 207) применяют буровой снаряд, состоящий из долота, ударной штанги и канатного замка, подвешенного на канате, переброшенном через головной канатный блок мачты станка. Канат огибает снизу оттяжной канатный блок, расположенный на балансире станка и, проходя через вспомогательный блок, наматывается на инструментальный барабан.
При вращении ударного вала с кривошипом щатун сообщает колебательное движение балансиру и блоку- При нижнем положении оттяжного блока буровой снаряд в скважине поднимается над забоем, при достижении верхнего положения он быстро падает в скважину, внедряется в горную породу и разрушает ее. Для обеспечения свободного падения бурового снаряда на забой подъем оттяжного ролика балансира станка происходит быстрее, чем его опускание. Это достигается соответствующим Расположением оси вращения кривошипами по отношению к балансиру станка. По мере углубления скважины канат с инструментального барабана свивают на необходимую величину.
Рис. 209. Схема установки канатио-ударного бурения
1 — долото; 2 — ударная штанга; 3 — канатный замок; 4 — канат; 5 — головной канатный блок; 6 — балансир; 7 — оттяжной канатный блок; 8 — вспомогательный блок; 9 — шатун; 10— кривошип; 11 — инструментальный барабан; 12 — мачта
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Машины для бурения шпуров и скважин"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы