Экскаваторы — это самоходные землеройные машины с ковшовым рабочим оборудованием. Они предназначены для разработки грунтов и горных пород с перемещением их на сравнительно небольшие расстояния в отвал или в транспортные средства. В дорожном строительстве их применяют при производстве сосредоточенных работ и отсыпке насыпей из отдаленных карьеров.
Экскаваторы одноковшовые относятся к группе машин цикличного действия. В зависимости от производственных условий в качестве сменного оборудования применяют прямые и обратные лопаты, драглайны, грейферы и струги.
Одноковшовые экскаваторы могут быть также оборудованы стрелой с крюком и использоваться в качестве подъемного крана, трамбовкой для уплотнения грунта, дизель-молотом с клин-молотом для рыхления мерзлого грунта, захватом-корчевателем для корчевки пней, дизель-молотом (сваебойной установкой) для забивки свай.
Благодаря мощным рыхлящим способностям и высокой производительности при разработке грунтов различных категорий одноковшовые экскаваторы получили наибольшее распространение в производстве земляных работ.
Рабочее оборудование одноковшовых экскаваторов используют в зависимости от характера выполняемых работ:
прямую лопату — для разработки грунтов, расположенных выше уровня стоянки экскаватора;
обратную лопату — для разработки грунтов, расположенных выше уровня стоянки экскаватора;
драглайн — для разработки грунтов, расположенных ниже уровня стоянки экскаватора. В отечественной практике экскаваторы, оборудованные драглайном, получили широкое распространение (40—50%). Их используют в промышленном, водохозяйственном, транспортном и других видах строительства преимущественно при устройстве выемок, насыпей, отрывке котлованов, расчистке русел рек, разработке каналов и т. п. Кроме того, их применяют для отделочных земляных работ при планировке площадей и зачистке откосов;
грейфер — для рытья колодцев, узких глубоких котлованов, траншей и тому подобных работ, особенно в условиях разработки грунтов, расположенных ниже уровня грунтовых вод;
струги — для планировочных работ в котлованах и траншеях, планировки откосов насыпей, выемок и горизонтальных поверхностей, обратной засыпке пазух фундаментов в труднодоступных местах и траншей с разравниванием, а также на погрузо-разгрузочных работах.
Размерные группы одноковшовых экскаваторов с различным объемом ковша и типами привода представлены в табл. 8.19.
По ходовому оборудованию экскаваторы подразделяют на гусеничные (вместимость ковша 0,4-16 м3), пневмоколесные (0,4-0,65 м3), на шасси автомобилей и тракторов (0,15-0,4 м3). Шагающий ход применяют на экскаваторах с ковшами большой вместимости (до 100 м3).
В зависимости от типа поворотного устройства различают полноповоротные экскаваторы, у которых платформа с рабочим оборудованием может поворачиваться на 360°, и неполноповоротные, с ограниченным углом поворота платформы или колонки с рабочим оборудованием — 180—270°. Неполноповоротные экскаваторы, как правило, выпускаются на базе тракторов и автомобилей.
Рабочее оборудование может быть подвешено к базовой машине с помощью канатов (гибкой подвеской) или закреплено гидроцилиндрами (жесткой подвеской).
У гидравлических экскаваторов рабочее оборудование приводится в действие гидроцилиндрами, механизмы поворота — гидромоторами или гидроцилиндрами, механизмы передвижения — гидромоторами. Рабочее давление в гидросистемах составляет 10—35 МПа. Обычно используют многопоточные гидросистемы с несколькими насосами, позволяющие совмещать отдельные движения рабочего оборудования. Примерно 80% всех строительных универсальных экскаваторов имеют гидравлический привод.
Гидравлический привод позволяет рационально скомпоновать узлы и агрегаты, упростив кинематику трансмиссии и рабочего оборудования; расширить номенклатуру сменных рабочих органов; полнее использовать мощность силовой установки; рационально совмещать рабочие операции, сокращая общую продолжительность цикла. Такой привод обеспечивает плавное регулирование рабочих скоростей и точную ориентацию рабочего органа; уменьшает утомляемость машиниста. У гидравлических экскаваторов большее усилие на зубьях ковша и лучшее наполнение ковша. Благодаря этим преимуществам производительность гидравлических экскаваторов на 15-30% выше, чем у экскаваторов с механическим приводом.
Одноковшовые экскаваторы бывают универсальные, полууниверсальные и специальные (карьерные, вскрышные, тоннельные и др.). Универсальными условно называют экскаваторы, работающие со сменным рабочим оборудованием более трех видов, полууниверсальными — двух-трех видов, специальными — работающие с оборудованием одного вида. В дорожном строительстве наибольшее применение находят универсальные одноковшовые экскаваторы на гусеничном ходу с ковшом вместимостью 0,65-2,5 м3.
Ориентировочный выбор типа экскаватора с определенной геометрической вместимостью ковша зависит от месячного планируемого объема земляных.
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Рабочее оборудование экскаваторов"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы