В трансмиссиях современных тракторов, помимо основных механизмов, применяют целый ряд механизмов и устройств, которые устанавливают только при необходимости или они являются принадлежностью трактора, предназначенного для определенного вида работ.
В число таких механизмов и устройств входят: понижающий редуктор, ходоуменьшитель, реверс, реверс-редуктор, раздаточная коробка, гидротрансформатор.
Понижающий редуктор предназначен для получения дополнительных скоростей движения трактора, необходимых для обеспечения нормальной работы сельскохозяйственных машин.
Устройство. Редуктор располагается между сцеплением и коробкой передач. На валу (рис. 70, а) сцепления (на шлицах) установлена подвижно соединенная зубчатая муфта 3, слева от нее на этом же валу свободно посажена ведущая шестерня редуктора, а справа (на шлицах ведущего вала коробки передач) — шестерня. Шестерня находится в постоянном зацеплении с промежуточной шестерней, а шестерня — с шестерней. Шестерни имеют общую ступицу и сидят свободно на подшипниках качения.
Рис. 70. Специальные механизмы:
а — понижающий редуктор; б — реверс; в — раздаточная коробка; 1, 5, 12. 15 — валы; 2, 4, 6, 7, 8, 9, И, 16, 18 — шестерни; 3, 10, 17 — зубчатые муфты; 13 — зубчатая втулка; 14 — обойма; 19 — фланец; 20 — ролик.
Действие. Если зубчатую муфту передвинуть вправо (ввести в зацепление с шестерней), то вращение от вала к валу будет передаваться напрямую — понижающий редуктор выключен.
При передвижении муфты влево (соединение с шестерней) вращение от вала к валу будет передаваться через шестерни, причем частота вращения вала при этом будет замедленная.
Ходоуменьшитель — механизм, устанавливаемый между главным сцеплением и коробкой передач, или непосредственно на коробке передач, предназначен для получения особо малых скоростей движения трактора (от 0,25 км/ч и выше), необходимых для работы с некоторыми машинами (погрузчики корнеплодов, подборщики овощей, рассадопосадочные машины и др.).
Устройство. Ходоуменьшители выполняют в ви-работе трактора на рыхлых и влажных почвах, когда задние колеса постоянно буксуют.
Гидротрансформатор — механизм, предназначенный автоматически изменять скорость движения тракторного агрегата в зависимости от тягового сопротивления и тем самым поддерживать высокую степень загрузки двигателя без вмешательства тракториста.
Управление трактором при наличии гидротрансформатора сводится только к управлению подачей топлива в двигатель, т. е. к изменению частоты вращения коленчатого вала двигателя.
Устройство. Гидротрансформатор состоит из насосного и турбинного колес с лопатками (рис. 71, а), реакторов, соединенных через обгонные муфты с неподвижной втулкой.
Насосное колесо через кожух соединено с валом, получающим вращение от коленчатого вала двигателя через главное сцепление, а турбинное жестко связано с первичным (ведомым) валом 9 коробки передач. При помощи устройства турбинное и насосное колеса можно жестко соединять между собой — блокировать. Внутреннюю полость гидротрансформатора заполняют рабочей жидкостью (веретенное масло АУ).
Для предупреждения возникновения кавитации? рабочей жидкости и ее охлаждения в гидротрансформаторе имеются системы подпитки и охлаждения.
Действие. При работе трактора на транспорте, когда тяговое сопротивление прицепов невелико (0… 12,5 кН), а скорость движения большая (17,5…21 км/ч), гидротрансформатор работает так. Насосное колесо (см. рис. 71, б), соединенное с карданным валом, вращаясь, захватывает своими лопастями рабочую жидкость и направляет ее на лопатки турбинного колеса, заставляя его вращаться. С лопаток турбинного колеса рабочая жидкость попадает на лопатки реакторов, а затем опять на насосное колесо. Под воздействием рабочей жидкости на лопатки реакторов они начинают вращаться, не изменяя величины передаваемого крутящего момента, т. е. М\ = М2.
Если же нагрузка на трактор увеличится с 12,5 до 40 кН с одновременным снижением скорости движения от 17,5 до 7,4 км/ч, частота вращения вала окажется меньше частоты вращения вала. В этом случае рабочая жидкость, стекая с лопаток турбинного колеса, будет ударяться о лопатки реакторов с тыльной стороны, заставляя реакторы вращаться в обратном направлении. При этом обгонная муфта реактора (см. рис. 71, в) и реактор остановятся.
Рис. 71. Схема гидротрансформатора. а — устройство; б — действие при транспортном режиме работы (реакторы РI и Pi не работают); в —действие при оптимальном режиме работы (реактор Р| не работает); г — при максимальной нагрузке, оба реактора заторможены; 1,9 — валы; 2 — устройство для блокировки; 3,7 — реакторы; 4 — кожух; 5 — насосное колесо; 6 — лопатки; 8, 12— обгонные муфты; 10— втулка; 11 — турбинное колесо.
Рабочая жидкость, попав на лопатки неподвижного реактора, изменит направление своего движения, что, в свою очередь, вызовет появление реактивного момента, который, воздействуя через жидкость на лопатки турбинного колеса, увеличит крутящий момент на ведомом валу 9. Это можно записать так:
При дальнейшем увеличении нагрузки на трактор (см. рис. 71, г) с 40 до 80 кН и падении скорости движения с 7,4 км/ч до 0 второй реактор затормаживается (см. рис. 71, г), что еще больше увеличивает крутящий момент, передаваемый гидротрансформатором.
Таким образом, при работе на тракторе, имеющем гидротрансформатор, отпадает необходимость в переключении передач и пользовании главным сцеплением, а также исключается остановка (заглохание) двигателя из-за перегрузки.
Эффективность применения гидромеханической передачи можно проследить, например, на тракторе ДТ-175С. На этом тракторе можно простым изменением подачи топлива бесступенчато изменять скорость движения трактора от 0 до 16 км/ч на первой и от 0 до 21 км/ч на второй передаче.
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Специальные механизмы трактора"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы