При возведении причальных, оградительных и берегоукрепительных сооружений для равномерного распределения давления на грунт, предохранения его от размыва и выравнивания поверхности дна устраиваются специальные основания(постели).
Землесосные установки предназначены только для транспортирования подготовленной земснарядами и другими машинами гидросмеси.
Черпаков ые снаряды разделяются на многочер паковые и одночерпаковые. В этих машинах грунт отделяется от массива и транспортируется черпаками, установленными на бесконечной цепи (рис. 74, а), или одним черпаком (штанговые и грейферные снаряды) (рис. 74, б).
Гидроэлеваторы (рис. 75) — это водоструйные насосы, предназначенные для засасывания различных гидросмесей. Они применяются в гидромеханизации земляных и горных работ для водоотлива и водоснабжения, используются при опускании кессонов. Основной недостаток этих машин — малый коэффициент полезного действия, не превышающий 30%.
Эжекторы по принципу действия являются водоструйными насосами и применяются для заливки землесосов и землесосных установок перед пуском.
Различают три способа разравнивания каменных оснований: ручной, комбинированный, механический. В зависимости от требуемой точности выравнивание бывает грубое (отклонение отметок от проектной поверхности ±20 см), тщательное (±8 см) и весьма тщательное (±3 см).
При отсыпке каменных постелей с воды используются пловучие средства —самоходные и несамоходные шаланды и баржи-площадки (при сталкивании груза бульдозером), самоходные и несамоходные баржи (при отсыпке грейфером или. пловучим краном). При отсыпке с берега используются гусеничные, автомобильные и пневмоколесные краны.
Для подводного разравнивания насыпных материалов служат тележки с .отвалом и подводные планировщики.
Производство работ при использовании тележек с отвалом включает установку и крепление направляющих на маячных сваях, обрезанных на заданной глубине; установку пловучим. краном тележки с отвалом, лебедки, понтона и якорей; разравнивание постели; контроль качества (рис. 76).
Подводные планировщики различают в зависимости от точности разравнивания, привода, ходового оборудования и степени уплотнения ими грунта.
Планировщики для грубого разравнивания состоят из понтона, механизма ровнения, лебедок для планировки и подъема якорей. В некоторых случаях устанавливаются грунтоуплотняющие механизмы или оборудование. Независимо от конструктивных особенностей того или иного планировщика принцип его работы заключается в перемещении движущейся по рельсовому пути при помощи полиспастной системы и лебедок слипа.
При рабочем уклоне 1 : 8, вылете консоли 13,5 м, максимальном усилии на ноже 50 кН производительность планировщика составляет при сооружении песчаной постели 25—30м2/ч, щебеночной — около 20 м2/ч.Его обслуживают три человека. Для производства работ используются пловучий кран, понтон грузоподъемностью 150 т, водолазная станция.
Принципиальная схема планировщика, предложенного трестом «Черноморгидрострой», представлена на рис. 77. Он работает с баржей-площадкой и бульдозером при помощи полиспастной системы и лебедок. Неподвижные блоки тяговых тросов укреплены на якорях. Баржу-площадку с камнем и бульдозером торцом швартуют к механизму ровнения. Далее бульдозер отсыпает камень под разравнивающий нож. Механизм ровнения перемещается за счет тяговых лебедок. Вертикальное положение регулируется нивелиром по рейке, уста овленной на корректирующем устройстве. В свою очередь, корректирующее устройство установлено на направляющих, находящихся в пазах неподвижных ферм. Фермы закреплены на опорах катка и имеют два гидродомкрата. Положение ножа регулируется изменением длины штоков гидродомкратов. Насосная станция и пульт управления смонтированы на рабочей площадке механизма.
Для тщательного ровнения каменных постелей применяются подводные планировщики типа МПП, МПП-1 треста «Балтморгидрострой», приспособление треста «Волгодонгидрострой» и-ряд других.
Механический подводный планировщик МПП предназначен для ровнения постелей под судовые дорожки. МПП представляет собой консоль, по нижним поясам которой перемещается при помощи двух-барабанной лебедки и полиспастной системы тележка с разравнивающим ножом. Консоль устанавливается на косяковой тележке.
Механический подводный планировщик МПП-1 состоит из подводного рабочего органа, док-понтонов и надводной части (рис. 78). Рабочий орган перемещается по направляющим стрелы при помощи лебедки и полиспастной системы. Вся система смонтирована на железобетонной опорной плите и позволяет за счет механизма поворота осуществлять поворот на 33° от продольной оси.
В надводную часть входит грузовая площадка, закрепленная на башне. Башня заводится внутрь док-понтонов, имеющих по два кингстона для затопления и всплытия. На понтонах установлены швартующие устройства, четыре становых якоря с лебедками, отбойное*устрой-ство. Общая масса с понтонами составляет 79 т, без понтонов — 51 т. При скорости рабочего хода ножа 5,6 м/мин, ширине ножа 4 м производительность при ровнении песчаных постелей составляет 220, щебеночные — 180, каменных — 100 м2/смену. Время, затрачиваемое на перестановку, всплытие и перемещение, составляет около часа. Планировщику придаются кран (грейфер) грузоподъемностью 50 т, водолазная станция, баржи (понтоны) грузоподъемностью до 3000 т и буксир. Работа возможна при силе ветра до 5 баллов и волнении моря до 1 балла.
Специальная плавучая установка СПУ-1 выполняет ровнение каменных и песчаных постелей при волнении моря до 4 баллов. Она состоит из надводной и подводной частей, соединенных трособлбчными системами (рис. 79). Рабочая стрела может поворачиваться от продольной оси влейо и вправо на 50°. При ширине ножа 3 м и его рабочей скорости 5,6 м/мин производительность составляет около 200 м2/смену. Установке придаются водолазная станция, понтоны, буксир. Обслуживающий персонал — машинист-оператор, крановщик, матрос, три водолаза.
Планировщик ЦНИИС состоит из стрелы, по которой перемещается планировочный нож, рамы с механизмом шагания и системы управления.
Рис. 79. Схема специальной пловучей установки:
1 — носовой понтон; 2 — кран (грейфер); 3 — бункер; 4 — футштоки; 5 — механизм подъема; 6 — полиспасты подъема рамы; 7— полиспасты поворота; 8 — опорная плита- 9 — рабочая стрела; 10 — нож.
Планировщик устанавливается на базисную площадку, питание осуществляется с берега или от пловучей электростанции. Материал отсыпается грейферным краном. Ровность постели контролируется самопищущим потенциометром. При максимальной глубине планирования 11,5 м, скорости планировки около 5 м/мин производительность машины составляет 120 м2/смену. Работа возможна при силе ветра до 5 баллов и волнении моря до 3 баллов.
Плавучий подводный планировщик «Рижанин» отличается от планировщика. СПУ-1 тем, что его базой служит корпус типа «катамаран», рабочий орган самоподъемный, опорная уплотняющая плита устанавливается в горизонтальное положение с помощью гидравлических уровней и телевизионной установки ЦНИИС. Производительность машины до-200 м2/смену, ширина планируемой постели 3—19 м, точность ровнения ±30 мм, наибольшее усилие на ноже 100 кН, рабочая скорость ножа 5,6 м/мин.
Зарубежные подводные планировщики в большинстве случаев» изготавливаются для узкоцелевого назначения (для конкретных условий). Подводный планировщик, применяемый в США, состоит из фермы, установленной на цилиндрических понтонах. По верхнему поясу фермы перемещается тележка с бункером. Бункер соединен трубами-желобами с распределителем, подвешенным с финишером на тросах. Установка фиксируется якорями-противовесами. Качество постели контролируется лазером и фотоэлементами.
Японская фирма «Мицуи — Зосэн» создала судно для выравнивания дна после дноуглубительных работ. Судно обеспечивает выравнивание морского дна до глубины 18 м при средней осадке 2,8 м.Ширина захвата стругом 10 м при толщине слоя захватываемого грунта 100 мм. Тяговое усилие судна при выполнении дноуглубительных работ 220 кН, скорость — до 1 узла. Угол наклона ножа струга и толщина снимаемого слоя грунта регулируются.
Для уплотнения каменнных постелей в настоящее время’ применяются статический, механический и взрывной способы. Статический способ заключается в последовательной установке на постель массивов с выдерживанием их на протяжении времени уплотнения. Механический способ позволяет для уплотнения постелей использовать подводные планировщики типа МПП-1, специальные пловучие установки типа СПУ-1 и виброуплотняющие агрегаты. Последние представляют собой вибропогружатели типа ВП-3 с возмущающей силой 360—500 кН, частотой колебаний 400^-500 мин-1 и.амплитудой колебаний 2—4 мм. “Виброуплотняющий’ агрегат с помощью пловучего крана устанавливается на предварительно спланированный участок постели и включается в работу. Производительность опытных образцов таких машин около 100 мг/смену. При перестановке на новое место работы следует перекрывать предыдущий участок на 20—25 см. Продолжительность уплотнения с одной установки 3—4 мин, время перестановок — до 20 мин.
В Японии созданы «земноводные бульдозеры» двух типоразмеров. Подводный бульдозер фирмы «Комацу», построенный в 1968 году, приспособлен для работы на глубинах до 3 м. Другая модель бульдозера этой фирмы — Д155-1 — работает на глубинах до 7 м. Бульдозеры являются модернизированными наземными машинами с герметическим блоком для двигателя и вспомогательных механизмов с гидроприводами и системой дистанционного управления. Бульдозер оснащен краном и может выполнять ряд земляных общестроительных работ: планировку, засыпку ям, перемещение грунта, устройство выемок и насыпей и т. д. Масса машины 4200 кг, скорость движения до 7,9 км/ч, тяговое усилие 250 кН, давление на грунт 0,06 МПа, мощность двигателя 250 кВт, радиус действия системы управления по радио до 500 м, грузоподъемность 50 т.
Фирмы «Комацу» и «Хитасй» в последние годы начали выпускать подводные бульдозеры и экскаваторы на гусеничном ходу для подводных земляных работ на глубинах 3—60 м. Машин» для работ на глубинах свыше 7 м (только бульдозеры) с электродвигателями мощностью 125—150 кВт питаются по кабелям от надводного базового судна. С борта этого судна ведется наблюдение и дистанционное управление за работой машин при помощи аппаратуры морской навигации.
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Машины для устройства подводных оснований"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы