На башенном кране применяют канаты: грузовой, стреловой, тяговые, монтажные, растяжки. Все стальные канаты должны иметь сертификаты (свидетельства) завода-изготовителя. При отсутствии сертификата канат испытывают в соответствии с ГОСТ 3241—66 «Канаты стальные. Технические требования». Канат, не снабженный сертификатом или не испытанный, к установке на кране не допускается.
Возможность применения каната на кране проверяют расчетом по формуле P/S^K, где Р — разрывное усилие каната в целом, принимаемое по сертификату (если в сертификате дано суммарное разрывное усилие проволок, величина Р определяется умножением суммарного разрывного усилия на 0,83 или на соответствующий коэффициент, определенный по Государственному стандарту на канат выбранной конструкции), кгс; S — наибольшее расчетное натяжение ветви каната с учетом КПД полиспаста, указываемое в паспорте (без учета динамических нагрузок), кгс; К — коэффициент запаса прочности.
Канаты периодически осматривают. На них не должно быть обрыва проволок, вмятин, коррозии, перегибов и петель, зазоров между прядями, выступающих из пряди отдельных проволок. Нормы браковки стальных канатов определяются Правилами Госгортехнадзора. При необходимости замены канатов строго соблюдают правила разматывания каната с катушки или бухты.
Рис. 1. Определение шага свивки каната:
а — крестовой свивки, б — односторонней свивки
Все работы с канатами выполняют в рукавицах.
Во время ремонтных или монтажных работ с применением электросварки канаты предохраняют от тока. При попадании каната под напряжение его бракуют.
Канаты, находящиеся в работе, периодически очищают и смазывают канатной мазью в соответствии с картами смазывания крана.
Канат закрепляют несколькими способами: петлей на зажимах, петлей на заплетке, клиновым зажимом в стальной кованой штампованной литой втулке, заливкой металлом во втулке или другим способом по утвержденным нормалям. При применении на барабане прижимных планок их количество должно быть не менее двух, а длина свободного конца каната от последнего зажима на барабане должна быть не менее двух диаметров каната. Свободный конец каната под прижимной планкой или возле нее изгибать не разрешается.
При закреплении конца каната петлей внутрь петли вкладывают стальной коуш или ролик, выбранные по размерам каната.
Количество зажимов определяют при проектировании, но оно должно быть не менее трех. Шаг расположения зажимов и длина свободного конца каната от последнего зажима должны быть равны не менее шести диаметрам каната.
Последний прокол каждой прядью производится половинным числом ее проволок.
2. Канаты, изготовленные из проволок различного диаметра (например, конструкции 6X19+1), бракуют также согласно данным, приведенным в табл. 141, но число обрывов как норма браковки принимается условно: обрыв тонкой проволоки принимается за 1, а толстой за 1,7. Например, если на длине одного шага свивки каната при первоначальном коэффициенте запаса прочности до 6 (шесть обрывов тонких проволок и пять обрывов толстых проволок), то условное число обрывов составит 6X1+5X1,7=14,5, т. е. более 12 и, следовательно, канат нужно забраковать.
3. Число обрывов проволок
4. Канаты грузоподъемных машин, предназначенных для подъема людей, а также транспортирующих расплавленный или раскаленный металл, взрывчатые, огнеопасные и ядовитые вещества, бракуют при вдвое меньшем, чем указано в таблице, числе обрывов проволок на одном шаге свивки.
5. Если в канате имеется поверхностный износ или коррозия проволок, число обрывов на шаге свивки как признак браковки уменьшают.
При износе или коррозии, достигших 40% и более первоначального диаметра проволок, канат бракуют.
6. Если число обрывов проволок на длине одного шага свивки Меньше, чем указано в табл. 141, или меньше, чем определено по указаниям пп. 2, 3, 4, 5, канат может быть допущен к работе при условии тщательного наблюдения за его состоянием при периодических осмотрах с записью результатов в журнал осмотров; смены каната по достижении степени износа, указанной в настоящих нормах.
7. Если груз подвешен на двух канатах, то каждый канат бракуют в отдельности, при этом допускается замена одного более изношенного каната.
8. При обнаружении каната с оборванной прядью его немедленно заменяют.
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Стальные канаты башенных кранов"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы