Подготовительные работы предшествуют основным (строительно-монтажным) и выполняются до начала разработки грунта и возведения земляного полотна. Они включают подготовку дорожной полосы к производству работ (восстановление и закрепление трассы; очистка от деревьев, кустарника, валунов; снятие растительного слоя), осушение и водоотвод, геодезическое обеспечение, а также устройство подъездных путей и подготовку к производству земляных работ в зимних условиях и т. п. Границы полосы расчистки устанавливаются проектом.
Расчистку дорожной полосы осуществляют по отдельным участкам в порядке очередности производства на них работ по возведению земляного полотна.
В пределах площадок, отведенных для строительства постоянных и временных зданий и сооружений, деревья удаляют лишь на этих участках. Деревья ценных пород должны выкапываться и пересаживаться в другие места по правилам и в сроки, отвечающие агротехническим требованиям.
Лес удаляют, как правило, лесовальными машинами или моторными пилами. Высота пней должна быть минимальна. Допускается оставлять пни высотой не более 10 см в основании насыпей высотой не менее 1,5 м при устройстве одежд с усовершенствованными покрытиями.
В летний период, особенно при небольшом количестве деревьев, валку деревьев производят бульдозерами. Деревья диаметром ствола 15— 25 см валят в два приема. Вначале поднимают отвал на 850-900 мм и на первой передаче с использованием полной мощности трактора валят дерево. Затем опускают отвал бульдозера до уровня земли и вторым заходом, сдвигая под корень поваленное дерево, выкорчевывают его.
При валке деревьев с диаметром ствола более 30 см вначале подрезают корни дерева (со стороны валки) бульдозером, нож отвала бульдозера при этом заглубляют на 15-20 см ниже уровня земли.
У деревьев с мощной корневой системой корни подрезают с трех сторон. Крупные деревья можно валить с земляной призмы, которую отсыпают бульдозером у ствола дерева.
Для удаления мелколесья и кустарника при диаметре стволов до 10-12 см нож отвала бульдозера углубляют в грунт на 15-20 см. Затем перемещением трактора на малой скорости срезают растительность, удаляя ее за пределы территории. Срезать кустарники и мелкие деревья необходимо острым ножом отвала бульдозера, так как тупой нож не срезает, а сминает растительность и отвал при этом выталкивается на поверхность земли.
Для этих целей применяют также кусторезы. Иногда для уборки кустарника используют корчеватели-собиратели.
Срезку кустарника кусторезами производят в любое время года, но более эффективно он работает зимой, когда корни и стволы закрепляются в промерзшей почве. В этих условиях нож кустореза хорошо срезает растительность за один проход машины.
Кусторезы имеют выступающий вперед стрелообразной формы в плане нож и ограждение, предотвращающее падение срезанного мелколесья на кабину. Нож кустореза устанавливают на уровне поверхности земли или несколько заглубляют (летом). При движении машины он срезает и вырывает кустарник. Кусторезы с активным рабочим органом, работающим по принципу косилки, предназначены для удаления кустарника, который навесным ножом часто не срезается, а подминается.
Рис. 8.4. Расчистка просеки:
а — с отвалом у границ; б — с отвалом в середине; 1 — бульдозер; 2 — нераскорчеванная площадь; 3 — отвал; 4 — направление движения корчевателя или кустореза; 5 — направление движения бульдозера
Способ корчевания пней зависит от их диаметра. Пни диаметром 0,15—0,3 м в неплотном грунте обычно корчуют без остановки машины. При этом корчеватель движется от середины просеки к ее краю под углом около 45°. Поочередными проходами то в левую, то в правую сторону корчеватель постепенно очищает всю строительную площадку, собирая пни к ее границам (рис. 8.4, а).
Пни диаметром 0,3 м и более корчуют по отдельности. При этом пень не просто смещают корчевателем, а, поднимая нож с зубьями, стараются вывернуть пень и оборвать его корни.
Пни и кустарник, предназначенные для сжигания, собирают бульдозером в середине очищаемой полосы (рис. 8.4, б).
Корчевку пней диаметром до 20 см производят за один прием. Нож отвала заглубляют на 15-20 см ниже уровня земли и перемещением бульдозера выдергивают пни вместе с растительным слоем.
При корчевке пней диаметром 20-40 см бульдозерист должен производить три операции. Вначале бульдозер упирают в пень на высоте 5-10 см ниже его верха и поступательным движением машины опрокидывают его набок. Затем бульдозер перемещается назад на 1,0-1,5 м, нож отвала заглубляют на 15-20 см ниже уровня земли под корень пня и движением вперед с одновременным поднятием отвала выворачивают пень. После этого выкорчеванный пень перемещают в валы или кучи.
При сильно развитой корневой системе вначале заглубляют отвал, чтобы подрезать корни с одной или нескольких сторон, а затем нож отвала упирают в верхнюю часть пня для его опрокидывания набок. Последующие операции остаются прежними.
Более крупные пни удаляют взрывным способом.
Мелкие камни (объемом до 1 м3), встречающиеся на дорожной полосе, удаляют за ее пределы бульдозером. Камни объемом более 1 м3 разрушают взрывом, а затем также удаляют бульдозером.
Рис. 8.5. Удаление растительного слоя бульдозером (а) и автофейдером (б): 1 — отвал растительного грунта; 2 — бульдозер; 3 — автогрейдер
На рис. 8.5, а показана срезка растительного или дернового слоя 1 бульдозером 2, который поперечными проходами перемещает грунт от середины основания насыпи или полосы резерва к краям.
Автогрейдер 3 при срезке растительного слоя работает с отвалом, поставленным примерно под углом 45° к направлению движения и заглубленным в грунт на 10—15 см. При движении машины грунт смещается по отвалу в сторону и укладывается валиком вдоль расчищенной полосы. В дальнейшем при необходимости грунт переваливают. Таким образом, автогрейдер в отличие от бульдозера движется не поперек, а вдоль расчищаемой полосы (рис. 8.5, б).
При широкой полосе срезки (более 35 м) и значительной толщине растительного слоя его срезают и удаляют бульдозером по продольно-поперечной схеме. Универсальным бульдозером продольными проходами вдоль оси дороги срезают растительный слой на всей длине захватки, образуя продольные валики грунта. Затем обычным бульдозером перпендикулярными к оси дороги проходами грунт перемещают за пределы полосы срезки. Если объем грунта в одном поперечном проходе бульдозера велик и не сдвигается за один цикл, то его перемещают в косом направлении, забирая столько грунта, сколько может переместить данный бульдозер.
По такой же схеме организуют совместную работу автогрейдера и бульдозера. Автогрейдер продольным перемещением срезает растительный грунт, образуя валики, а бульдозер поперечными проходами сдвигает их за пределы зоны работ.
Растительный грунт в дальнейшем используют при укреплении откосов земляного полотна, для распределения на разделительной полосе, рекультивации восстанавливаемых или малопродуктивных земель.
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Механизация подготовительных работ"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы