В зимние месяцы температура окружающей среды на 96,2 % территории СССР достигает минус 20 °С, на 42,6% территории— минус 25 °С и на 10% территории — минус 40 или 45 °С.
При низкой температуре окружающего воздуха изменяются свойства эксплуатационных материалов (масел, топлива, охлаждающих жидкостей), находящихся в тракторе, в результате чего создаются неблагоприятные условия для работы его основных механизмов, особенно двигателя.
Условия эксплуатации двигателей внутреннего сгорания начинают ухудшаться, когда температура окружающего воздуха становится меньше 5 °С.
Рассмотрим, как же влияет пониженная температура на работоспособность отдельных систем двигателей внутреннего сгорания.
Система питания. При низких температурах возрастает вязкость топлива, что ухудшает смесеобразование из-за плохого распыливания и затрудняет прохождение по топливопроводам и через топливные фильтры. Кроме того, фильтрующие элементы забиваются частицами льда и парафина, выделяющимися из дизельного топлива.
Поэтому в холодное время года следует применять только зимние сорта топлива и утеплять топливные баки, топливопроводы и фильтры чехлами.
Во время работы необходимо внимательно следить за фильтрами-отстойниками топлива и при необходимости сливать из них воду и отложения механических примесей. Топливо нужно заправлять обязательно через фильтры сразу по окончании смены, иначе на стенках пустого бака от конденсации влаги, содержащейся в воздухе, может образоваться иней (снег).
При заправке во время дождя или снега заливную горловину топливного бака следует прикрывать брезентом.
Система охлаждения. Работа двигателя на пониженном тепловом режиме (ниже 75 °С) вызывает повышенные коррозийные износы, образование вредных отложений на деталях. Мощность двигателя падает, а удельный расход топлива возрастает.
Наблюдениями установлено, что при понижении температуры охлаждающей жидкости с 80 до 60 °С износ деталей двигателей увеличивается на 30%, а при понижении до 40 °С — на 140 %.
Длительная работа двигателя с низкой температурой охлаждающей жидкости приводит к осмолению деталей поршневой группы и механизма газораспределения. Кроме того, возникает опасность замерзания воды, что может привести к разрушению радиатора, блока цилиндров, головки и других деталей.
Некоторые механизаторы при переходе на зимнюю эксплуатацию трактора удаляют из системы охлаждения термостат, считая его ненужным. Делать это ни в коем случае нельзя. Следует только контролировать работу термостата. Действие термостата особенно благоприятно сказывается на работе двигателя именно в зимних условиях. Термостат в 5…6 раз сокращает время прогрева двигателя и в 7…8 раз уменьшает пусковые износы.
На радиатор и капот двигателя следует надевать стеганый чехол. Обшивку чехла для утеплительного капота делают из дерматина, клеенки или парусины. В качестве набивки применяют вату, войлок, хлопчатобумажные концы и др. Капот впереди должен быть оборудован откидным клапаном для регулировки количества воздуха, проходящего через радиатор.
Перед спуском воды из горячего двигателя в холодную погоду следует дать ей предварительно остыть до температуры не выше +50 °С и только после этого открывать спускные краны. При спуке более горячей воды возможно образование трещин в головке и блоке цилиндров.
Смазочная система. При работе трактора на холоде повышается вязкость (вплоть до застывания) масла в картерах механизмов трактора, в фильтрах, а также на поверхности ряда деталей. Такое повышение вязкости приводит к дополнительным потерям мощности в передаточных механизмах и ходовой части за счет ее затрат на перебалтывание очень густого масла. Например, при работе трактор ДТ-75, у которого в механизмы трансмиссии и ходовую часть залито масло АКП-10, при положительной окружающей температуре воздуха потери мощности при непрерывной работе трактора составили 7,4 кВт, при 0°С —8,35 кВт, при — 20 °С — 10 кВт и при —30°С — 11,2 кВт.
При снижении температуры затрудняется^ прокручивание коленчатого вала при пуске дизеля и ухудшается режим смазки трущихся поверхностей, ускоряется их износ.
Поэтому крайне желательно тракторы в нерабочее время ставить в теплый гараж. В тех случаях, когда такой возможности нет, можно применять различные способы подогрева масла или сливать масло после работы, а перед пуском двигателя заливать его снова в картер, но только в горячем виде.
При переходе к зимней эксплуатации нужно не забывать переходить на зимние сорта масла и выключать из работы масляный радиатор.
Электрическое оборудование. Самую низкую температуру замерзания имеет электролит плотностью 1,29 г/см3. Но плотность электролита, залитого в аккумуляторную батарею, не остается постоянной, а по мере разрядки батареи понижается. Вместе с тем изменяется и температура замерзания электролита.
Если в полностью заряженной батарее плотность электролита составляет 1,29 г/см3 и температура его замерзания равняется —74 °С, то при разрядке на 25 % плотность становится равной 1,25 г/см3, а температура замерзания повышается до —50 °С, при разрядке на 50% плотность становится равной 1,21 и температура —28 °С, и, наконец, при полностью разряженной батарее плотность составляет 1,17 г/см3, а температура замерзания — 18°С. Поэтому необходимо утеплять батареи и постоянно следить за их техническим состоянием. Для утепления можно использовать деревянный ящик с двойными стенками, между которыми уложен теплоизоляционный материал (стеклянная или шлаковая вата, войлок и др.) толщиной слоя 20…30 мм.
Система пуска. Так как в условиях пониженных температур пуск сильно затруднен, надо широко использовать устройства, облегчающие пуск двигателя.
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Работа трактора в условиях пониженных температур"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы