Важнейшим условием поддержания работоспособности машин в условиях низких температур является применение зимних сортов топлив, масел с загущающими присадками, специальных смазок и жидкостей.
Одной из сложных операций при эксплуатации машин в условиях низких температур является запуск двигателя. Экономически более выгодно хранить машины, возвращающиеся на базу, в закрытых отапливаемых помещениях. При хранении машин на открытом воздухе целесообразно применять способы облегчения запуска, которые можно разделить на четыре группы: запуск с предпусковой тепловой подготовкой, «холодный» запуск, сохранение тепла от предыдущей работы двигателя и комбинированный.
Способы предпусковой тепловой подготовки подразделяются на групповые (обдув сборочных единиц нагретым воздухом, подогрев и разогрев двигателей водой и паром) и индивидуальные (с помощью жидкостных подогревателей, электронагревателей, газовых горелок и плазменных печей).
«Холодный» запуск осуществляется пусковыми приспособлениями с применением пусковых жидкостей и внешними источниками энергии — выпрямительными установками и аккумуляторными тележками.
При непродолжительных остановках и для поддержания оптимального теплового режима применяются утеплители двигателя — ватные стеганые чехлы, покрывающие радиатор, капот машины, и утеплители аккумуляторных батарей — чехлы со слоем стеклянной ваты толщиной до 30 мм. Утеплительный чехол замедляет остывание двигателя в 2-2,5 раза.
Продолжительность остывания двигателя до допустимых пределов при наличии утеплительных чехлов и скорости ветра до 5 м/с колеблется от 8 ч при 0 °С до 1 ч при -20 °С.
При комбинированном способе используют элементы трех описанных выше. Часто организуют предварительный подогрев утепленного двигателя с запуском от внешнего источника энергии.
Выбор способа и средств запуска двигателя зависит от климатических условий эксплуатации, количества машин в парке и экономической целесообразности. Условия применения ограничены правилами охраны труда.
При скоплении на открытой стоянке более 10 машин во всем диапазоне отрицательных температур эффективен групповой разогрев двигателя. Для разогрева двигателя горячим воздухом широко используются установки ВП-2 и ПСВ-1, включающие теплогенератор и комплект труб диаметром 500-800 мм, Они работают на дизельном топливе, имеют высокий КПД, легко монтируются и транспортабельны. Время тепловой подготовки — 0,5-2 ч в зависимости от температуры окружающей среды. На практике применяют также установку «Запуск», где вместо теплогенератора используется авиационный двигатель, отработавший свой ресурс. Эти установки обеспечивают подготовку машины за 0,3-0,6 ч, но требуют дефицитного реактивного топлива и создают высокий уровень шума.
При централизованном подогреве двигателя горячей водой ее при избыточном давлении 35 кПа и температуре 90 °С подают через гибкий шланг в горловину наливного патрубка радиатора. Отвод воды от двигателя производится через нижний патрубок.
Подогрев паром может происходить с возвратом конденсата в паровой теплообменник или без возврата. Пар является интенсивным теплоносителем. При охлаждении 1 кг пара выделяется более 2250 кДж энергии (при охлаждении 1 кг воздуха на 1 °С выделяется 1 кДж). Из условий прочности системы охлаждения давление пара не должно превышать 0,1 МПа.
В случае территориального рассредоточения машин используют способы индивидуального предпускового разогрева двигателя. Средствами такого разогрева могут быть жидкостные подогреватели, электронагревательные элементы, радиационные газовые горелки, каталитические (плазменные) печи.
В настоящее время применяются жидкостные подогреватели ПЖД и ПЖБ. Подогреватели ПЖД работают на дизельном топливе и имеют принудительную циркуляцию жидкости, а ПЖБ — на бензине с термосифонной циркуляцией жидкости. Подогреватели эффективны во всем диапазоне отрицательных температур.
Электронагревательные элементы (ТЭНы) применяются при наличии стационарных электрических сетей, ТЭНы мощностью 2-5 кВт встраиваются в систему охлаждения двигателей. Время разогрева — 1-2 ч. При применении ТЭНов необходима защита от поражения током.
Радиационные газовые горелки ГИИВ-1, ГИИВ-2, «Звездочка» применяются при разогреве сборочных единиц. Инфракрасные лучи, выделяемые в стационарных или переносных горелках, работающих на газе, по своей природе являются электромагнитными. Они практически не поглощаются чистым воздухом, а при поглощении их твердыми телами лучистая энергия превращается в тепловую. Газ смешивается в необходимой пропорции с воздухом и заполняет большое количество каналов малого диаметра в керамической или металлической сетке горелки. При горении поверхность горелки разогревается до 700-900 °С и излучает инфракрасные лучи. Горелка размещается на расстоянии 300-400 мм от картера сборочной единицы. Недостаток газовых горелок — возможность срыва пламени при скорости ветра 5 м/с.
Каталитические (плазменные) печи представляют собой металлические емкости, заполненные ватой и бензином. Бензин поступает по фитилю между двух сеток платинированного асбеста. В присутствии солей платины бензин медленно сгорает при температуре до 400 °С. Печи экономичны и пожаробезопасны.
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Средства и способы обеспечения работоспособности машин при низких температурах"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы