Производство земляных работ характеризуется большой подвижностью фронта работ, разнообразием форм и размеров земляных сооружений, а также условиями работы машин.
Перемещение грунта производится различными транспортными средствами, каждое из которых имеет свою рациональную дальность транспортирования.
Основными преимуществами использования на перевозке грунта автомобилей-самосвалов являются: малая трудоемкость устройства землевозных дорог, возможность работы на дорогах сложного профиля с достаточно большими подъемами и спусками, а также работа в стесненных условиях. Ширину землевозных дорог при использовании автомобилей принимают на 1,3 м больше ширины автомобиля. Ширину земляного полотна дороги определяют числом и шириной полос движения и обочин.
Ориентировочно грузоподъемность транспортных средств в зависимости от вместимости ковша экскаватора и дальности транспортирования грунта приведена в табл. 8.25. Экономическая целесообразность применения того или иного автотранспортного средства в каждом отдельном случае определяется расчетом стоимости перевозки 1 т груза.
Уменьшение полученного значения N вызывает простои экскаватора и снижение его производительности. Увеличение количества автотранспорта против расчетного приводит к простоям последнего.
Рабочий цикл экскаватора в значительной степени зависит от угла поворота до места выгрузки грунта.
Целесообразно использовать поперечно-челночный или продольно-челночный способы погрузки грунта экскаватором-драглайном в транспортные средства, которые подаются под погрузку по дну выемки (ниже уровня стоянки экскаватора).
Поперечно-челночный способ заключается в том, что грунт выбирают поочередно с каждой стороны автосамосвала. При этом ковш разгружают без остановки поворота стрелы в момент его нахождения над кузовом автомашины.
При продольно-челночном способе грунт выбирают перед задней стенкой кузова автосамосвала и, приподняв ковш, разгружают его над кузовом. При этом способе поворотные движения экскаватора фактически отсутствуют, а при поперечно-челночном не превышают 15° (рис. 8.32).
Использование этих способов погрузки значительно сокращает рабочий цикл экскаватора и повышает его производительность. Сокращение цикла происходит не только за счет уменьшения утла поворота стрелы, но и за счет сокращения времени на подъем ковша на разгрузку, так как высота подъема ковша определяется не высотой забоя, а погрузочной высотой самосвала.
При работе экскаватора-драглайна на укладке грунта непосредственно в земляное сооружение угол поворота стрелы принимают равным 90— 120°. При погрузке в транспортные средства, подаваемые в одном с ним Уровне, угол поворота составляет 70-180°.
Сократить время, затрачиваемое на маневрирование автомобилей, можно путем их установки с двух сторон экскаватора. Благодаря этому при загрузке одного автосамосвала второй производит необходимый маневр и становится под загрузку в заранее отмеченном месте.
Рациональной следует считать такую организацию кольцевого движения автомобилей, когда они перемещаются по замкнутой трассе и отпадает необходимость в маневрировании задним ходом.
Рис. 8.32. Схема работы экскаватора с ковшом драглайна при загрузке транспортных средств грунтом челночно-продольным способом:
1 и 5 — произведено копание (ковш опущен в забой, а затем заполнен фунтом); 2 и 4 — ковш поднят на высоту разгрузки; 3 и 6 — разгрузка ковша в момент прохождения стрелы над кузовом транспортного средства; В — ширина забоя
Иногда в формулу (8.27) вводят коэффициент Ку, учитывающий утомляемость машиниста в зависимости от качества системы управления экскаватором (Ку = 0,7-0,95).
Повысить коэффициент использования экскаватора по времени (Кв) можно своевременной подготовкой фронта работ, разработкой способов производства экскаваторных работ и маршрутов движения автомобилей. Значительное внимание необходимо уделять освещенности забоя.
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Транспортирование и укладка грунта"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы